Дискуссия в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть является дискуссию в учебном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие дискуссии в учебном процессе;
Изучить формы и этапы проведение дискуссии в учебном процессе;
Рассмотреть проведение дискуссии в учебном процессе на уроке истории.
Объект исследования - дискуссия в учебном процессе.
Предмет исследования - проведение дискуссии в учебном процессе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение за учебной деятельностью учащихся

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУССИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ПОНЯТИЕ, ПАРИЗНАКИ, ФОРМЫ И ЭТАПЫ 5
1.1 Понятие и признаки дискуссии в учебном процессе 5
1.2 Формы дискуссии в учебном процессе 8
1.3 Этапы проведения дискуссии в учебном процессе 12
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (НА УРОКЕ ИСТОРИИ) 16
2.1 Методические рекомендации и правила по проведению урока-дискуссии 16
2.2 Проведении урока-дискуссии на уроке истории 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Дискуссия в учебном процессе.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     - проверить правильность логической  аргументации;

     - отобрать убедительные факты,  доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.

     Во  время дискуссии вести себя спокойно и достойно:

     - говорить убедительно, не давать  перебивать репликами выступление, не горячиться;

     - анализировать объективно замечания  противников: или приводить новые  аргументы, или признать правоту  аргументов оппонента, или предложить  считать этот вопрос спорным,  подлежащим дополнительному изучению.

     В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.

     При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов.

     Завершается дискуссия подведением итогов. Нужно отметить, изменились ли первоначальные взгляды на проблему, почему, в каких вопросах позиция осталась неизменной. Если дискуссия неудачна, надо разобраться, почему это произошло: виной тому слабость доводов или неумение вести полемику с оппонентами.

     Целенаправленное  обучению умению вести дискуссию  я начинала параллельно с обучением  умению доказывать с 8-го класса (проводились  дискуссии по темам: “Восстание декабристов”, “Общественная мысль второй четверти XIX века: западники и славянофилы”). В 9-м классе были проведены дискуссии по темам “Кто виноват в развязывании холодной войны?”. А в 10–11 классе данное умение продолжает отрабатываться, совершенствоваться. В 2007–2008 учебном году в 10-м классе было проведено несколько уроков-дискуссий по темам: “Иван Грозный: созидатель или разрушитель?”, “Что такое Петр? Чудо или чудовище?”, “Россия в XIX веке миссионер или колонизатор?”

     Предлагаем  модель урока-дискуссии по теме “Что такое Петр? Чудо или чудовище?” (Дм. Мережковский)

     Дидактическая цель урока:

     Создание  условий для закрепления и  применения знаний по теме “Петр I и  его время” и умения вести дискуссию.

     Тип урока по дидактической цели – урок-практикум.

     Цели  по содержанию:

     Образовательные:

     - закрепление и применение эмпирических знаний (даты реформ, факты преобразований, термины: реформа, модернизация);

     - закрепление и применение теоретических  знаний (причины проведения реформ, их последствия, оценка реформ  и личности Петра I современниками  и историками);

     - закрепление и применение умения  решать учебную задачу;

     - закрепление и применение умения  вести учебную дискуссию;

     - продолжить формирование понятия  о многогранности исторического  процесса.

     Развивающие:

     - развивать умение доказывать;

     - развивать умение делать выводы на основе анализа исторических фактов.

     Воспитательные:

     - побуждать к самостоятельному  поиску путей выхода из сложных  ситуаций;

     - продолжить работу по воспитанию  культуры общения.

     Формы и методы:

     Метод – частично-поисковый (проблему ставят ученики под руководством учителя, решают ее совместно).

     Формы реализации метода: самостоятельная работа (по тексту исторических источников), дискуссия.

     Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (работа на контрольном листе, учащиеся имели возможность высказать собственную точку зрения, доказать ее), в группе (определение аргументов в защиту своей позиции).

     Контроль: текущий по ходу урока, контроль со стороны группы экспертов, самоконтроль.

 

      Табюлица 2 - Модель урока.

№ п/п Этапы урока Деятельность  учителя Деятельность  учеников
1. Организационный момент (1 мин.) Проверка готовности к уроку Проверка своего рабочего места
2. Мотивация и  целеполагание (5) Предлагает  вспомнить оценки деятельности Петра I современниками и историками, определить цели урока Приводят примеры  оценок, записывают в листе контроля цели урока, озвучивают эти цели, цели принимаются учащимися
3. Актуализация  знаний и умений (5) Предлагает  ответить на вопрос “Почему важно  обсуждение данной темы для каждого  лично”, подобрать аргументы для подтверждения совей позиции, совместно вспоминают правила ведения дискуссии На листах контроля отвечают на поставленные вопросы и  озвучивают ответы на вопросы
4. Применение  знаний и умений, организация дискуссии (30) Предлагает  группам обсудить предложенные аргументы, выбрать три наиболее значимых, решить, кто будет выступать с этими аргументами, какие возможные вопросы будут задавать другой группе.

