Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

Основные характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11
Система работы по расширению объема памяти………………… 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.docx

— 184.63 Кб (Скачать документ)

            В классификации видов памяти  по первому критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

             Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия.

              Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Такая память способна сохранять информацию на протяжении 15-30 с после прекращения ее восприятия человеком.

               В кратковременной памяти в  отличие от иконической сохраняется  не полный, а лишь обобщенный  образ воспринятого, его наиболее  существенные элементы. Эта память, как и иконическая, работает автоматически, без предварительной настройки человека на запоминание, но зато с установкой на последующее быстрое воспроизведение запомненного материала.

              Кратковременную память дополнительно  характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т. п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после запоминания или однократного предъявления ему соответствующего материала. Этот объем численно равен от 5 до 9 единиц информации.

             Кратковременная память связана  с сознанием человека. Из иконической памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека индивидуален. Он обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни человека.

            С особенностями кратковременной  памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там информацию, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище памяти. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется последовательно и непрерывно.

            Без хорошей кратковременной  памяти невозможно и нормальное  функционирование долговременной  памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться в ней лишь то, что когда-то уже было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного звена, хранилища или фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память [3, с.109].

           При делении видов памяти по  второму критерию выделяют зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти, т.е. по органу чувств.

           Зрительная память включается в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Это происходит и в том случае, когда зрительно воспринятая информация переводится в слуховую, двигательную или иной вид памяти.

           Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Данный вид памяти отличается тем, что человек, обладающий им, быстро и точно может запомнить смысл, чего-либо и затем передать его подходящими словами.

           Двигательная память представляет собой запоминание и воспроизведение с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти участвует в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков.

            Осязательная память — это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, получаемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства у детей и у взрослых людей. Для тех людей, которые лишены зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.

            Обонятельной называют память на запахи. В своей элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения, но когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше.

             Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же, как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого). Выделяют и эмоциональную память, которую рассматривают как способность сохранения и воспроизведения впечатлений о разнообразных приятных и неприятных эмоциональных (чувственных) переживаниях. На эмоциональной памяти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запоминается им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает. [3, с.112].

            По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. Рассмотрим  особенности непосредственной и опосредствованной памяти.

            Непосредственная память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциации — связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств человека. Правда, вся эта информация механически не запоминается, и в непосредственной памяти человека может оказаться лишь тот материал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вниманием.

           Опосредствованная  память — это память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.

           Человек постепенно осваивает  эти средства в течение своей  жизни, и данный процесс наиболее  интенсивно идет в те годы, когда естественная, или природная, память начинает постепенно ухудшаться (это обычно происходит после 40-50 лет) [1, с.113-114].

         Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти.

            Произвольная память отличается тем, что при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку нередко приходится прилагать определенные усилия и включать в соответствующие процессы свое мышление.

            Непроизвольная память играет в жизни людей большую роль, особенно в детстве, когда ребенок еще не в состоянии с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека.  Непроизвольные мнемические процессы, как и произвольные, также являются целенаправленными, и соответствующий характер им придают потребности человека, которые управляют всеми видами его памяти. Человек обращает внимание, запоминает или воспроизводит с помощью непроизвольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потребностями.

            В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая. [9, с.108].

            Механическая память — это механическая способность к обучению, приобретению какого-то опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие «механическая память» означает память, которая основана на повторении, без осмысливания совершаемых действий и запоминаемого материала  [7, с.191].

            Логическая память — это память на мысли, рассуждения, выводы, умозаключения. Развитие этой памяти у людей началось, вероятно, с появления знаний о мире и было стимулировано возникновением и развитием наук [12, с.123].

             Память людей различается по  многим признакам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные индивидуальные различия памяти. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной и т. п., так и их функционирования.

            В соответствии с тем, какие  сенсорные области доминируют  в процессах памяти, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную и их различные сочетания.

           Наибольшего развития у человека  обычно достигают те виды памяти, которые им чаще всего используются. Большое влияние на этот процесс оказывает профессиональная деятельность человека.

           Процессы памяти также тесным  образом связаны с особенностями личности человека, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Последние определяют то, как человек запоминает, хранит или припоминает информацию.

           Запоминание также зависит от  отношения человека к запоминаемому материалу. Отношение, в свою очередь, определяет избирательный характер памяти. Мы обычно хорошо и легко запоминаем то, что для нас интересно и значимо. Эмоционально привлекательное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное или безразличное.

          Существенную роль в процессах  памяти помимо эмоционального  характера впечатления, оказываемого  запоминаемым материалом, может играть и общее состояние человека в момент получения этого впечатления, а также его физическое состояние. [111, с.114].

          Отдельные виды памяти человека  не существуют независимо друг  от друга. В своем функционировании  они тесным образом связаны  друг с другом, и именно сочетание  разных видов памяти друг с  другом в едином мнемическом  процессе обеспечивает наиболее  прочное запоминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте
 

     В старшем дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, но ошибочно считать, что дошкольникам свойственно лишь механическое запоминание. Наоборот, для них свойственно  характерное осмысленное запоминание: прежде чем что-то запомнить, дети стараются понять, что от них требуется. К механическому они прибегают только тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Связано это с тем, что словесно – логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно – образная и эмоциональная память [12, с.131].

         В связи с подготовкой к поступлению в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти. Память постепенно становится все более организованной,  постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Постепенно развиваются и совершенствуются словесно-логическая память, хотя наглядно – образная память еще играет большое значение [6, с.131].

       Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его подготовке к учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе [8, с.74].

     У адекватно развивающихся  дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события  его жизни.

     Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста складываются три качественно различные формы непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80% дошкольников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности.

Информация о работе Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста