Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы заключается в том, что память развивается в течение всей жизни человека и ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а также деятельностью индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста под средством игры имеет важное значение.

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3

Основные характеристики памяти как специфического психического процесса……………………………………………………………..…5

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте…………... 11
Система работы по расширению объема памяти………………… 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.docx

— 184.63 Кб (Скачать документ)

               В  30-е годы  ХХ века  немецкий  ученый Э. Йенш  первым  ввел  в  современную  психологию  термин «эйдетизм» и  доказал,  что  образное  мышление –  закономерное  стадия  детского  развития. Каждый  ребёнок – эйдетик,  говорил он, но  различал  явный   эйдетизм  и  скрытый. Явный   эйдетик  видит несуществуемый  в  данную  минуту  предмет   с  открытыми  глазами,  а   скрытый – продолжает  видеть  исчезнувший  предмет, лишь  закрыв  глаза  и  сосредоточившись  на  нем [4, с.4].

              Игорь  Матюгин  и  его   коллеги на  основе  эйдетизма  разработали  свой метод   развития  и  укрепления  памяти  у  детей.  Автор этой  необычной   методики  Игорь  Матюгин   шёл  к  её  открытию  много   лет. Говорят: повторение –  мать  учения. Матюгин  убедился,  что  как  раз  наоборот. При  зубрёжке  человек  напрягает   в основном зрительную  и   слуховую  память,  а  остальные   каналы  восприятия  не  задействованы.  Но  однобокая  информация не  облегчает,  а  усложняет   работу  мозга.

              Психологами  собран  огромный  материал,  позволяющий изучать   не  только  основные  виды  памяти. Они  проанализировали  и  то, как  сказывается   выдающаяся  память  на  основных  сторонах  личности – на мышлении, воображении,  поведении, чертах  характера;  как изменяется  внутренний  мир  человека. Если  одна  сторона   его  психической  жизни  – память  получает  столь   необычное  развитие,  то  личность  становится  намного гармоничнее   и  богаче.

              Русский  психолог Л.С. Выготский   говорил,  что  в  детстве  мышление,  память  и  воображение   неразделимы. И  поэтому,  развивая  одно  из  звеньев  триады,  мы  развиваем и остальные,  что  способствует гармоничному  развитию  и  формированию личности [4, с. 5, 6].

              Занимается Московская Школа  эйдетики развитием особой –  образной памяти, для этого разработан  игры и упражнения. Хочется отметить  некоторые игры, которые можно  использовать для развития памяти  у детей дошкольного возраста. 

     Игра  «Раз, два три –  замри»

              Группа участников от 2 человек  (по мере усложнения их количество  увеличивается), каждый из них  придумывает произвольную позу  и показывает их по очереди.  По команде «раз, два, три –  замри» они застывают на 30 сек.  После этого кто – то из  зрителей выдает все позы в  той последовательности, в какой  они были показаны и, придумав  по одной ассоциации к каждой  позе, составляют рассказ. После  игры обмениваются впечатлениями,  кто, что и как придумал, кто  интереснее «замирал» и точнее  отвечал.

             Данная игра развивает у детей  зрительную, двигательную память, внимание  и воображение.

     Игра «Начни сначала»

                   Группа детей 5-6 человек, а по  мере усложнения участников больше. Выбирается ведущий, который называет  любой предмет, от имени которого он будет говорить, например, стол, очки, цветок... Остальные игроки по очереди задают вопросы,  при ответе на  которые ведущий каждый раз  начинает с самого начала.

     Например: Я – чайник

     Какого  ты цвета?

     Я чайник красного цвета.

     Какой ты формы?

     Я чайник красного цвета круглой формы… и так далее.

      (Если игрок сбился или ответил  на все вопросы, то игру продолжает  другой участник.)

              В процессе игры развивается  слуховая память, внимание, воображение.

     Игра  «Разговор руками»

             Участники разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте, что вы  попали на тысячи лет назад  в город, где общаются только  с помощью рук. Встаньте парами, спина к спине, закройте глаза.  Теперь повернитесь лицом друг  к другу, не открывая глаз. Вложите  все внимание в руки. Найдите  своими руками руки соседа. Теперь:

     - Касаясь руками рук соседа, познакомьтесь  (1-2 мин)

     - Поговорите руками (1-2 мин)

     - Попробуйте поссориться руками (1-2 мин)

     - Помиритесь руками (1-2 мин)

     - Теперь осталось попрощаться  руками (1-2 мин)

     Сейчас  откройте глаза и расскажите о  своих впечатлениях.

     Условие игры – нельзя разговаривать и  открывать глаза. Эта игра проводится медленно, не торопясь.

             Способствует развитию двигательной, осязательной, эмоциональной памяти, воображения.

     Игра  «Общий рисунок»

              Ведущий приглашает участников  сесть в круг, устроиться по  удобнее, закрыть глаза и вспомнить  что-нибудь интересное, например, из  жизни детей в школе за последнюю  неделю. А затем дает возможность  каждому рассказать о том, что  он вспомнил. После обмена воспоминаниями, ведущий предлагает нарисовать  то, что дети представили, или  свое настроение. Рисовать можно  чем угодно, на большом листе  бумаги. Только разговаривать во  время рисования нельзя. Когда  общий рисунок готов, необходимо  придумать ему название. Это рисунок  – размышление, никто никого  не оценивает, каждый рисует  что хочет. 

              Способствует развитию памяти, воображения,  эмоциональной сферы.

