Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:08, шпаргалка

Описание

1. Феноменология заикания. Основные клинические признаки.
2. Этиология заикания.
3. Исторический аспект проблемы заикания и современный взгляд на проблему.

Работа состоит из  1 файл

логопедия ответы.docx

— 100.43 Кб (Скачать документ)

Вывод: Важным аспектом в преодолении заикания у детей дошкольного возраста является осуществление профилактической работы, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья детского организма, полноценное речевое развитие, предотвращение психических травм.

В комплекс мероприятий, направленных на преодоление заикания у детей дошкольного возраста входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Их цель - оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; адаптация заикающегося.

Таким образом, в коррекционный процесс необходимо включать работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне - речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

 

 

25. Патогенез  и клинические проявления  брадилалии.

Брадилалия -  патологически замедленный темп речи. Эту речевую патологию изучали Куссмауль, Ю.А.Пловецкая, М.Е.Хватцев.

В этиологии выделяют наследственную природу и подражание.

Патогенез: патологическое усиление тормозного процесса начинает доминировать над процессом возбуждения. Может быть самостоятельным заболеванием, а может наблюдаться в клинике психических заболеваний при олигофрении, опухолях головного мозга.

Речевая симптоматика: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса, интер и интра вербальное замедление, удлинение пауз между словами и в словах, голос не модулированный, иногда может быть носовой оттенок. Данные симптомы наблюдаются в разных формах речи.

Неречевая симптоматика: в общей моторике движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, отмечается моторная неловкость, лицо амимичное.

Отличительные особенности и в психической деятельности:  замедленность и расстройство восприятия, внимания, мышления.

Воспринимая одну инструкцию дети плохо переключаются на другую, склонность к стереотипиям и персервациям(застревание)

 

 

 

18. Основные этапы коррекционной  работы с заикающимися дошкольниками, разработанные С.А.Мироновой.

 На основе  “Программы воспитания и обучения  в детском саду” для средней, старшей и подготовительной групп  С.А. Мироновой (1975, 1979) предложена система  воспитания и обучения, где ставятся  задачи как программные, так и  коррекционные. В коррекционных  целях используется перестановка  видов программных задач и увеличиваются сроки усвоения детьми более трудного речевого программного материала. Кроме этого, в начале учебного года дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.

 В коррекционные  задачи первого квартала входят  расширение словаря, уточнение значения  слов, активизация пассивного словарного  запаса. Все эти задачи реализуются  при использовании простейших  видов ситуативной речи на  всех занятиях, которые проводят  как логопед, так и воспитатели.

 Во втором  квартале заикающихся детей обучают  конструированию простой и распространенной  фразы, грамматическому оформлению  фразы, построению сложноподчиненных  конструкций, умению составлять  связный рассказ. В этом квартале  закрепляются навыки пользования  ситуативной речью. Происходит переход  к элементарной контекстной речи.

 В третьем  квартале  задачи развития речи  заикающихся становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлению рассказов по  наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.

 В заключительном  четвертом квартале продолжается  работа над обогащением лексико-грамматического  строя речи. Коррекционные задачи  направлены на умение выстраивать  логическую последовательность  передаваемого сюжета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Основные направления профилактики  заикания.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение  возникновения заикания у детей;

2) предупреждение  хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение  нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

1. Дети с  тревожными чертами характера. Обычно  они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее  настроения. Такие дети нередко  дают реакцию в виде нарушения  сна, аппетита, раздражительности, плаксивости  в ответ на резкое изменение  окружающей среды.

2. Дети с  ранним речевым развитием. У таких  детей первые слова появляются  до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них  формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить  развернутыми фразами. Их речевая  активность высокая. В этот период  в речи у них появляются  множественные итерации. Речь протекает  часто в период инспираторной  фазы дыхания.

3. Дети с  некоторой задержкой речевого  развития. Слова у таких детей  появляются после 1-го года, чаще  всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь  формируется после 3-х лет, фаза  ее интенсивного развития падает  на возраст 3,6 года. Речь таких  детей зачастую невнятна с  существенным нарушением звукопроизносительной  стороны речи.

4 Дети с  генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

5. Дети, имеющие  в ближайшем речевом окружении  лиц, страдающих заиканием, подвержены  этой речевой патологии чаще, чем другие.

6. Дети, воспитывающиеся  в семьях с двуязычьем также  находятся в ситуации риска  заикания .

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

- речь должна  быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

- желательно, чтобы речь родителей была  четкой;

- нельзя говорить  с детьми их лепетным языком  или искажать звукопроизношение;

- речь взрослых  не должна быть перегружена  труднопроизносимыми для детей  словами;

- взрослые  не должны включать в речь  при общении с ребенком сложные  лексико-грамматические обороты, фразы  по конструкции должны быть  достаточно простыми;

- при общении  с ребенком следует задавать  только конкретные вопросы, не  торопить с ответом;

- ребенка  нельзя наказывать за погрешности  в речи, передразнивать его или  раздраженно поправлять. Полезно  читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети  легко запоминают их, а ритмизованная  речь способствует выработке  правильных речедвигательных автоматизмов.

Профилактика хронификации заикания При "остром" начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм. Такими условиями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную; создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением уровня поступающей информации. Желательна консультация логопеда и психоневролога. При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т.п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В инициальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр. Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний ребенка. Логопед должен объяснить родителям, что заикание у ребенка можно устранить, правильно выполняя рекомендации.

Предупреждение рецидивов заикания Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном возрасте у таких детей могут быть рецидивы заикания. Следует учесть, что, у таких детей остается низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания.

Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу. Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе. Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения. Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1-1,5 лет. Следующим "опасным" для рецидива заикания возрастом является пре- и пубертатный возраст. В этот период психосоматического развития усложняются формы общения, возрастают требования к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. В этот период могут быть рецидивы заикания. Необходимо сразу же обратиться за лечебно-педагогической помощью. Для взрослых практикуются поддерживающие психолого-педагогические курсы типа "группы поддержки" или долечивания, или "группы открытых дверей". Такие группы организуются обычно при крупных консультативных и реабилитационных центрах.

 

 

 

23. Роль семьи в коррекционно-развивающем  процессе при заикании.

Важность участия семьи в логопедической работе подчеркивает значение активного участия родителей, близких родственников в коррекционном процессе. Сталкиваясь с ситуациями, где родители не принимают должного участия, возникает желание поставить вопрос и обосновать ответ на него: необходимо ли участие родителей в логопедической работе? Важно понять, что любой процесс, затрагивающий развитие речевых функций, будь то постановка звука, развитие фонематических процессов, коррекция лексико-грамматического строя речи, преодоление заикания требует участия трех сторон – логопеда, ребенка, взрослых. И если выпадает одно звено – успех работы становится под сомнение.

Задачей логопеда является диагностика, выявление механизмов речевых нарушений, определение порядка и приемов работы. Задачей родителей является выполнение в должном объеме и качестве всех предписанных специалистом упражнений. Мы подчеркиваем важность включения в коррекционный курс родителей на одном из самых простых примеров работы логопеда: коррекция звукопроизношения. Без регулярно проводимых занятий по закреплению речевых навыков трудно ожидать, что выработанный в условиях кабинета навык перейдет в жизнь. Так, например, поставленный в условиях кабинета звук перейдет в самостоятельную речь. При отсутствии такого важного этапа как артикуляционная гимнастика, предшествующего и сопровождающего постановку звука, трудно или даже невозможно добиться развития моторики артикуляционного аппарата, нормализации мышечного тонуса, развития дыхания, голоса. А разве логопед этим не занимается, спросите вы? Конечно же, занимается. Но в логопедической работе важна регулярность проводимых занятий! Как правило, логопед занимается не с одним ребенком, а целой группой, в которую может входить до 25 человек. И у специалиста нет возможности организовывать ежедневные занятия с один ребенком. И здесь значение проводимых родителями или близкими родственниками домашних заданий неоспоримо. Отсюда вытекает что, безусловно, участие со стороны мамы и папы должно быть активным. В иных случаях, при отсутствии занятий дома сроки работы значительно увеличиваются. Помимо этого, родители наравне с логопедом отслеживают на сколько качественно переходят в самостоятельную речь вновь приобретенные навыки. При необходимости они могут поправить ребенка, подсказать как произнести верно, давая правильный образец речи. Поскольку при низком самоконтроле за собственной речью, дефектный вариант произнесения звука может сохраниться. Ну и, безусловно, родители, знающие свое чадо как никто другой, могут подсказать педагогу интересы, рассказать о характере и привычках ученика, что положительно повлияет на взаимодействие между логопедом и ребенком.

Совершенно справедливо будет сказать, что при работе с более тяжелым речевым дефектом (например, при работе с таким серьезным нарушением как заикание или логоневроз) на плечи родственников возлагается большая ответственность.

Помимо функции контроля за речью ребенка и организации обратной связи с логопедом мама или папа становятся соратниками в борьбе за новую речь. Не всегда легко признаться перед окружающими что у ребенка заикание, потому что признание этого факта соответствует признанию того, что у ребенка есть проблема, дефект. Да и вступая на путь избавления от заикания, сам ребенок может уже иметь за плечами негативный опыт общения с непонимающими его проблему людьми, страхи, неуверенность, стеснение. Без поддержки семьи здесь никак не обойтись! Верно выстроенная линия поведения в семье сделает непростой путь избавления от заикания легким и радостным, поскольку в этом пути ребенка будут поддерживать любимые взрослые – мама и папа, бабушки и дедушки.

 

 

 

28. Методика коррекционной работы  при тахилалии.

Коррекционная работа направлена на воспитание:

1. Медленного  спокойного и ритмичного дыхания  и голосообразования.

2. Медленного  ритмичного чтения.

3. спокойной  ритмичной упорядоченной речи.

4. общего  и слухового внимания к речи.

Этапы работы:

1. режим молчания  – снимает тревожную возбудимость, успокаивает и сосредотачивает.

2. усвоение  медленного чтения начинается  на материале громкого чтения. Используются приемы сопряженного  и отраженного чтения.

3. редактирование  высказываний, мыслей. Приемы точного  пересказа, детализации, различные  редакции одной и той же  фразы.

4. коллективный  рассказ- каждый пациент внимательно слушает своего одногруппника и неожиданно по сигналу логопеда включается в рассказ.

На этом же этапе добавляются функциональные тренировки вне стен коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Методика семейной групповой логопсихотерапии в работе с заикающимися дошкольниками.

В конце 60-х годов для лечения подростков и взрослых, страдающих тяжелой формой логоневроза (заиканием), Ю.Б. Некрасовой на основе метода эмоционально-стрессовой терапии К.М. Дубровского (19, 20) была создана методика ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ (от греч. logos – слово, psyche – душа, therapia – лечение, уход за больным) – разновидность психотерапии, направленной на восстановление нарушенной речевой коммуникации. Суть данной методики лечения состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается здесь на основе личностного подхода, позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс.

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"