Дислалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в  качестве  исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать  должен  только  язык,  при  спокойном положении нижней челюсти.

     Если  возникает   затруднение  в  выполнении  указанных  упражнений   с

раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с  работой  языка  «прыгающие» движения нижней  челюсти,  следует  ввести  сбоку  между  коренными  зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который  будет  выполнять  в  этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической  фиксации  нижней челюсти отпадает.

     В  дальнейшем  двух-,  трехкратное  повторение  звука  д,   завершается

гласными а или ы.

     Полезным  для выработки вибрации является  произнесение д вместо фонемы  р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики,  тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

    Другой прием  выработки вибрации состоит в  том, что во время длительного произнесения фрикативного р под язык подкладывается  шпатель  с  шариком  на конце. Шарик приводится  в  соприкосновение  с  нижней  поверхностью  языка, после  чего  быстрыми  движениями  шпателя   вправо   и   влево   вызывается механическое  колебание  языка,  попеременное  смыкание  и  размыкание   его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть  с  успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или  обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется  пассивно,

с помощью логопеда, который  держит  кисть  ребенка.  В  дальнейшем  ребенок действует самостоятельно. Во  время упражнений  необходимо  следить,  чтобы язык постоянно возвращался в установленное  положение,  чтобы  между  ним  и альвеолами сохранялась минимальная щель.

     Наконец,  очень способствует появлению   самостоятельной  вибрации  языка сочетание альвеолярных т  или  д  с  фрикативным  р  (др._____,  др_______; дддр_____, дддр___; тр_____,  тр_____;  тттр______,  тттр_____  ).  Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при  которой  дрожит  лишь  самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частности с механическим колебанием языка, должны привести  к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной.

    После того как  достигнута  вибрация,  необходимо  путем  разнообразных

упражнений на материале  слогов, слов и фраз, произносимых постепенно все  вболее  быстром  темпе,  добиться  автоматизации  усвоенной  артикуляции   иизбавиться от излишне раскатистого  произношения  фонемы  р,  неизбежно  на ранних  этапах  работы.  Если  вначале  получится  только  твердое   р,  то

одновременно с его  закреплением необходимо начать  работу  над  мягким  р’. 

Если же вначале получится  мягкое р’, то вскоре следует  начать  работу  над твердым  р.

          Коррекционная работа при отсутствии  в речи звуков Р и Р’

    Звук р часто  отсутствует у детей. Этот недостаток  хорошо  заметен  для

окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так:  «Ано,  ано  мы  встаем

гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

 

 

    Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

    Подготовительный  этап.

    Для правильного  произношения звука р нужно,  чтобы передний  край  языка

стал широким. Некоторым  детям  это  не  удается:  кончик  языка  все  время

суживается. Здесь можно  привести сравнения: «Сделай  язык  блинчиком,  пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у  него на нижней губе). Если язык  у  ребенка  продолжает  оставаться  напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный  язычок».  Когда  ребенок  научится распластывать  язык,  делать  его  мягким,  ненапряженным,  предложите   ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение,  сильно  не  открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик  языка  вверх.  Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

    Затем  можно   сказать:  «Теперь  отправим  язычок  за  верхние   зубы».

Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно  медленно,  плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на  то, что язык остался таким же широким, как был, когда  лежал  на  верхней  губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

    Удерживая  язык  широким  за  верхними  зубами,  чуть  отодвинув его к

альвеолам, нужно подуть  на  его  кончик.  Необходимо  следить,  чтобы  губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему  видеть  положение  своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои  зубы были видны!  Держи  язык  широким  наверху.  Скажи  з…з…з…  (слышится  звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь,  как я подую!» Нужно  добиться  того,  чтобы  эта  артикуляция  стала  привычной, выполнялась быстро и свободно.  Ребенок  не  связывает  пока  этот  звук  со звуком р.

    Постановка  звука.

    Ребенок произносит  с указанной выше артикуляцией  звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р  будет  слышаться  звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе  к  зубами.  Слегка  усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С  другими  гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно  и  прочно закрепляет у ребенка правильную  

артикуляцию, но без вибрации кончика  языка. Полученный звук р называется проторным.

    Далее следует  приступить к выработке раскатистого  звука р.

                       Выработка раскатистого звука  Р

 

                         (с вибрацией кончика языка)

    Прежде чем  приступить  к  выработке   раскатистого  р,  следует  научить

ребенка произносить  звук р проторный.

    Подготовительный  этап.

    Попросите ребенка, удерживая   язык  широким  «побарабанить»  языком  за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска  бумаги,  поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

    Постановка звука.

    Ребенка просят  поднять   широкий  язык  за  верхние   зубы  и  длительно

произносить  звук  похожий  на  зж  (слышится  что-то  cреднее  между  этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук  д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий).  Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В  это  время  прямым  (чисто вымытым,  с  коротко  остриженным  ногтем,   чтобы   не   поцарапать   язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым  в  носовой платок, подложенным  под  кончик  языка,  производите  частые  колебательные движения из стороны  в  сторону,  отчего  слышится  рокочущий  звук.  (Можно использовать  пустышку,  плотно  набитую  ватой  или  сделать  пластмассовый

шпатель из зубной щетки,  удалив  щетину,  получится  удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука  у  ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца  (шпателя),  малыш  сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.

