Дискуссия в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть является дискуссию в учебном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие дискуссии в учебном процессе;
Изучить формы и этапы проведение дискуссии в учебном процессе;
Рассмотреть проведение дискуссии в учебном процессе на уроке истории.
Объект исследования - дискуссия в учебном процессе.
Предмет исследования - проведение дискуссии в учебном процессе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение за учебной деятельностью учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУССИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ПОНЯТИЕ, ПАРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ЭТАПЫ 5
1.1 Понятие и признаки дискуссии в учебном процессе 5
1.2 Формы дискуссии в учебном процессе 8
1.3 Этапы проведения дискуссии в учебном процессе 12
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА УРОКЕ ИСТОРИИ) 16
2.1 Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии 16
2.2 Проведении урока-дискуссии на уроке истории 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Дискуссия в учебном процессе.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Формированию  культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

     - вступая в дискуссию, необходимо  представлять предмет спора;

     - в споре не допускать тона  превосходства;

     - грамотно и четко ставить вопросы;

     - формулировать главные выводы.

     Момент  окончания дискуссии следует  выбирать так, чтобы предупредить повторение сказанного, ибо это отрицательно влияет на поддержание интереса учащихся к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести её итоги. Здесь нужно оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе учащиеся получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за то, что ученик отстаивал неверную точку зрения.

     На  заключительном этапе урока можно  не только систематизировать возможные  пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанный с  ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащимся.

     Следует отметить, что дискуссия является также одним из структурных основных компонентов урока-диспута, конференций, суда, заседания ученого совета и т.п

     Цель: научиться грамотно дискутировать.

     Задачи

     — выявить отличительные черты  спора и дискуссии;

     — усвоить правила ведения дискуссии;

     — на практике применить правила дискуссии  при обсуждении темы.

     Ход урока

     Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто  случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.

     Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?

     Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

     Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия  — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой  информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет («Начали за здравие — кончили за упокой»). В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.

     Всегда  помните о цели дискуссии —  найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному  вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

     С уважением относитесь к мнению другого  человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

     Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения  типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все хохлы — жадины», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

     Уважайте  мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса  этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

     Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к  человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

     Не  спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте  дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

     В дискуссии могут участвовать  только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

     Практическая  часть. Пусть каждый из вас на отдельном  листке напишет тему, которая могла  бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, — то есть могла  бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Затем сдайте их учителю. Обсуждению самых интересных из них мы посвятим следующее занятие. А сегодня мы попробуем потренироваться грамотно дискутировать.

     Разбейтесь  на группы по 10-12 чел. Каждая группа разделится пополам — сторонники одной точки  зрения и их уважаемые оппоненты. Выберите тему для обсуждения и в ходе обсуждения попытайтесь прийти к какому-либо решению по данному вопросу. Применяйте правила ведения дискуссии!

     (Примеры  тем для дискуссии:

     — Где лучше жить: у нас или  за границей?

     — Правильно ли воспитывают нас  наши родители, и как мы будем  воспитывать наших собственных детей?

     — Может ли народ влиять на политику?

     — Когда жизнь была лучше: раньше или  сейчас?

     — Хорошему или плохому учит нас  наше телевидение?).

     Знание  правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения. 

 

      2.2 Проведении урока-дискуссии   на уроке истории 

     Динамичное  развитие современного общества требует  от человека способности быстро ориентироваться  в окружающей действительности и  осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения.

     В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.

     Одной из таких нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия. Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.

     В педагогическом смысле дискуссия –  это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.

     В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение и проверка.

     Процесс общения в ходе дискуссии направлен  на достижение следующих учебных  целей:

  • ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний;
  • обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности;
  • освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).

     В практике работы возможно использование  различных видов дискуссии.

     Структурированная, или регламентированная дискуссия – дискуссия, имеющая четкий план, структуру, регламент обсуждения, где “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу. (Например, что произошло на Сенатской площади 14 декабря 1825 года: акт гражданского неповиновения, попытка государственного переворота, восстание, революция?)

     Дискуссия с элементами игрового моделирования – дискуссия, где проблема ставится и разрешается не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. (Решение вопроса о выборе нового царя на Земском соборе 1613 года)

     Проектная дискуссия – дискуссия, основанная на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении, учащийся в ходе спора намечает возможные попытки выхода, обобщая его в проектах.

     “Дебаты” - формализированная дискуссия на заданную тему. Как правило, урок проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. (Кто был прав в гражданской войне: красные или белые?)

     Имеется также классификация дискуссий  по формам проведения. Так выделяют: парную, командную, групповую дискуссии.

     Парная  дискуссия (модель “вертушка”) направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.

     Командная дискуссия (модель “дебаты”) построена на основе соперничающих команд.

     Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и “аудитории”. К ним относятся уроки по типу “круглого стола”, “заседание экспертной группы”, “пресс-конференция”, “симпозиум”, “диспут” и т. д. (Реформы Н.С. Хрущева: волюнтаризм или веление времени?).

     Успех дискуссии определяется выполнением  следующих требований:

     - вопросы или проблема дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными;

     - учитель должен обладать широкой  общественной и научной эрудицией,  способностью длительное время  находиться в большом умственном  напряжении;

     - руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, увязывать содержание дискуссии с актуальными вопросами современной жизни.

     - обязательным условием успешного  проведения дискуссии являются  особенности речи учителя: она  должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь руководителя дискуссии остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.

     К дискуссии надо хорошо подготовиться:

     - четко уяснить тему обсуждения;

     - продумать логику последовательного  раскрытия своей позиции по  рассматриваемому вопросу, наметить  план выступления;

     - сформулировать основные идеи, суждения  по проблеме;

Информация о работе Дискуссия в учебном процессе