Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, удовлетворявшие потребностям развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание

Введение_______________________________________________________3
Новые цели и задачи образования__________________________________6
Проблема творчества и творческих способностей в учебной деятельности__________________________________________________10
2.1. Понятие «творчество» и «творческие способности»_________10
2.2. Компоненты творческих способностей____________________11
2.3. Проблема развития творческих способностей______________14
Развития творческого потенциала учащихся на уроках немецкого языка_________________________________________________________17
Заключение___________________________________________________27
Список использованной литературы___________

Работа состоит из  1 файл

Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение_______________________________________________________3

  1. Новые цели и задачи образования__________________________________6
  2. Проблема творчества и творческих способностей в учебной деятельности__________________________________________________10

2.1. Понятие «творчество» и «творческие способности»_________10

2.2. Компоненты творческих способностей____________________11

2.3. Проблема развития творческих способностей______________14

  1. Развития творческого потенциала учащихся на уроках немецкого языка_________________________________________________________17

Заключение___________________________________________________27

Список использованной литературы______________________________29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Творческие  способности – далеко не новый  предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, удовлетворявшие потребностям развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В связи с этим развитие творческих способностей учащихся является сегодня одной из важнейших целей обучения в педагогическом процессе. Именно поэтому проблема творчества в педагогической деятельности является на сегодняшний день очень актуальной. 

Предметом исследования данной курсовой работы является творчество и творческие способности школьников в учебной деятельности. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей школьников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо учителям и родителям для практической деятельности в этом направлении. Нами будут рассмотрены некоторые приемы развития творческих способностей на примере урока немецкого языка. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Определение приоритетных целей и задач современного образования.
  2. Рассмотрение проблемы творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии.
    1. Разработка некоторых приемов развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка (на примере приемов, разработанных А.С. Бикеевой для английского языка).

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.

    1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
    2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Данную проблему рассматривали Лук А.Н., Морозов  А.В., Богоявленская Д.Б., Борзенкова И.В., Ефремов В.И. Наиболее полной нам  кажется точка зрения известного исследователя творчества А.Н. Лук. На наш взгляд ученый наиболее подробно рассмотрел данную проблему, и его позиция кажется нам наиболее актуальной на сегодняшний день.

Курсовая работа состоит из трех параграфов. В первом параграфе мы рассматриваем приоритетные цели и задачи современного образования. Во втором параграфе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этом параграфе также рассматривается не менее актуальная проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей учащихся. И в третьем параграфе нами будут разработаны на основе приемов А.С. Бикеевой некоторые приемы и способы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка.

 

1. НОВЫЕ ЦИЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ

Присущий традиционной педагогике известный принцип «сначала научи ремеслу, а потом пусть обучаемый творит так, как ему хочется» основывается на четырехуровневом членении знаний, реализуемом современной педагогикой высшей школы. [1, 29-34]

В соответствии с этой концепцией выделяются четыре уровня знаний:

- знания-знакомства, позволяющие осознать определенную информацию, различить явления;

- знания-копии, при помощи которых можно репродуцировать усвоенную учебную информацию;

- знания-умения, позволяющие применять полученную информацию в практической деятельности;

- знания-трансформации, через которые полученные ранее знания переносятся на решение новых задач, новых проблем (это уже уровень творчества).

Если средняя школа ориентируется на знания первого и второго уровней, то высшая школа, призванная готовить специалиста, сориентирована на третий уровень. Таким образом, задачи четвертого уровня возлагаются, по этой логике, на четвертую ступень образования ― последипломное, условно аспирантуру (по классификации ЮНЕСКО), а также другие виды последипломного образования, характеризуемые, согласно принятой концепции, как «образование через всю жизнь» (в отличие от «образования на всю жизнь»). Причем и эти знания представляются обучаемым в большинстве предметов и курсов в довольно рутинном виде. (Чтобы исключить чрезмерные эмоции от этого определения, напомним, что слово «рутина» ― пристрастие к привычным путям и способам действия; второе его значение - застой, косность - по нашему понятию, скорее следствие первого).

