Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема

Дата добавления: 28 Января 2013 в 18:08
Автор работы: m**********@rambler.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (53.23 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Развитие творческого потенциала школьников как педагогическая проблема.doc

  —  200.00 Кб

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное  количество идей (в данном случае  важно не их качество, а их  количество). 

  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые  нестандартные идеи (это может  проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми)

  4. Законченность  - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать ему законченный вид. [21, 348-349] 

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук [17, 6-36], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность  видеть проблему там, где её  не видят другие. 

2. Способность  сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним  и используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы.

3. Способность  применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 

4. Способность  воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части.

5. Способность  легко ассоциировать отдалённые  понятия. 

6. Способность  памяти выдавать нужную информацию  в нужную минуту. 

7. Гибкость мышления. 

8. Способность  выбирать одну из альтернатив  решения проблемы до её проверки. 

9. Способность  включать вновь воспринятые сведения  в уже имеющиеся системы знаний. 

10. Способность  видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 

11. Лёгкость  генерирования идей. 

12. Творческое  воображение. 

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [15, 54-55].

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

2. Умение видеть  целое раньше частей. 

3. Надситуативно  – преобразовательный характер  творческих решений – способность  при решении проблемы не просто  выбирать из навязанных извне  альтернатив, а самостоятельно  создавать альтернативу. 

4. Экспериментирование  - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

Ученые и  педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [13, 117]:

1. Способность  рисковать. 

2. Дивергентное  мышление. 

3. Гибкость в  мышлении и действиях. 

4. Скорость мышления. 

5. Способность  высказывать оригинальные идеи  и изобретать новые. 

6. Богатое воображение. 

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 

8. Высокие эстетические  ценности. 

9. Развитая интуиция. 

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. 

Исходя из этого, можно  определить основные направления в  развитии творческих способностей детей: 

1. Развитие воображения. 

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. 

2.3. Проблема развития творческих способностей.

Говоря о  формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. [3, 37] Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. 

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. [12, 73] Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. [5, 56-57] 

Однако возможности  развития способностей, достигнув максимума  в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [22, 286-287]. 

С психологической точки зрения школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети любознательны, у них есть желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению их опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление школьников более свободно, чем мышление более взрослых. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

 

3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Существенные  изменения, произошедшие в целевых  установках общеобразовательной школы, ориентировали её на создание оптимальных условий для развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Творческая личность наиболее адаптирована к новым социально- экономическим условиям. Реформируются все сферы жизни, что требует полной отдачи всего творческого потенциала каждого человека. Поэтому педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей, для возникновения внутренней мотивации и устойчивого интереса учащихся к учению. И иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание социально-активной, творческой личности. [10, 23]

Нетрадиционный  подход к обучению иностранного языка  вообще, и в частности, к немецкому, даёт нам возможность избежать единообразия в преподавании, “будит” в детях творчество, фантазию, развивает навыки говорения, творческого письма, способствует развитию и повышению мотивации, познавательного интереса к предмету. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося. [28, 29] Поэтому в данной работе мы излагаем некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроке немецкого языка, разработанные нами на основе приемов А.С.Бикеевой, придложенной для английского языка. Данные приемы кажутся нам наиболее интересными и актуальными, и они наиболее полно соответствуют тематике данной курсовой работы. Излагаемые приемы мы представлям в форме рекомендиций для преподавателей.

Рекомендация 1. Диалоги. Диалогам на уроке следует уделять особое внимание, важным здесь является творческий подход к их составлению, интерпретации и воспроизведению.

Для примера возьмем следующий  диалог:

− Entschuldigen Sie bitte!           – Извините пожалуйста!

− Bitte!               – Пожалуйста!

− Sagen Sie mir bitte, wie spät ist es? – Скажите, пожалуйста, который час!

− Es ist sechzehn Uhr.               – Шестнадцать часов.                       

− Danke schön!             – Спасибо!

− Nichts zu danken!            – Не за что.

