Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:29, курсовая работа

Описание

Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе. Задачи: Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории. Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр. Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2. Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… . 8-10
1.3. Классификация исторических игр …. 11-16
Выводы к 1-ой главе ………………………………………………………….17
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
истории в 6 классе.
2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19
2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23
2.3. Анализ эффективности работы по использованию на уроках истории дидактических игр …………………………………………………………...23-24
Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..........25-26
Список литературы …………………………………....................................27-28
Приложение …………………………………………………………………29-33

Работа состоит из  1 файл

переделанная дипломная работа 2.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

  Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры

  а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

  б) подготовка непосредственно перед  игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  1. Введение в игру

  а) предложение игры детям

  б) объяснение правил игры

  в) выбор участников игры

  1. Ход игры

  Чем интересны и занимательны игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

  а) начало игры (уточнение нюансов)

  б) развитие (кульминация)

  в) заключение (важно вовремя поставить  точку)

  1. Подведение итогов.

  Оценка  и поощрение школьников.

  1. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).  

     Дидактическая игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

     Необходимо отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность стать субъектом обучения. Ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

     Игра  создает особые условия, при которых  может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезает робость, возникает ощущение – «я тоже могу», то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение [19, 24].

     Таким образом, многие педагоги считают, что основой дидактической игры является творческая учебная деятельность учащихся. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе. 

1.3. Классификация исторических игр 

  В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова отмечено: «Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело.  И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом  в жизнь» [23, 38].

  Множество известных игр  разбито на три группы с тематическими  заголовками:

  • Механизм,
  • Процесс,
  • Мотивация.

  Учебные игры.

  Дидактические игры: академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические.

  Механизм.

 Имитационные  игры  (имитации, машинные имитации, имитаторы)

  • Проблемные (эвристические) игры,
  • Сюжетные игры  (драматизации, инсценировки),
  • Ситуационные игры   (игровые ситуации),
  • Творческие игры  (манипулятивные и строительные),
  • Настольные игры,
  • Языковые игры,
  • Абстрактные игры.

    Процесс.

  • Ролевые   (организационные и функциональные) игры,
  • Военные игры   (военные учения),
  • Деловые   (управленческие, операционные и экономические) игры,
  • Производственные   (технологические, технические) игры,
  • Спортивные игры (игры с правилами),
  • Формальные   (формализованные игры).

Мотивация.

  • Развлекательные игры,
  • Азартные игры,
  • Актёрские игры,
  • Индивидуальные игры   (игры с природой),
  • Коллективные   (командные) игры,
  • Соревновательные игры (игры – состязания),
  • Результативные игры.

  Итак, на первом месте приведённой выше классификации игр стоят  учебные  игры. Учебная игра – это обучающая  игра, для которой характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками содержания обучения [5, 95].

  Игра, учение и труд являются основными  видами деятельности человека. При  этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.  Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение.

  Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.

  Ситуационные  игры образуют самостоятельный тип учебных игр. Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственной формой, основу которой составляет принцип индивидуального  обучения. Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией,  ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.

  Соревновательная  игра является одной из форм организации процесса игрового обучения. Процесс соревновательной игры возможен, если организовано командное соревнование, все команды состязаются в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой  их командой, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного   пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования, если в ходе игры и по её завершении будет проводиться подсчёт  результатов и выявление победителей, занявших 1-е, 2-е, 3-е  и  т. д. места.

  Имитационные  игры. Учебная игра - результат имитационного процесса. В ней имитируется предметное содержание человеческого труда, его проблемный характер. На выходе  имитационного процесса получаем не игру вообще, а учебную игру. Имитационную игру можно определить как игровой процесс, в порождении которого принимает игровая имитация; каким является игровой процесс, зависит в первую очередь от того, что представляет собой игровая имитация.

  Смысл  ролевой игры усматривается в том, что игроки берут на себя исполнение определённых ролей. Ролевая игра,  по Эльконину, является наиболее развитой формой игры. В связи с этим понятие роли позволяет, с одной стороны, проследить за развитием  игры, а с другой, заняться исследованием теоретического происхождения ролевой игры как развёрнутой формы игровой деятельности.

  Из  всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения [1, 4]. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.

  Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

  В отличие от игр вообще дидактическая  игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

  Каждая  дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и  индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности  появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

  Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться  требованиям коллектива.

  Существенной  стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

  Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

  Основой дидактической игры, которая пронизывает  собой её структурные элементы, является познавательное содержание.

  Познавательное  содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются  при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

  Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

  Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении.

  Все структурные элементы дидактической  игры взаимосвязаны между собой и  отсутствие основных из них, разрушает игру.

  Сочетание всех этих элементов игры и их  взаимодействие  повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к  желаемому результату.

  Ценность  дидактических игр заключается  в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые  знания, активно помогают друг другу в этом.                  

  При использовании дидактических очень  важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно  принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих [8, 29].

  При наличии интереса дети занимаются с  большой охотой, что благотворно  влияет и на усвоение ими знаний.

  Очень важно проводить игру выразительно. Интересная игра, доставившая детям  удовлетворение, оказывает положительное  влияние и на проведение последующих  игр. При проведении дидактических  игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

  Историческая  сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в историческом развитии детей и воспитании интереса их  к истории.

  Дидактические игры в  6  классе часто бывают связаны определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда они подсказываются названиями игры. «Исторический поединок», «Исторический КВН», «Звёздный час» и т.д. [15, 36].

Информация о работе Дидактические игры