Дислалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Содержание

1. Теоретическая часть.
1.1. Определение дефекта. Распространенность данного дефекта…………3
1.2. Из истории изучения вопроса……………………………………………6
1.3. Этиология, классификация дислалии……………………………………7
1.4. Характеристика основных форм дислалии…………………………….10
1.5. Виды нарушений звукопроизношения и способы их коррекции……..12
1.6. Этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения………………………………………………………18
2. Практическая часть.
2.1. Логопедическое обследование детей с дислалией……………………21
2.2. Выявление нарушений звукопроизношения у детей…………………...28
2.3. Определить процент детей с нарушениями звукопроизношения по отношению к общему числу обследуемых детей………………………29
2.4. Описание структуры дефекта одного ребенка дошкольного возраста..30
2.5. Дефект звукопроизношения ребенка экспериментальной группы……31
2.6. Комплексы гимнастики и способы постановки звука ребенку экспериментальной группы……………………………………………..44
2.7. Альбом по звукопроизношению ( см. приложение).
Список литературы………………………………………………………………..65

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логопедии.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

 

5. « Любопытный  язычок»

 

Вот и вышел на порог 

Любопытный язычок.

« Что он скачет взад-вперед?»  – 

Удивляется народ.

 

Цель. Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание. Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Обратите внимание! 1. Упражнение выполняется в спокойном темпе.2. Двигается только язык.

 

 

6. « Лягушка»

 

Ниже нижнюю губу

Опущу я , как смогу.

 

Цель. Отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание. Ребенок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется 10 раз. 

Обратите внимание! 1. Двигается только нижняя губа. 2. Верхнюю губу, если она двигается, следует придержать пальцем.3. Если ребенку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, плавно опуская пальцами его подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы. 

7. « Зайчик»

 

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

 

Цель. Отработать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание. Ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только верхняя губа.2. Если двигается нижняя губа, то её можно слегка придержать пальцем. 3. Если ребенку трудно выполнять упражнение, то можно помочь ему, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом верхняя губа поднимается и открываются верхние зубы.

 

8. « Окошко»

 

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

 

 Цель. Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание. Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положениии5-10 секунд.

Обратите внимание! 1. Если ребенку трудно выполнить это упражнение, то следует вернуться  к упражнениям « Лягушка» и

« Зайчик».

 

9. « Язык  здоровается с подбородком»

 

Просыпается язык – 

долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

  • Эй, какая там погодка?

 

Цель. Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки- уздечки ( при её укорочении).

Описание. Улыбнуться. Приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз ( к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Обратить внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны.2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

 

10. « Язык  здоровается с верхней губой»

 

Улыбнись, не будь груба.

Здравствуй, верхняя губа!

 

Цель. Отработать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки ( уздечки), если она укорочена.

Описание. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу ( при укорочении уздечки – дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 35  секунд, убрать в рот.

Обратить внимание! 1. Не всем детям удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствует упражнения « Шлёпаем губами по языку», « Покусаем язык». 2. Двигается только язык, нижняя губа не « подсаживает» язык вверх.

 

11. « Обезьянка»

За нижнюю губу заложен  язык – 

Из зеркала смотрит  мартышкин двойник.

 

Цель. Отработать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Обратить внимание! Если ребенку трудно выполнять это упражнение, вы можете провести между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо « спрятать» язык.

 

12. « Бульдог»

 

За верхнюю губу заложен  язык – 

Бульдог уступать никому не привык.

 

Цель. Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удержать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обратить внимание! Если ребенок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

 

 

 

13. « Прятки»(  чередование « Обезьянка» –  « Бульдог»)

 

Обезьянка и бульдог  – 

Всех покажет язычок.

 

Цель. Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую ( низ-верх).

Описание. Ребенок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения « Обезьянка» и « Бульдог».

Обратить внимание!. Двигается только язык. Старайтесь избегать дополнительных движений ( не морщите нос, не хмурьтесь).

14.«Хомяк» 

Языком давить стараюсь,

В щёку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

 

Цель. Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание. Язык поочередно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Обратите внимание! 1. Рот закрыт.2. если ребенку трудно выполнить это упражнение, то можно : а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороной сначала в одну, а затем в другую щёку; б) контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щек.

 

15. « Кружок»

Мой язык совсем не глуп – 

Ходит кругом возле губ.

 

Цель. Развивать произвольные движения языка. Укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.

Описание. Рот закрыт. Язык двигается с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг ( правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении.» Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Обратить внимание! 1. Если ребенку трудно выполнить данное упражнение, то нужно повторить упражнение: « Обезьянка», « Бульдог», « Прятки», « Хомяк», 2. Можно помочь ребенку, очертив соской круг с внутренней стороны щёк и губ. 3. Можно очертить кружок, проведя пальцем по ходу движения языка.

 

16. « Чередование  « толстячки – худышки»

 

Вот толстяк – надуты щёки

И. Наверно, руки в боки.

Вот худышка – щёки впали:

Видно, есть ему не дали.

 

 Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.

Описание. Ребенок поочередно надувает и вытягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Обратите внимание! Губы сомкнуты.

 

17. « Шарики»  ( поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щёки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться. 

Описание. Ребенок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

 

18. « Самовар» ( « Паровозик»)

 

Щёки надую, выпущу пар,

И запыхчу, как большой  самовар.

 

Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк.

Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы. Произнося : « Пых!»

Усложнение: 1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе : « пых-пых-пых» ( «самовар кипит»)2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.

Обратить внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

 

19. « Шлёпаем губами по языку» ( « Накажем непослушный язык»)

А теперь уж не зубами – 

Я пошлёпаю губами:

« У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

 

Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа ( пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным. Широким.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: « па-па-па». Произношение слогов ( « па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 2. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык. Продвигать его медленно вперёд, а затем назад.

Обратить внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы.2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

 

Артикуляционные упражнения для постановки  свистящих звуков [ С],[З],[Ц].

 

20. « Покусаем язык»

 

Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю всё проворней.

 

Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации ( нервной проводимости). 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка.2. Покусывать середину языка.3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить : «та-та-та». Произношение слогов помогает ребенку в выполнении упражнения.

Обратить внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение , ребенок осуществляет самомассаж языка.

 

21. « Кусаем  боковые края языка»

 

« Горкой»  выгну язычок,

Пожую его  бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как  по заказу.

Цель. Преодолевать спастичность ( напряженность) языка путем самомассажа ( покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.

Описание. Улыбнуться, спеть: « и-и-и»( язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.

Обратите  внимание! Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребенок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполнении упражнения, то необходимо показать ребенку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской по краю языка, от корня к кончику. Можно предложить ребенку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой стороны. Что поможет понять. Какими зубами нужно покусывать края языка.

 

22. « Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи 

нам почистить очень  нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

 

Цель. Отработать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы. Широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же « чистим» наружную сторону нижних зубов.

Обратить внимание! 1. Язык двигается из стороны , стараясь « почистить» весь верхний. А затем нижний ряд зубов. 2. Губы неподвижны.

 

23. « Загоним мяч в ворота»

 

Щёк своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик ( лежит на столе перед ребенком), загонять между двумя кубиками. 

Варианты: зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребенку подуть на вертушку. Мелкую игрушку, которые легко катятся по столу, ватку ( сдуть с ладошки). Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылку ( из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук (« гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Информация о работе Дислалия