Гендерное воспитание детей посредство игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:01, реферат

Описание

Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации, выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры.

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
1.1 Этапы формирования полового самосознания детей
1.2 Гендерное воспитание в дошкольном возрасте
1.3 Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
1.4 Задачи гендерного воспитания детей дошкольного возраста
1.5 Усвоение гендерного поведения во время игровой деятельности дошкольников младшего возраста
1.6 Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей младшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДУУ
2.1 Констатирующий эксперимент № 1
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Констатирующий эксперимент № 2
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

игра.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Метод наблюдения. Цель: выявить реальные действия в игре, на прогулке, в раздевальной и определить их мужские и женские признаки и качества личности

Показатели  полоролевой воспитанности детей  младшего дошкольного возраста

Высокий уровень:

v  представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);

v  адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;

v  наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;

v  наличие представлений об элементарных правилах гендерного поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;

v  наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;

v  постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

Средний уровень:

v  представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);

v  представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;

v  фрагментарные представления о правилах гендерного поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;

v  наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;

v  наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;

v  отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

 

Низкий уровень:

v  представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);

v  отсутствие представлений о различиях полов;

v  отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;

v  частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;

v  проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения. 

 

Таблица 1.Результаты констатирующего эксперимента № 1.

Ф.И. ребенка

Беседа

«Выбор  игрушки»

«Чьи  вещи»

Денис А.

Н

Н

Н

Полина С.

Н

Н

Н

Дима Ч.

С

С

С

Вероника М.

С

Н

Н

Кирилл Е.

С

С

Н

Аня Ш.

С

С

С

Кирилл Х.

Н

Н

Н

Даша П.

С

С

Н

Андрей З.

Н

Н

Н

Ангелина М.

Н

Н

Н

Андрей Г.

С

С

Н

Вика С.

С

С

С

Никита Ш.

С

Н

С

Соня А.

Н

Н

Н

Игорь У.

Н

Н

Н

Полина Ч.

С

С

С

Егор З.

С

С

Н

Юра В.

С

С

С

Денис Г.

Н

Н

Н

Артем Г.

С

С

С


 

 

Таблица 2. Сводные результаты констатирующего эксперимента № 1

 

Количественный  показатель

% показатель

 

----

----

Высокий уровень

11

55 %

Средний уровень

9

45 %

Низкий уровень


 

 

 

 

 

Диаграмма 1. Уровень гендерного воспитания

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Но роль семьи  сохраняется. В семье ребенок  душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет  в массе других личностей. Сердечность  семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности. Нами, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание младших дошкольников.

 

Диаграмма 2.

 

 

 

 

 

2.2 Формирующий эксперимент

В период раннего  и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность.

Цель: формирование гендерной компетентности у детей и родителей.

Задачи:

·  создать развивающую среду, способствующую гендерного поведения младших дошкольников в игровой деятельности;

·  сформировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;

·  сформировать гендерную компетентность у родителей в вопросах воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Направления работы: работа над данной темой включила в себя разделы: "Создание предметно-развивающей среды", "Работа с детьми" и "Работа с родителями".

«Создание предметно-развивающей среды»

Пространственно-предметная развивающая среда выступает  условием гендерного воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.

С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детей полотенца для умывания и стаканчики для полоскания рта. Так же мы сделали различение по цвету в «Домиках для одежды», на детских кроватках, а так же стульчиках в групповой комнате, в спортивной форме метки для девочек и мальчиков. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.

В центре социально  – личностного развития предметная среда изменялась и дополнялась ежеквартально.

Раздел "Я и люди":

·  Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.

·  Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).

·  Картинки с изображением семьи, их действиями.

·  Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами.

·  Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).

·  Дидактические игры, по которым дети смогут связывать эмоциональные состояния с определенными действиями.

·  Из бумажных фигурок или игрушек смоделировать семью.

·  дидактические игры на моделирование семьи, комнаты.

Раздел  «Я и сверстники»

·  Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).

·  картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей.

·  моделирование правил поведения;

·  набор картинок изображающий взаимодействие детей друг с другом.

 

 

Раздел  «Я – социальное»:

·  Фотоальбом у каждого ребенка с изображениями себя и членов семьи.

·  Уголок уединения с телефоном.

·  В раздевалке, на шкафчиках, имена детей и родителей.

·  Моделирование «Мое настроение».

Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.

«Работа с детьми»

Игра занимает важное, если не сказать, центральное  место в жизни дошкольника, являясь  преобразующим видом его самостоятельной  деятельности. В игре происходит:

·  развитие ребенка;

·  развиваются его действия в представлении;

·  происходит ориентация в отношениях между людьми;

·  ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

Установлено, что  в игре развивается способность  к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку).

В игре ребенок  воссоздает действия взрослого и  приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

Игра начинает входить в жизнь ребенка в  младенческом возрасте. Мама говорит  малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.

В год у ребенка  подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне  с посудой.

По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

В работе с детьми были запланированы и проведены  различные дидактические, подвижные  и сюжетно-ролевые игры, целью  которых было формирование гендерной  устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у  детей 3-4 лет.

 

«Работа с родителями»

Целью работы с  родителями является формирование гендерной  компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

Сначала мы собирали методический материал по данной теме, затем его систематизировали  и апробировали в работе. Был создан консультативный материал для родителей

В условиях традиционного  семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей  с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи  в формировании личности девочек  и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Вместе с  тем, организация системной и  научно-обоснованной поддержки гендерной  идентичности детей в семье, где  большинство родителей не имеет  специального образования, и знакомо  с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

Очевидно, что  взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:

·  здоровье и физическое развитие;

·  социально – личностное;

·  познавательно-речевое развитие;

·  художественно-эстетическое.

Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.

Помощь родителям  в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают  и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек.

Таблица 3. Перспективный план по игре.

Месяц

Название игры

Цель

Дидактический материал

Октябрь

«Кто  что носит».

учить детей  находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

фланелеграф, фигурки  мальчика и девочки, вырезанные из картона.

«Наши прически»

формировать у  детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение.

сюжетные и  предметные картинки, принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, бантики, зеркало.

 

Ноябрь

«Кто  что делает?»

закрепление знания детей о мужских и женских  профессиях, развитие ценностного отношения  к людям труда.

мяч

«Чем похожи наши мамы и папы?

Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

 

семейные альбомные  фотографии каждого ребенка

Декабрь

«Волшебный  цветок»

1 вариант

«За что нам нравятся мальчики, девочки?»

Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей  понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек

цветок из разноцветного  картона, лепестки съемные, вставляются  в серединку.

«Волшебный  цветок»

2 вариант

«Как я дома помогаю?»

Формировать представления  о домашних обязанностях женщин и  мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь людям.

цветок из разноцветного  картона, лепестки съемные, вставляются  в серединку

«Волшебный  цветок»

3 вариант

«Кто я в  семье?»

Формирование  представлений о родственных  связях. Учим детей правильно употреблять  такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра

цветок из разноцветного  картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Январь

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Научить детей  быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям  своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

«Дом добрых дел»

Формировать представления  о домашних обязанностях женщин и  мужчин, девочек и мальчиков.

конструктор

Февраль

«Пожелания»

Научить детей  быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

мягкая игрушка

«Вежливые слова»

Воспитывать в  детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок  поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Март

«Благородные  поступки»

Воспитывать в  детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

мячик

«Ушки на макушке».

Развитие слухового  внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

 

Апрель

«Смайлик»

развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное  настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).

Большой круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.

«Собираемся в  гости».

Учить детей  находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д.

«Друг»

Учить детей  сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам  своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

резиновый мячик, мягкие игрушки.

Октябрь-апрель

«Надень и попляши».

воспитание  дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей  в танце жестов и движений, характерных  для мужского и женского пола.

 

Октябрь-апрель

«Утка и утята»

создание у  детей общности переживания, воспитание ответственности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах

покрывало

Информация о работе Гендерное воспитание детей посредство игры