Понятно, что умение быстро и правильно решать рутинные задачи тоже очень важно, поскольку без него творчество превращается в беспочвенную фантазию, а результат, как правило, не может быть доведен до практической реализации. [29, 75]

Но очевидно и то, что успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от усвоения уже известных фактических знаний и их объема. [16, 35] Если, например, судить по все усложняющимся и увеличивающимся школьным программам, то мы в праве были бы ожидать появления в каждом старшем классе 20 – 30 (в зависимости от количества учеников) ученых, превосходящих Р. Декарта, И. Ньютона, М. Ломоносова, потому что в XVII – XVIII в.в. эти великие ученые и понятия не имели о многих разделах математики, физики и др., которые даются в современных средних школах. Однако, к сожалению, нам не известны выдающиеся ученые-творцы в старших классах.

Ярко выраженные в современной системе образования междисциплинарные барьеры (особенно негативно проявляющиеся в высшей школе) не позволяют обучающемуся увидеть взаимосвязь предметов, их значение в будущей специальности, в жизни, что снижает его интерес к обучению. [20, 19]

При существующем подходе к обучению недостаточно эффективными для повышения качества подготовки специалистов оказались и автоматизированные обучающие системы по отдельным предметам, т. к. при сохранившихся междисциплинарных барьерах целевая установка обучения (овладение будущей специальностью) осталась довольно размытой. [11, 3]

Недостаточно (в творческом плане) растут специалисты и в современных последипломных образовательных структурах (аспирантуре), которые в большинстве своем лишь углубляют знания-умения. Неудивительно, что даже доктора наук (в разных отраслях), воспитанные на основах традиционной дидактики, нередко, являясь подлинными энциклопедистами, не создали ничего качественно нового.

Обидными, но, очевидно, справедливыми оказываются слова известного российского ученого, сказанные им четверть века назад: «Как это ни представляется парадоксальным, действительное положение таково, что по технике своей интеллектуальной работы современный человек находится на уровне, не намного превышающем уровень неандертальца» [14, 186].

В какой-то мере эти слова можно посчитать и за комплимент, так как большинство людей в мире в своей творческой деятельности используют лишь один метод ― проб и ошибок, больше известный под названием «Monkey's method».[6, 4-5]

Может быть, обучение именно технике интеллектуальной работы и является главной задачей образования?

Наконец, противоречат существующей последовательности этапов обучения и данные возрастной психологии: до 6 лет около 40% детей потенциально талантливы. Ребенок творит с самого младшего возраста и притом достаточно интенсивно, однако обучение, построенное на основе традиционной дидактики, резко снижает их творческий потенциал. [30, 26]

Творчество ― это не столько деятельность вообще, сколько специфическая деятельность в самой деятельности, увеличивающая созидательный потенциал последней. Иначе говоря, творчество заключается не только в изменении и последовательном преобразовании объекта творчества, но (и это главное), ― субъекта творчества, то есть человека. Поэтому творчеству можно и нужно учить с детства. [12, 73]

Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству ― «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно.

Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали.

Свой вклад в теорию и практику творчества сделали в свое время Р. Декарт, И. Ньютон, М. Ломоносов и многие другие известные ученые.

XVIII в. начинался верификацией метода принципов Исаака Ньютона и был украшен плодотворной деятельностью Михаила Ломоносова, разработавшего наиболее удачное (для своего времени) методическое средство эвристики ― логографический метод поиска решения задач. К настоящему времени фонд методов и средств эвристики огромен и превышает тысячу наименований. [2, 33-34]

Из всего вышесказанного следует вывод, что изменения, произошедшие в целевых установках общеобразовательной школы, ориентировали её на создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Это развитие является на сегодняшний день одной из важнейших целей обучения в современной школе. Именно поэтому проблема творчества в педагогической деятельности является сегодня очень актуальной. Рассматривать эту проблему мы будем именно в педагогическом и психологическом аспекте.

 

2. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Понятия «творчество» и «творческие способности».

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

Очевидно, что  это понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Словарь С.И. Ожегова утверждает, что творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [26, 789]. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

Если внимательно  рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. [27, 5]

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.  [18, 7-8] 

Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим  образом. Творческие способности –  это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. [24, 12]

Творчество, как и любая  человеческая деятельность, имеет свою структуру, а, следовательно, и свои компоненты, рассмотрением которых мы не можем пренебречь.

2.2. Компоненты творческих способностей

Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о  компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Как установлено, творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.  [7, 8] Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема