Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка

Описание

1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.

Работа состоит из  1 файл

логопедия ответы.docx

— 100.43 Кб (Скачать документ)

 На третьем этапе осуществляется перевоспитание личности заикающегося, благодаря использованию библиотерапии, символотерапии и кинезитерапии. В этот период заикающиеся обучаются навыкам саморегуляции я техникам речи. Активно используется парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

 В результате  реализации системы, предложенной  Ю.Б. Некрасовой, у пациентов развивается  потребность в творческом отношении  к жизни, к своим проблемам  и к своей речи. У них появляется  возможность самостоятельно решать  свои проблемы, тем самым достигается  основная задача данной системы.

 

16. Основные положения комплексной  методики устойчивой нормализации  речи при заикании, разработанные  Л.З.Арутюнян.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании (Л.З.Арутюнян. “Как лечить заикание”. М., 1993).

 Коррекционная  работа идет по трем направлениям:

1) логопедическая  работа, направленная на устранение  речевых судорог;

2) психотерапия, направленная на редукцию чувства  тревоги в связи с актом  речи;

3) психологическая  работа, направленная на осознание  своего состояния и уверенности  в реальной возможности выздоровления.

 Особенностью  данной логопедической методики  является синхронизация речи  с движениями пальцев ведущей  руки, определяющими ритмико-интонационный  рисунок фразы. Первоначально такая  речь реализуется в замедленном  темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.

 На подготовительном  этапе проводится дестабилизация устойчивого патологического состояния, мобилизация внутренних психологических резервов с помощью психотерапевтических воздействий. Важным итогом занятий является изменение отношения пациента к себе и своему дефекту, что достигается переводом его из состояния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.

 На основном  этапе реабилитационной работы у пациентов вырабатывается новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. На этом этапе формируется новое психологическое состояние, в котором речь заикающихся связывается с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т.д. Новый речевой стереотип укрепляется в функциональных тренировках различной степени сложности.

 После  окончания основного курса пациенты  проходят несколько микрокурсов, в процессе которых происходит закрепление достигнутых результатов, постепенное увеличение объема самостоятельной работы над речью. Целью таких микрокурсов также является выработка естественной интонационно окрашенной речи. На последующих микрокурсах логопед развивает навыки критического анализа собственных поступков, а также возможность справляться с затруднениями. В целом курс реабилитации, включая и микрокурсы, проходит на протяжении года. Новые навыки речи многократно проверяются в разнообразных ситуациях. В результате проведенного курса у заикающихся устанавливается не только плавная речь, но и исчезает состояние тревоги, связанное со страхом речи.

 

17. Методика преодоления заикания  в процессе ручной деятельности  Н.А.Чевелевой.

(1976) при работе  с заикающимися дошкольниками  включает 5 периодов развития связной  речи.

1 период  — пропедевтический;

2 период  — сопровождающей или констатирующей  речи;

3 период  — завершающей или речи по  следам зрительных представлений;

4 период  — планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры;

5 период  — закрепление навыков связной  речи.

 В пропедевтический  период детям прививаются навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи детей.

 В период  сопровождающей речи допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.

 В периоде  завершающей речи дети используют  речь, которая сопровождает их  действия, и описательную речь  по отношению к выполненному  действию.

 В следующем  периоде предваряющее речи наряду  с формами речи, которые использовались  ранее, у ребенка развивается  умение вслух планировать предстоящую  работу.

 На заключительном  этапе развития речи закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.

 

 

 

 

 

 

 

20. Игровые приемы воспитания плавной  речи у дошкольников, предложенные  И.Г. Выготской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской.

Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, пользовались упражнениями, которые помогали расслабить мышцы рук, ног, лица. Однако, до выхода книги «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», авторами которой стали И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер и Л.П.Успенская, не было подробного описания комплекса расслабляющих упражнений, которые могли бы проводиться логопедами, врачами, воспитателями и даже родителями с заикающимися детьми.

Данная модель проведения релаксации основана на общепринятой методике мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.

Работа начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулачки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разгибать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Объяснить, что только ненапряженные руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию. В дальнейшем при выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия.

Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие упражнения и разъясняет их, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, сделать руки вялыми, «как кисель», «как Лапша». Прежде чем дать указание: «Примите позу покоя», обратите внимание детей на различные состояния при выполнении команд: «Смирно!» (все мышцы подобрались, напряглись) и «Вольно!» (все тело немного размякло, расслабилось). Сравните расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота помогает сравнение с мячом, из которого вышел воздух.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»). Это увлекает детей, они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входят в заданный образ.