Этот диалог можно разыграть и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать учащимся, а творческие ребята сами придумают много оригинальных вариантов. А.С. Бикеева предлагает следующие ситуации:

    • Две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются.
    • Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит девочке цветок, и они вместе уходят.
    • Кукольный театр. Ребята произносят диалог, спрятавшись под парту. Говорят куклы. Или ребята надевают маски.
    • Разговор двух деловых людей по телефону. У ребят в руках телефонные трубки.
    • Ребята представляют этот диалог ввиде «Jazz Chant». Диалог исполняется ритмично под звук бубна. [4, 37]

Работу над  этим диалогом можно продолжить – дать задание учащимся расширить диалог, добавить реплик, в зависимости от ситуации. Приведем примеры возможных расширенных диалогов:

Две школьницы.

− Entschuldige mir bitte!           – Извините пожалуйста!

− Bitte!            – Пожалуйста!

− Sage mir bitte, wie spät ist es?      – Скажите, пожалуйста, который час!  − Es ist neun Uhr.         – Девять часов.

− Es ist schon die Zeit, in die Schule       – Пора идти в школу.

zu gehen. Ich darf mich nicht verspäten. Я не могу опаздывать. Наша

Unsere Lehrerin ist sehr streng.    учительница очень строгая.

− Weißt du: Lernen ist nie zu spät.      – Ты знаешь, учиться никогда

− Ja, natürlich, aber...      не поздно.

− Und auch: Besser spät als nie.         – Да, конечно, но…

− Aber besser ist, sich nie zu verspäten, – А так же: Лучше поздно, чем

besonders zur Schule. Ich muss gehen. никогда.

Danke schön.         – Но лучше всего – никогда не

− Nichts zu danken. Auf wiedersehen. Опаздывать, особенно в школу.                    Мне пора. Спасибо.

       – Не стоит. До свидания!

Мальчик знакомится с девочкой.

− Entschuldige mir bitte!        – Извините пожалуйста! 

− Bitte!          – Пожалуйста!

− Sage mir bitte, wie spät ist es?      – Скажите, пожалуйста, который час!

− Es ist sechzehn Uhr.            – Шестнадцать часов.

− Danke schön!             – Спасибо!

− Nichts zu danken!             – Не за что. 

− Und das ist für dich.            – Это тебе! 

− Oh, so wunderschöne Blumen! Ich   – О! Какие прекрасные цветы! Я очень

 mag Blumen sehr. Danke! Wie heißt люблю цветы. Спасибо! Как тебя

 du?          зовут?

− Alex.             − Алекс.     

− Und ich heiße Marie.           − А меня зовут Мария.

− Ich möchte heute abend ins Kino    − Я хочу сегодня вечером пойти в

 gehen. Möchtest du mit?      кино. Пойдешь со мной?  

− Ja, natürlich.        − Да, конечно. 

− Gut. Dann treffen wir uns hier um   − Хорошо. Встретимся здесь в

achtzehn Uhr.           18 часов.

− OK. Bis bald.            − ОК. До скорого. 

Красная Шапочка встретилась в лесу с Волком.

− Entschuldige mir bitte,         − Извини, пожалуйста, малышка  

kleines Rotkäpchen!           Красная Шапочка!

− Bitte, Herr Volf!                   − Пожалуйста, господин Волк!

− Sage mir bitte, wie spät ist es?       − Скажи, пожалуйста, который час!

− Es ist vierzehn Uhr.         − Сейчас 14 часов.

− Danke schön!          – Спасибо!

− Nichts zu danken!          – Не за что.

− Es ist schon die Mahlzeit.         – Уже время обеда. Я ищу какую- 

Ich suche nach einer leckeren Oma. нибудь вкусную бабулю. Я надеюсь.

Описание
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, удовлетворявшие потребностям развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Содержание
Введение_______________________________________________________3
Новые цели и задачи образования__________________________________6
Проблема творчества и творческих способностей в учебной деятельности__________________________________________________10
2.1. Понятие «творчество» и «творческие способности»_________10
2.2. Компоненты творческих способностей____________________11
2.3. Проблема развития творческих способностей______________14
Развития творческого потенциала учащихся на уроках немецкого языка_________________________________________________________17
Заключение___________________________________________________27
Список использованной литературы___________