Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:29, курсовая работа

Описание

Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе. Задачи: Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории. Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр. Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2. Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… . 8-10
1.3. Классификация исторических игр …. 11-16
Выводы к 1-ой главе ………………………………………………………….17
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
истории в 6 классе.
2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19
2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23
2.3. Анализ эффективности работы по использованию на уроках истории дидактических игр …………………………………………………………...23-24
Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..........25-26
Список литературы …………………………………....................................27-28
Приложение …………………………………………………………………29-33

Работа состоит из  1 файл

переделанная дипломная работа 2.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

       Игра на уроке истории  –  активная  форма  учебного  занятия,  в  ходе которой  моделируется  определённая  ситуация   прошлого   или   настоящего, «оживают»  и  «действуют»  люди  –  участники  исторической  драмы.  Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока  –  специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.  Ученики  заполняют «безлюдную»  историю  персонажами,  которые  они  сами  же  и  изображают  в исторических играх разного типа.

       Историческая игра побуждает ученика перевоплотится в другого  человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя»,  ибо  он изображает взрослого, «примеривая  на  себя»  далёкий  от  его  повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков  героев,  которых учащиеся изображают в игре, школьники  моделируют  историческую  реальность. При этом знания,  приобретаемые  в  игре,  становятся  для  каждого  ученика личностно значимыми,  эмоционально  окрашенными,  что  помогает  ему  глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую историческую эпоху.

       «Исторические игры полнофункциональны. Они очень гармонично объединяют фактический  и  теоретический  материал,  обычное  восприятие  информации  и творческую работу, эмоциональный и логический способы восприятия  –  словом, заставляют   активно   функционировать    разные    уровни    познавательной деятельности учащихся» [5; с.23].

       Игра на уроке истории создаёт условия для того, чтобы  учащиеся  могли вообразить то, чего в их  непосредственном  жизненном  опыте  не  было;  она вооружает ученика доступными для  него  способами  воссоздания  исторической действительности.  Проигрывание  какой  либо  роли  внутренне   раскрепощает школьника, что создаёт условия для развития творческой личности.

       Историческая игра эмоциональна по своей природе и потому делает  самую сухую информацию яркой и запоминающейся.

       «Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика.  Игра  – форма  работы, противостоящая  пассивному   слушанию.   В   процессе   игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной  работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации».

       «Практика  показывает,  что  успешное   изучение   истории   в   школе практически невозможно без развития  познавательного  интереса  учащихся,  а это,  в  свою  очередь,  требует  привлечения  ярких  фактов   и,   главное, привлечения активных форм проведения уроков».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         

Список литературы 

1. Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. – М., 2006

2. Алапьева   В.   Г.    Методические    рекомендации    по    организации  учебно - технических и деловых  игр. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории  в  школе. -1994.- № 4.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. - М., Владос, 1998.

5. Борзова Л. П. Игры на уроках истории. - М.: Владос-пресс, 2001.

6. Букова В.М.  Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. - № 3. с.38.

7. Выготский Л. С. Игра и её роль  в психологическом развитии  ребёнка //Вопросы психологии. 1996. - № 6.

8. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю.  Как сегодня преподавать историю. - М.:   Просвещение, 1999.

9. Гроос  К.  Игровые ситуации  на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. - № 8. С. 42.

10. Гузеев  В.  В.  «Метод  проектов» как частный случай   интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. - № 8.

11. Гуревич А. Я. История конца двадцатого  века.  В поисках метода. - М.:

   Владос-пресс, 1999.

12.Еникеев З.  Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор,  2000.

13. Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М.  Игра  и учение.  Теория,

   практика  и перспективы игрового общения.  В 2 т. - М., 1992.

14. Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы  на  уроках  //  Преподавание истории в школе. 1994. -№ 8.

15. Игры на уроках  истории.  Из  опыта работы  учителей  //  Преподавание

   истории  в школе. 1989. - № 4.

16. Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания  на  уроке.  - М., 1995.

17. .Карпова Е.В. Дидактические игры. М.: Просвещение – 1992.

18. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение – 1985.

19. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках  истории. - М.: Владос-пресс, 2001.

20. Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех кто учит.-

Воронеж, 2001. С. 26.

21. Озерков И. А. Ролевые игры как технологии  самовоспитания  //Школьные технологии. 2000. - № 1.

22.  Педагогика и психология  игры.  Межвузовский  сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 1985.

23.  Пидкастистый П. И.,  Хайдаров  Ж.  С.  Технология  игры  в  развитии  и

   обучении  ребёнка.- М., 1996.

24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.:  Просвещение, 1998.

25. Циренова М.Т. Дидактические игры на уроках истории Древнего мира в 6 кл. – Улан-Уде, 1993 г.

26. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. - М.: Владос, 1991.

27.Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Владос-пресс, 1999. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                            Приложение 1

ТЕСТ 

по теме: «Соседи восточных славян». 

1. Городища –  это….?

2. Колонизация  – это….?

3. Дань – это….?

4. Официальная  религия Булгарского государства  – это….?

5. Религия Хазар  – это….? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Приложение 2 
 

  
 
 

     35 % - Получили оценку «Хорошо» 
 

 

23 23% - Получили оценку «Удовлетворительно» 

  

      41 % - Получили оценку «Отлично» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Приложение 3

ТЕСТ

По теме: «Первые Киевские князья». 

1.К какому  князю принадлежит данная характеристика?

      В 907 году совершил грандиозный поход  на  Царьград.

2. Выберите годы  правления Игоря:

      а) 882-912

      б) 957-972

      в) 912-945

3. Кто стал  Киевским князем после смерти  Олега?

4. В каком  году Игорь совершил большой  поход на Константинополь?

      а) 941

      б) 957

      в) 944

5. Где Ольга  приняла православную веру?

      а) Киев

      б) Царьград

      в) Константинополь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                  Приложение 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     33 % - Средний  уровень качества  знаний. 
 

 

23 22% - Низкий уровень качества знаний. 

  

      45 % - Высокий уровень качества знаний. 
 
 
 
 
 

                                                                                                 Приложение 5 
 

  Высокий Средний Низкий
Общее число % Общее число % Общее число %
6 «А»  на входном 

этапе

10 41% 8 35% 7 23%
6 «А»  на контрольном 

этапе.

12 45% 7 33% 6 22%

Информация о работе Дидактические игры