Не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводятся домашние тренировки. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации. В первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы) не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Лучше спокойно разъяснить, что ощущают все дети, выполняя задание. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети.

В результате применения релаксации у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными. Все это способствует улучшению их речи.

Процесс обучения релаксации дошкольников делится на 3 этапа:

1 этап – мышечная релаксация  по контрасту с напряжением;

2 этап – мышечная релаксация  по представлению:

3 этап – внушение мышечной  и эмоциональной релаксации. Введение  формул правильной речи.

Количество по каждому этапу может меняться по усмотрению логопеда. Одно упражнение выполняется на 3-х – 5-ти занятиях. Релаксацию логопед проводит в течение 10-ти минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем – в положении лежа.

Первый этап. Логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз; ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу; плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредотачиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме.

В дальнейшем все стихи, в которых дается описание необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их не повторяют вслух и специально не заучивают.

Логопед показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно поддаются расслабления, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения.

Сначала вызывается расслабление рук, так как из своего жизненного опыта дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать их расслабление.

Второй этап. Занятие на этом этапе релаксации состоит из двух частей.

Первая часть – обучение расслаблению речевого аппарата. Для заикающихся освоить это особенно важно, так как во время приступа заикания у детей артикуляционные мышцы напрягаются. Ощутив это препятствие речи, ребенок старается преодолеть его усилием артикуляции того или иного звука. От этого мышцы губ, языка, нижней челюсти еще больше напрягаются. Это напряжение распространяется на другие группы мышц (лица, шеи, корпуса и т.д.). Напряженные мышцы непослушны, неуправляемы. Для свободного вступления в речь артикуляционный аппарат должен быть естественно расслаблен. Когда дети научатся расслаблять группы мышц, можно перейти к расслаблению видимой части речевого аппарата (губ, нижней челюсти, языка).

Все упражнения по релаксации проводятся по контрасту с напряжением. Этот принцип сохраняется и при расслаблении артикуляционных мышц. Вначале вызывается напряжение мышц при утрированной беззвучной артикуляции (У, И, Э), которая тут же сменяется расслаблением. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей. Расслабленное состояние речевого аппарата внешне выглядит так: рот слегка приоткрыт; губы мягкие, свободные; язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Иногда при глубоком расслаблении может усиленно выделяться слюна. В таком случае надо предложить детям проглотить ее.

Каждое упражнение необходимо тщательно обрабатывать, чтобы добиться релаксации мышц речевого аппарата. Умение расслабить эти мышцы в нужной ситуации поможет детям свободней вступать в речь.

Вторая часть занятия – проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, чтобы исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой логопед произносит формулу внушения (то есть специально составленный, рифмованный текст). Голос должен быть тихим, успокаивающим; речь – четкой, неторопливой, четко звучат логические ударения во фразах. На каждом сеансе релаксации отдельные формулы внушения следует повторять 2-4 раза, изменяя логическое ударение. Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко: «Хоботок», «Орешек», «Лягушки», «Сердитый язык», «Горка» (для расслабления мышц речевого аппарата).

Третий этап. Расслаблению по контрасту с напряжение полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Они даются для того, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность и спокойствие при речевом общении. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часть сами вспоминают эти формулы в подходящей ситуации и таким образом настраиваются на правильную речь. Иногда взрослым достаточно произнести одну из речевых формул, чтобы напомнить детям о спокойно речи («Говорим неторопливо, очень четко и красиво»).

Таким образом, выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи. Так, если ребенок затрудняется при разговоре, родители простым напоминанием: «Расслабься… не напрягайся…» - подскажут ему способ избавиться от трудностей.

При проведении этих игровых упражнений дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, кисти рук расслаблены. Логопед, кроме словесного объяснения проводит также показ каждого упражнения. Каждое упражнение сначала проводится всей группой, а потом индивидуально с теми детьми, которые не усвоили разучиваемое упражнение.

 

 

21. Особенности работы логопеда  с заикающимися детьми преддошкольного  возраста- методика Л.М.Крапивиной.

Для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свою специфику. Особенности логопедической работы в детьми такого возраста представлены Л.М. Крапивиной.

Логопедические занятия с детьми 2-4-х лет проводятся в условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3-5-ти человек. Реабилитационное воздействие является комплексным и включает логопедические занятия, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления.

Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания.

Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (они, как правило, имеют возраст 3,5-4 года) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания у детей обращается внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление организма ребенка (в особенности его нервной системы), особое значение уделяется психотерапевтическому воздействию, как части логопедической работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"