Гендерное воспитание детей посредство игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации, выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
1.1 Этапы формирования полового самосознания детей
1.2 Гендерное воспитание в дошкольном возрасте
1.3 Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
1.4 Задачи гендерного воспитания детей дошкольного возраста
1.5 Усвоение гендерного поведения во время игровой деятельности дошкольников младшего возраста
1.6 Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДУУ
2.1 Констатирующий эксперимент № 1
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Констатирующий эксперимент № 2
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

игра.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 4. Перспективный план работы с родителями «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

 

Месяц

Форма работы с родителями

Тема

Тема «Гендерное воспитание. Что  это такое?».

Цель: Повышение педагогического  мастерства и тендерной компетенции  родителей, определение роли половых  особенностей в развитии ребёнка.

Сентябрь

Тестирование родителей

«Я и мой ребенок».

Организация почтового ящика для  родителей

«Ваши вопросы - наши ответы».

Октябрь

Консультация

«Тендерная психология. И ее использование  в семье»

Памятка

«Права и обязанности родителей».

Оформление стенда

«Мальчики и девочки - два разных мира».

Ноябрь

Оформление папки-передвижки

«Советы по воспитанию».

Выпуск семейной фотогазеты

«Я как папа» (мальчики), «Я как  мама» (девочки).

Родительское собрание

"Родителям о воспитании девочек  и мальчиков

Тема «Гендерные роли членов семьи  и их взаимодействие».

Цель: Осознание ролей женщины - матери, мужчины - отца, мальчика - сына, девочки - дочери.

Декабрь

Памятка

«Советы по воспитанию мальчика»,

Памятка

«Советы по воспитанию девочки»

Мастер – класса

«Творческая мастерская».

Январь

Консультация

«Роль отца в воспитании детей»

Спец-выпуск журнала:

«Отец и сын: атрибутика мужского воспитания»

Февраль

Совместный праздник

«Папа может всё, что угодно»

Оформление визитки

«Моя семья»

Тема «Все мы родом из детства».

Цель: Вовлечение родителей в процесс  воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников.

Март

Анкетирование

«Во что играют наши дети?»

Консультация

«Как и во что играют мальчики и девочки»

Интервью с детьми

«В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?» «В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?»

Апрель

Выпуск видео-журнала

«Мы играем».

Консультация родителям:

«Детские игры - дело серьёзное».

Составление памятки

«Особенности игр мальчиков  и девочек»

Май

Спортивный праздник

«Игры наших бабушек, игры наших дедушек».


 

 

 

 

 

 

2.3.  Констатирующий эксперимент № 2

Цель: выявить особенности гендерного поведения девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.

Задачи:

• выявить представления  детей об особенностях образа «Я»  мальчиков и девочек, мужчины  и женщины

• исследовать  своеобразие интересов и позицию  субъекта девочек и мальчиков  в игре;

• изучить отношение  родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.

Диагностические методики: изучения уровня гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик: беседа, тестовые задания, наблюдение

 

Таблица 5. Результаты констатирующего эксперимента № 2

Ф.И. ребенка

Беседа

«Выбор  игрушки»

«Чьи  вещи»

Денис А.

С

С

С

Полина С.

С

С

С

Дима Ч.

В

В

В

Вероника М.

В

С

С

Кирилл Е.

В

С

С

Аня Ш.

В

В

В

Кирилл Х.

С

С

Н

Даша П.

В

С

Н

Андрей З.

С

С

Н

Ангелина М.

С

С

С

Андрей Г.

В

В

С

Вика С.

В

В

С

Никита Ш.

В

В

С

Соня А.

С

С

С

Игорь У.

С

С

С

Полина Ч.

С

С

С

Егор З.

С

С

С

Юра В.

В

В

В

Денис Г.

С

С

С

Артем Г.

В

В

С


 

 

Таблица 6.Сводные результаты констатирующего эксперимента № 1.

 

Количественный  показатель

% показатель

Высокий уровень

7

35 %

Средний уровень

13

65 %

Низкий уровень

---

---


 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3.Уровень гендерного воспитания.

Изменилось  и отношение родителей к детям: 85% родителей стали более обдуманно  относиться к подбору игр, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности детей.  

 

Диаграмма 4. Уровень компетентности родителей

 

 

Заключение

Исследуя поведение  мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, я пришла к выводу, что организация гендерного воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Целью исследования было на основе современной теории и методологии изучение особенности  процесса гендерной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры в условиях ДУУ.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

·  на основе анализа основных проблем гендерного воспитания личности ребенка-дошкольника, раскрываемых в отечественной и зарубежной литературе и существующих в современной практике, выявлена сущность и содержание процесса гендерного поведения ребенка-дошкольника;

·  разработана система критериев и показателей оценки эффективности процесса гендерного поведения детей дошкольного возраста;

·  выявлены организационные условия эффективного функционирования процесса гендерного поведения личности ребенка в игровой деятельности;

·  разработаны рекомендации для родителей по данной теме.

Для решения  этих задач использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, экспериментальные игровые ситуации.

Основываясь на результатах экспериментального исследования гипотеза, что игра может быть средством  гендерного воспитания детей дошкольного  возраста, подтвердилась, если:

·  разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков;

·  определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам;

·  осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.

Работа по гендерному воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

 

Список использованной литературы 

 

1.  Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.

2.  Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

3.  Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

4.  Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

5.  Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

6.  Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

7.  Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

8.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.

9.  Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

10.  Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

11.  Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

12.  Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.

13.  Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

14.  Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.

15.  Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

16.  Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

17.  Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176


Информация о работе Гендерное воспитание детей посредство игры