Гендерное воспитание детей посредство игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации, выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
1.1 Этапы формирования полового самосознания детей
1.2 Гендерное воспитание в дошкольном возрасте
1.3 Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
1.4 Задачи гендерного воспитания детей дошкольного возраста
1.5 Усвоение гендерного поведения во время игровой деятельности дошкольников младшего возраста
1.6 Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДУУ
2.1 Констатирующий эксперимент № 1
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Констатирующий эксперимент № 2
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

игра.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогами и  родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворять потребности и интересы детей.

Особая роль в формировании у девочек и  мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.

При подборе  материалов и оборудования для игры необходимо руководствоваться, как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учетом гендерных особенностей.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы предлагаем обратить внимание на следующее:

·  на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

·  на достаточность и полноту материала для игр», в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

·  на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Девочки 3-4 лет  гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики этого возраста больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят одевать их. У мальчиков при одевании мягких игрушек большой популярностью пользуются шапочки с шарфами и брюки с жилетами.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек  дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого  смысла этого действия. И если вначале  ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама, я - папа».

Когда у кукол  и мягких игрушек привлекательный  вид, воспитателю гораздо проще  вызвать у девочек и мальчиков  чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т.п. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого.

Воспитателям  надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые  находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.

Воспитатель предлагает девочкам и мальчикам назвать или указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществят свой выбор, воспитатель побуждает детей рассмотреть игрушки, которые выбрали мальчики и девочки.

В рассматривания игрушек, воспитатель стремится  вызвать у детей расположение и симпатию к ним, желание участвовать в их обустройстве в группе. Так, например, можно предложить девочкам гуся, уточку с утенком, рыбок, лягушек и других животных, средой обитания которых является вода, разместить на специально подготовленной для этого ткани. Мальчики для игрушечной собаки со щенком могут сделать из коробки или конструктора конуру. Девочки игрушечную кошечку могут разместить в корзине или на подушке, половичке. Игрушки, изображающие обитателей леса (зайцев, лисицу, медведя и др.) желательно разместить на одной полке и рядом поставить одну или две маленькие искусственные елочки, которые будут выступать в качестве маркера символизирующего лес.

Воспитатель обязательно  должен помочь девочкам придумать имена  куклам, а мальчикам - клички животным.

С девочками  воспитатель обсуждает расстановку  мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом  уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.

С мальчиками воспитатель  обсуждает расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

Материалы и  оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

При подборе  материалов и оборудования важно  учитывать тот факт, что девочки  и мальчики 3-4 лет еще не могут  в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.

Мальчики этого  возраста будут охотно выполнять  игровые действия, а затем принимать  на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут  на себя плащ-накидки, милицейские фуражки  и в руки возьмут полосатый жезл.

Девочки этого  возраста также не могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые  она могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. При этом желательно, чтобы кастрюли были не маленькими и не из пластмассы, а по размерам и материалу соответствовали бы тем маленьким кастрюлькам, которые девочки видят дома. В игровом уголке должна быть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Если в социальном опыте детей используется посудомоечная машина, то и игровой зоне она обязательно должна быть представлена.

Для ухода за «ребенком» девочки нуждаются в  ванночке, градуснике для измерения  температуры воды, губке, полотенце, ковшике для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Обязательно должны быть созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.

Для ухода за автомобилем, для его «ремонта»  мальчикам необходимы протирочные материалы, инструменты, масло, бензоколонка и другие ролевые атрибуты.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию  из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале  под руководством воспитателя, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т.п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

 

Крупный строительный материал требует много места, поэтому  его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, на платформах где-нибудь в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые мальчики используют в играх со строительными материалами.

Если воспитатели  и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти простые задачи. Важно понять, что ролевые атрибуты необходимы для развития детей 3-4 лет в игровой деятельности. К сожалению, для развития детей в игровой деятельности и для их воспитания с учетом гендерных особенностей, этого недостаточно. С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье – родители.

 

Вывод по I главе.

Проблема гендерного воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

В процессе исследования психолого-педагогической и методической литературы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста я пришла к выводу, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по-разному.

Организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

В играх реализуются  желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

Семья играет важнейшую  роль в общении детей в детском саду, ребенок является зеркальным отражением домашнего быта.

Работа по гендерному воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Специфика процесса гендерного воспитания ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка.

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДУУ 

 

2.1 Констатирующий  эксперимент № 1

Практический  материал II главы был собран на базе детского сада № 181 ,расположенного в г. Запорожье.

Организация гендерного подхода в воспитании детей младшего дошкольного возраста, осуществлялась во второй младшей группе № 3. Экспериментальная группа состояла из 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Исходя из теоретического анализа проблемы, можно выделить цель и задачи констатирующего эксперимента.

Цель: выявить особенности и условия гендерного поведения девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.

Задачи:

• выявить представления  детей об особенностях образа «Я»  мальчиков и девочек, мужчины  и женщины;

• исследовать  своеобразие интересов и позицию  субъекта девочек и мальчиков  в игре;

• изучить отношение  родителей к игре как методу гендерного воспитания.

Диагностические методики: изучения уровня гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение.

Метод беседы.

Цель — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседа включает вопросы:

1.  Как тебя зовут?

2.  Ты мальчик или девочка?

3.  Мальчик и девочка — одинаковые или разные?

4.  В какие игры играют мальчики, в какие — девочки?

5.  С кем интереснее играть — с мальчиками или девочками?

6.  Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?

7.  Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?

8.  Кто в твоей семье самый сильный?

9.  Кто в твоей семье самый красивый?

10.Что в семье делают папа и мама?

Ключ: За каждый верный ответ ребенок получает 1 балл. Высокий уровень - 10 баллов, средний уровень – от 9 до 5 баллов, низкий уровень – меньше 5 баллов.

 

Тестовое  задание «Выбор игрушки»

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Суть эксперимента заключается в том, что мальчикам  и девочкам предлагаются различные  игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок  должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в одну — игрушки для мальчиков, в другую — игрушки для девочек. Свои действия ребенок сопровождает пояснениями.

Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Тестовое  задание «Назови, чьи вещи»

Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфики их использования.

Суть методики: ребенку предлагаются вещи, которые  он характеризует как мужские  или женские (мамины или папины) и объясняет, почему так считает. Ребенку задают вопрос: «Назови, чьи вещи?». Материалом для эксперимента служат: бритва, галстук, гвоздь, отвертка, молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т.д.

Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Информация о работе Гендерное воспитание детей посредство игры