       Игры «Помоги добраться до домика» и «Четвертый лишний»      

             Закрепляют умение детей классифицировать предметы, так в игре «Помоги добраться до домика» детям предлагается помочь словам, которые заигрались во дворе до темна,  добраться до своего домика  (Приложение Б).   Сначала можно коллективно обсудить, затем вызвать детей    к доске и с помощью карточек  разложить по домикам. Сколько домиков, столько и участников. Вместо карточек слов можно использовать изображения предметов.

             А в игре «Четвертый лишний»   необходимо найти чужого жильца  в домике. (Приложения В)

             В данной методике много игр,  которые используется при изучении  программного материала в процессе  обучения.

              Например, игра « На что похожи геометрические фигуры»

     1.Угол  – две стены, кресло, перочинный  ножик.

     2. Прямая линия – провода, веревка,  железная дорога.

     3. Отрезок – плинтус, линейка,  спинка стула.

     4. Луч – луч солнца, дождик, ветка  дерева.

     5. Круг – мяч, солнышко,  обруч  и т.д.

     Кто придумывает больше ассоциаций, то и набирает больше баллов.

                Игра способствует развитию логической  и ассоциативной памяти, внимания  и воображения, закрепляются образы  геометрических фигур.

     Игра  «Очередь из живых  фигур»

                    Участник изображает фигуры руками  и позами, а остальные должны  узнать фигуру и запомнить  последовательность их показа. Чтобы  легче было запомнить порядок  предъявления, участникам предлагается  составить рассказ. 

     Например,  показывают по очереди: круг, треугольник, отрезок, прямоугольник.

     Составляется  рассказ:  «Круг – солнышко, оно  светит на крышу дома – треугольник. От дома идет прямая дорожка, она совсем как отрезок.  Эта дорожка привела  к бассейну – прямоугольнику, в  котором купаюсь я». (Приложения Г)

              Затем участникам предлагают  присесть и нарисовать фигурки  в той последовательности, в какой  они были показаны. Для более  успешного закрепления, на следующий  день по рисункам можно показать  геометрические фигуры и вспомнить  их последовательность. Задачу можно  усложнять, увеличив количество  геометрических фигур  или   используя более сложные фигуры. Также предложить детям найти  геометрические фигуры в предложенном  изображении.

               Способствует развитию комбинированной  памяти, внимания, воображения. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучив   специальную  литературу  по вопросу  развития  памяти  в  процессе обучения  и  воспитания,  я  очень  многое  подчеркнула  для  себя  как  педагог  и   как  мама, у  которой  растут   две  разновозрастные  дочери.  Психологами собран  огромный  материал,  позволяющий изучать не  только  основные  виды  памяти. Они проанализировали  и то, как сказывается выдающаяся  память  на  основных  сторонах  личности – на мышлении, воображении,  поведении, чертах  характера;  как изменяется  внутренний  мир человека. Если  одна  сторона его психической жизни – память  получает  столь необычное развитие,  то  личность  становится  намного гармоничнее и богаче.

       Русский  психолог Л.С. Выготский   говорил,  что  в  детстве  мышление,  память  и  воображение   неразделимы. И  поэтому,  развивая  одно  из  звеньев  триады,  мы  развиваем и остальные,  что  способствует гармоничному  развитию  и  формированию личности. Совершенно  очевидно, что  развитие  памяти  и  её  тренировка  должны  гармонично  вписываться  в  систему  обучения  и  воспитания. Необходимо  учитывать  влияние  на  продуктивность  памяти  таких  факторов,  как  мотивация,  эмоции,  отношение  к  учёбе,  интересы,  особенности  характера,  уровень  развития,  состояние  здоровья. Опираясь  на  основные  стадии развития  и  индивидуальные  особенности  ребёнка  можно  развивать  его  способности  к  концентрации  внимания.

     Важнейшим средством укрепления памяти является такая организация режима жизни  детей, при которых достигается  максимально восстановление сил  и уравновешенности нервных процессов. На объем памяти дошкольников влияют и возраст, и характер запоминаемого материала, и способы его восприятия.

     Практика  показывает, что развитие памяти наиболее эффективно происходит в процессе игры и игровых упражнений. Так как в игре ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как лучше запоминается та или иная информация. 

     Но  для того чтобы данная работа имела  положительный результат  необходимо создание целостного, интегративного понимания психологического развития. И одним из главных условий  в развитии памяти является систематичная  и целенаправленная работа с детьми, а также поэтапное усложнение материала.

         Особенно  заинтересовала  меня  методика  Игоря  Матюгина -  Школа  эйдетики. Развивая  упражнениями,  предложенными  данной  методикой,  воображение, память и  мышление  ребёнка -  развивается  интеллект  и личность  в  целом. Мне   кажется,  что  последователи   этой  методики  должны   в   ближайшее  время появиться  и  в  Беларуси. Ведь  гармонично  и всесторонне развитая  личность  – цель  молодёжной  политики  нашей  республики. 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Варенова  Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учебное пособие/ Т.В.Варенова. - 2-е изд. доп. – Минск: «Асар», 2007. – 320 с.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский - 1935.
  3. Крупецкий В.А. Психология: учеб. для уч-ся педаг. училищ. – 2-е изд., перераб. и допол./  В.А.Крупецкий. – М.: Просвещение, 1986. - 323с.
  4. Матюгин И.К. Как развивать хорошую память ребенка. Школа эйдетики/  И.К.Матюгин. – М., 2001. - 358с.
  5. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс/ Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2006. – 304с.
  6. Общая психология: учебник под ред. А.В. Петровского.- 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
  7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  8. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии /под ред. проф. У.В. Ульенковой.- СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
  9. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003
  10. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога2-е изд., - М.: АРКТИ, 2001. - 208с.
  11. Тимомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников/ Л.Ф. Тимомирова. - Ярославль: Академия развития, 2004 – 120с.
  12. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.В.Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.

Информация о работе Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста