Дислалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

А также биологические:

- общая физическая  ослабленность ребенка причиной чему соматические заболевания;

- задержка психического  развития (ММД);

- задержка речевого  развития;

- недоразвитие фонематического  слуха;

- недостаточность подвижности  органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и (или) неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного положения к другому.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений  ЦНС, препятствующих осуществлению  движения. Несформированными оказываются  специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков.

Это может быть связано  с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные  образцы отдельных звуков. В таких  случаях оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. 
Артикуляторная база оказывается неполной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования – звуки – сформировались. Звуковые замены различны так как разные признаки звуков могут быть не сформированы 
(акустические или артикуляционные).

Смешение и взаимозамены звуков могут образовываться в результат  неуменья и осуществлять правильный выбор звуков при сформированности артикуляторной базы.

Случаи ненормированного воспроизведения звуков (искажения) наблюдаются при неправильно  сформированных отдельных артикуляторных позициях. 

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения  при дислалии делятся на:

. фонематические (Р.Е. Левина), или фонологические (Ф.Ф. Рау) – замены и смешения;

. фонетические (Р. Е.  Левина) или антропофонические (Ф.Ф.  Рау).

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика основных форм дислалии.

В соответствии с данными  критериями выделяются три основные формы дислалии: 
1. акустико-фонематическая дислалия.

К ней относятся дефекты  звукопроизношения, обусловленные избирательной несформированностью операций опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков в сенсорном звене механизма восприятия речи. В основе лежит недостаточная сформированность фонематического слуха. 

2. артикуляторно  - фонематическая дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты, обусловленные  несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам  в моторном звене производства речи. При такой форме нарушений существуют два варианта: 
- при неполно сформированной артикуляторной базе вместо нужного звука отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков, но более простой по артикуляции. 
- при полностью сформированной базе принимается неправильное решение при отборе звука в силу недостаточной дифференцации смешиваемых звуков.

3. артикуляторно-фонетическая  дислалия.

К этой форме дислалии относятся дефекты звукопроизношения, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки звучат искаженно. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к  правильному.

Таким образом, нарушения  речевой моторики не всегда являются причиной дефектов звукового оформления речи при дислалии. Причинами нарушения звукопроизношения могут быть наряду с нарушением артикуляционной моторики, несформированность фонематического слуха, дефекты анатомического строения артикуляционного аппарата. Эти нарушения могут являться отдельными дефектами, а могут сочетаться между собой.

В тех случаях, когда  причиной дефектного произношения звуков являются нарушения артикуляционной  моторики, они не обусловлены органическим повреждениям ЦНС. Поэтому подобные нарушения негрубы, неярко выражены, не формированы наиболее тонкие и дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата; чаще всего языка и губ 

Большое количество детей  с дислалией имеют вполне развитый артикуляционный аппарат артикуляционная  моторика соответствует возрастной норме.

В отечественной логопедии сложилась концепция дислалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловлен органическими нарушениями центрального порядка.

В концепции  дислалии функционально обусловленные  нарушения произношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалиях органов артикуляции) разделены на самостоятельные формы дислалии. Из состава дислалии выделена в отдельную форму ринолалия. Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей выработки правильного звукопроизношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

    1. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции.

 

         Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

  Чаще нарушается произношение  трудных по артикуляции звуков: язычных, например, р, л; свистящих ( с,з,ц); шипящих (ш,ж,ч,щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с,з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, то есть с”, з”. Исключение составляют звуки р, л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.

   Нарушения звукопроизношения  у детей могут проявляться  либо в отсутствии тех или  иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

    Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова ( рыба – ыба), в середине слова ( пароход – паоход): в конце – ( шар – ша)

    Искажение звука выражается  в том, вместо правильного произносится  звук, которого нет в фонетической  системе русского языка. Например, вилярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л.

   Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:

  1. замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например, замена взрывных заднеязычных к и х взрывными переднеязычными т и д ( тулак – кулак; дудок – гудок).
  2. Замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например, фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т ( танки – санки).;
  3. Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например, с губно-зубным  ф ( фумка – сумка).
  4. Замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например, звонких звуков глухими( пулка – булка; субы – зубы);
  5. Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например, мягких твердыми и твердых мягкими ( ряз – раз; пула вместо пила)

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков , - это простая дислалия, если пять звуков и более – сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы( например, свистящих), - это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционны 

группы ( например, ротоцизм, сигсатизм и ламбдацизм), - это полиморфная дислалия.

 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С, З, Ц (сигматизм)

 

ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ 

При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним  резцам, произноситься звук, близкий  к звуку Ф. предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития)

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ 

Такой вид нарушений  бывает при просовывании кончика языка между зубами - в большинстве случаев получается нечистое С и З (пришептывание - этот дефект произношения виден глазом при произнесении звуков С и З), реже - звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Предрасполагающим фактором к появлению такого вида сигматизма является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме  дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом

ПРИЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ 

Такое произношение , когда  кончик языка упирается в режущие  края верхних и нижних  зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).

ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ 

При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой  полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии  языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки,  жямок).

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ 

Выделяется двухсторонний  и односторонний сигматизм.

При двустороннем сигматизме боковые  края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые  проходит выдыхаемый воздух - слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп, лубы вместо суп, зубы)

При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.

Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

НОСОВЙ СИГМАТИЗМ 

При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот. 

Носовой сигматизм вызывается неплотным  смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы  или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

СМЯГЧЕНИЕ ТВЕДЫХ ЗВУКОВ С И З 

Такой вид нарушений  возникает при нормальном положении  передней части языка, а средняя  часть его недостаточно опущена - получаются смягченные СЬ и PM (сянки, зямок). Это нарушение часто бывает у детей с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ)

Парасигматизмы проявляются  чаще всего в следующих заменах: Ц - С, Ц - Т, Ц - Ч, С - Т,  

С - Ф,  З - Д, З - В,

 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Артикуляция шипящих  звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Это сходство и  определяет сходность дефектов произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков

Губно-зубной, Межзубный, Призубный, Боковой, Шипящий, Носовой  (см. нарушение произношения свистящих звуков)

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ  проявляются в следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж;  Ж - З,  Д, Ш;  Щ-СЬ, Ш, Т; Ч - Щ, ТЬ, С

 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ (ЛАМБДАЦИЗМ)

ГУБНО-ГУБНОЙ ЛАМБДАЦИЗМ

Звук произноситься  с участием губ, которые вытягиваются вперед, получается подобие краткого У. Кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. (уампа вместо лампа).

ГУБНО-ЗУБНОЙ ЛАМБДАЦИЗМ

Произношение звука  Л, напоминающее звук В. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка  лежит на дне ротовой полости. (вампа вместо лампа)

МЕЖЗУБНОЕ ПРОИЗНОЖЕНИЕ

При этом виде ламбдацизма  кончик языка находиться между зубами.

СМЯГЧЁНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

Звук Л произноситься  недостаточно твердо,  что-то среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук Л произноситься  с более приподнятой средней частью языка и несколько ниже нормы опушенной задней частью языка.

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ (ЗАМЕНЫ ЗВУКА Л).

Звук Л чаще всего  заменяется звуками У,  Д, В, Н, ЛЬ, З, Р.

 

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ ( РОТОЦИЗМ)

Информация о работе Дислалия