    Если язык  будет не широкий и не напряженный,  палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с  пальцем,  со  звуком близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, что язык  должен  быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со  своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув  ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна  ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они  с  удовольствием его выполняют. Ребенку можно  сказать,  что  Вы  сейчас  попробуете  завести мотор.

    Добившись   вибрации   кончика   языка    с    механической    помощью,

продолжительность вибрации удлиняют  и  постепенно  переходят  к  тому,  что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без  нее.  Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец  ко  рту,  как кончик языка начинает вибрировать  самостоятельно  (палец  в  данном  случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах),  постепенно  и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация  кончика  языка не вырабатывается очень долго, начинают  

автоматизацию звука  р в слогах  и  в словах,, добиваясь раската с механической помощью.

  Можно вызвать вибрацию  кончика языка следующим образом:  предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не  отпуская  языка, подуть на него. В момент отрыва языка от  неба  сильным  толчком  выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация  кончика  языка.  Это  упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации  кончика  языка,  и  далее  он  может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

    Второй вариант  этого же способа (с механической  помощью). Поднять  язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим  указательным  пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и  «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать  воздух  с включением  голоса.  Язык  «набухает»,  и  слышится  звукосочетание  тж   (у некоторых детей сразу  получается  сочетание  тр  (др).  Зубы  в  упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев.  Упражнение  повторять  много раз, постепенно  увеличивая  напор  воздуха.  Звукосочетание  тж  постепенно перейдет  в  тр  (др),  Обязательно следите за  тем,  чтобы кончик  языка вибрировал и удерживался у неба, а края  языка  прилегали  к  боковым  краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно  получается короткое тр-тр (др - др).

    Могут  быть  следующие  неточности:  пальцы  схватывают  «уздечку»,   и

вибрации при выдувании  воздуха  не  получается;  воздух  проходит  не  вдоль языка, а в нос, поэтому язык не  «набухает»  и  не  «трыкает»;  недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания  тр  (др)  слышится тл, это означает,  что  произвольно  работает  сам  язык  (работать,  т.  е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же  должен плотно  прилегать  к  небу  и  быть  неподвижным;  следует  воздержаться  от постановки  звука  р  по  подражанию.  При  правильном  произношении   звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень  часто  начинает вибрировать либо «язычок»,  либо  корень  языка,  соприкасающийся  с  мягким

небом.

    После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) - вначале с  помощью  пальцев,  а  затем  без пальцев.

    На любом  из данных  этапов  не  следует   торопиться.  У  ребенка   может

получится раскатистый  р  с  первого  раза,  и  может  понадобиться  на  это

несколько месяцев. Основная задача,  которая  стоит  перед  Вами,  выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый  день.  Начав  постановку  р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и  переходить  к  другому. Проявите терпение в данной работе.

    Внимание! В  ряде случаев считается, что  для постановки звука р (реже  ш,

ж) необходима подрезка подъязычной  связки («уздечки»). Однако  это  излишне. 

Причиной отсутствия звука р является  слабость  мышц  языка  и  неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться  к  небу.  Опыт работы показывает, что после  проведения  комплекса  cпециальных  упражнений мышцы языка развиваются,  а  «уздечка»  растягивается,  и  необходимость  ее подрезки отпадает.

    В помощь  упражнениям можно  растянуть   подъязычную  связку  специальным массажем.  Ухватите  «уздечку»  в  самом  низу  под  языком  двумя  пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к  кончик языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте  силу,  чтобы  не  повредить тонкую ткань. В каждый прием  совершайте  несколько  таких  движений.  Очень быстро  Ваши  пальцы  станут  чувствовать  возможности  «уздечки»,   и   эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 -  5  раз  в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что  подъязычная  связка изменилась в длинне.

    Звук Pь.

    После  автоматизации   р,   используя   прием   подражания,   добиваются

правильного  произнесения  рь.  Длительный  раскатистый  р   последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё,  ю  растягивая  при  этом  губы  в  улыбку.

Добившись правильного  произношения рь в слогах, вводят слова  и т. д.

                Горловое произношение звука P и его коррекция

    Горловое произношение  звука р встречается часто  у детей и  взрослых.  В

редких случаях оно  устраняется  без  специальной  помощи,  и  если  его  не

исправить, может остаться на всю жизнь.

    Отличие   горлового  р  от  правильного   состоит  в том,  что вибрация

образуется  колебаниями  не  кончика  языка,  а  мягкого  неба   (маленького

язычка). Такое произношение звука р  считается  правильным  во  французском, немецком и некоторых других языках.

    Отличить горловое  произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить  р.  При  этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно.

    Коррекция горлового  произношения  звука  р  производится  в  несколько

этапов.

    Подготовительный этап.

    Если у ребенка  язык неповоротливый, напряженный  и в речи нет правильных

звуков ш и ж, следует  прибегнуть к артикуляционной  гимнастике,  посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

    Постановка звука.

    Если у ребенка  есть правильно произносимые  звуки ш  и  ж,  нужно   сразу

Информация о работе Дислалия