Предлагает  начать дискуссию, следить за ходом  дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся. Подведение итогов дискуссии

Идет обсуждение аргументов, выработка позиции группы.

Члены групп высказывают свои аргументы, задают вопросы другой группе.

Слово экспертам – анализируют деятельность групп

5. Рефлексия (2) Предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке Записывают  мнение на листе контроля и высказывают  свои мнения.
6. Домашнее задание (2) Предлагает  ответить на вопрос Знакомятся  с вопросом на листе контроля
 

     По  ходу урока учащиеся заполняют листы контроля. На этих же листах контроля проводится рефлексия каждым учащимся и выполняется домашнее задание. На следующем уроке учащиеся сдают листы контроля с выполненным домашним заданием и получают отметку за урок. На уроке за ходом обсуждения наблюдают эксперты, которые заполняют особый бланк – Оценочный лист. По окончании дискуссии экспертам предоставляется слово. Они подводят итоги работы групп, отмечают сильные и слабые стороны выступлений учащихся и работы групп по ходу дискуссии.

     Уроки-дискуссии  очень нравятся учащимся. Это они отмечают в анкетах, которые я проводила. В частности, они пишут, что во время дискуссии есть возможность высказать свое мнение, убедить в нем своих оппонентов. При подготовке к дискуссии приходится искать дополнительный материал, а, следовательно, расширять свои знания. На уроке-дискуссии материал запоминается легче и на более продолжительное время.

     Таким образом, подводя итог работы по обучению учащихся умению доказывать и вести  дискуссию, я могу констатировать, что  к середине 11 класса практически все учащиеся:

  • четко представляют тему обсуждения;
  • намечают план выступления;
  • четко формулируют суждения;
  • ищут правильные, убедительные аргументы;
  • говорят спокойно; критикуют идею;
  • анализируют выступления противника;
  • внимательно выслушивают чужие мнения;
  • задают вопросы;
  • уважительно относятся друг к другу;
  • подводят итоги дискуссии;
  • признают свою неправоту.

     Умения  доказывать и вести дискуссию  учащиеся неоднократно демонстрировали  на открытых уроках для учителей истории  школ города и области. Учащиеся данного класса являются инициаторами создания и активными участниками гимназического дискуссионного клуба. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение данной работы можно сделать  следующие выводы:

     Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

     Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный  обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

     Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если учащиеся будут не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но «добывать» их, решая познавательные задачи.

     В процессе дискуссии у учащихся формируются  специфические умения и навыки. Ситуация полемики вынуждает их как можно  точнее формулировать свои мысли, правильно  используя для этого понятия  и термины. Учащиеся овладевают приемами доказательной полемики, заботятся об обоснованности своих предложений, подходов к решению.

     Дискуссия позволяет актуализировать нравственные проблемы, лежащие в основе научных  знаний, показать их важность для современности. Она дает учащимся возможность почувствовать те вопросы, разрешением которых были заняты в разные исторические эпохи лучшие умы человечества. (Насколько благотворны постоянно осуществляющиеся преобразования общества, изменения всей культуры и самого человека? Что будет с природой? Не попадет ли человечество в такую ситуацию, когда оно не будет в состоянии справиться с теми проблемами, которые оно само породило и др.)

     Применение  такой формы организации учебной  деятельности, как дискуссия, позволяет  разнообразить виды уроков, сделать  их более интересными и запоминающимися.  

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Басова  Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.-416с.
  2. Белов В. И. «Историческая газета». 2006.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 2008.
  4. Громозди В.Г. Альтернативы в истории // Преподавание истории в школе. 2008. № 5;
  5. Жарова Л.Н, Мишина И.А. Книга для учителя по новой истории. М., «Русскре слово», 2007
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - - М.: Логос, 2005. – 384 с.
  7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 290 с.
  8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Н; 2006.
  9. Короткова М.В. Нетрадиционные формы уроков. Жур. ПИиОБЩ. 2002г.№
  10. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.
  11. Лазукова Н.Н. Альтернативные ситуации на уроках истории // ПИШ. 20043. №1.
  12. Малышевский А. Ф. Мир человека. Пособие для учителя. Москва.» Интепракс». 2007.
  13. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., «Новый учебник»; 2007.
  14. Нетрадиционные формы занятий. /Из опыта работы учителей истории г.Новокузнецка/. Новокузнецк, 2006.
  15. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред. И.Я.Зязюна. - М.: 1989. – 231 с.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2007.
  17. Селевко Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Ярославль, 2005.
  18. Современный философский словарь. Москва. 2004.
  19. Тайны истории. М.П. Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О Ключевский о пользе исторических знаний. Москва. 1994 г. Стр. 155
  20. Философский энциклопедический словарь. Москва. 1983 г.
  21. Янченкова Е. «Когда урок интересен». Жур. «Учитель». М., 2007., №4

Информация о работе Дискуссия в учебном процессе