Временная перспектива будущего в раннем юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ процесса формирования временной перспективы в период ранней юности.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Рассмотреть современные подходы к определению временной перспективы.
Выявить место временной перспективы в контексте новообразований ранней юности.
Изучить методики определения уровня сформированности временной перспективы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования временной перспективы будущего.
Временная перспектива как психологическая категория 6
Временная перспектива будущего в контексте ведущих новообразований раннего юношеского возраста. 14
Глава 2. Диагностика и коррекция сформированности временной перспективы будущего у учащихся старших классов. 21
Заключение. 31
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный педагогический университет

Институт  молодёжной политики и социальной работы 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Временная перспектива будущего

  в раннем юношеском  возрасте 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студентка 31 группы

дневного  отделения

Шишкина Любовь Васильевна

Проверил:

Кошман  Наталья Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НОВОСИБИРСК-2007 

Содержание

 
  1. Введение                                                                                                         3
  2. Глава 1. Теоретические основы формирования временной перспективы будущего.
  • Временная перспектива как психологическая категория                          6                 
  • Временная перспектива будущего в контексте ведущих новообразований    раннего юношеского возраста.                                  14
  1. Глава 2. Диагностика  и коррекция сформированности временной перспективы будущего у учащихся старших классов.                             21                                                     
  1. Заключение.                                                                                                  31
  2. Список литературы.                                                                                     33
 
 

 

 Введение

    Восточная мудрость гласит: хочешь пожелать человеку трудностей на его жизненном пути — пожелай ему жить во времена перемен. Сегодняшним школьникам выпало взрослеть именно в такой период.

    Переход Российского государства к рыночным отношениям путем существенных преобразований в политической, экономической, нравственной областях  привел к изменению основы социально-экономических отношений. Но как просто, увлекшись политическими баталиями и глобальных реформами, забыть о тех, ради кого осуществляются эти реформы, забыть  о детях. Дети – не «будущие люди», которые  будут жить завтра, они живут уже сегодня. И от того, сумеют ли  они перенести все тяготы нашего трудного времени, адаптироваться к новым социальным и экономическим условиям, зависит не только их дальнейшая жизнь, но и процветание страны.

    Кардинально изменившаяся обстановка в государстве привела к необходимости пересмотреть взгляды на идеал человека, а так же на пути и методы достижения этого идеала. Всё более актуальной проблемой во всех сферах социальной деятельности становится вопрос конкурентоспособности, ведь конкуренция стала одной из характерологических черт отношений в условиях рынка и главной движущей силой развития всех сфер жизни общества.

    Рассматривая  конкуренцию как борьбу за достижение наилучших результатов на определенном пространстве деятельности в рамках заданных норм и правил, надо считать ее необходимым условием новых социально-экономических отношений,  и тогда встает вопрос о способности выдержать эту борьбу и победить в ней. Для того чтобы это стало возможным, сегодняшние молодые люди с  детства должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе и в своём непосредственном окружении, развивать общественные процессы в позитивном русле, совершенствоваться и саморазвиваться. Важно, чтобы они владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.

    Формирование  конкурентоспособной личности предполагает также достаточную информированность подростков о системе социальных отношений, наличие мотивов социальной деятельности и реальные действия подростков, направленные на реализацию социальных интересов и потребностей личности.

    Особое  значение эта проблема приобретает в период юношеского возраста, когда происходит переход  от «зависимого детства  к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового,  созревания,  а с другой – достижение социальной зрелости». [6; 7] У юношей и девушек возникает множество  личностных проблем, связанных с психологическими трудностями в построении образа своего собственного будущего «Я», «примеривании» этого образа на себя, что оказывает существенное влияние на выстраивание жизненных перспектив и зачастую становится источником дезадаптивного поведения. Неудачное решение проблемы юношеского самоопределения ведет к деформации личности, ограничению возможностей самореализации, доминированию чувств неудовлетворенности и смятения, отчужденности от общества и окружающих людей.

       Способен ли вообще юноша в силу присущей его возрасту неопытности в полной мере увидеть и оценить проблемы и противоречия современной действительности и сформировать временную перспективу собственного будущего? Анализ психолого-педагогической литературы позволяет  утвердительно ответить на поставленный вопрос, ведь  характерные новообразования юношеского возраста позволяют подготовить достаточную базу для столь серьёзного шага. Однако очевиден тот факт, что самоопределяющейся личности в определённых аспектах жизненного планирования необходима помощь со стороны родителей, педагогов и психологов.

       Первые  работы, в известной мере затрагивающие  проблему формирования временной перспективы, связаны с трудами Курта Левина.

 [5, 10] Справедливо будет заметить, что  данный автор не рассматривал конкретно интересующую нас в контексте данной работы перспективу будущего, делая упор скорее на настоящее и прошлое, он его работы позволяют сформировать общее понимание данного личностного образования, определить его место в структуре новообразований ранней юности.

       Интересный  взгляд на рассматриваемую проблему  демонстрирует Э.Эриксон, который  связывает формирование временной  перспективы будущего с кризисами идентичности. [15]

В отечественной  психолого-педагогической литературе следует обратить внимание на труды И.С.  Кона, Е.И. Головаха,  Л.И. Божович, Р.В. Овчаровой, А.В. Мудрика и др. [3, 4, 7, 6, 8], которые мы подробнее рассмотрим ниже.

Объект данной работы: временная перспектива как один из компонентов психологической структуры зрелой личности.

Предмет работы: особенности формирования временной перспективы будущего у старшеклассников.

Целью работы является анализ процесса формирования временной перспективы в период ранней юности.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно  решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть современные подходы к определению временной перспективы.
  2. Выявить место временной перспективы в контексте новообразований ранней юности.
  3. Изучить методики определения уровня сформированности временной перспективы.
  4. Разработать программу формирования и коррекции временной перспективы  будущего у старшеклассников.
 

Глава 1. Теоретические основы формирования

временной перспективы будущего

Временная перспектива как  психологическая  категория

    Жизнь во времени требует от человека постоянного  опережающего отражения. В отличие от естественных наук и философии, рассматривающих время как форму существования бытия, психология изучает время как субъективное отражение объективных временных отношений, на основе которого формируется целостное отношение личности ко времени собственной жизни.

    Индивидуальное  время по своим характеристикам  отличается от объективного физического времени. «Началом» индивидуального времени является будущее, тогда как «началом» объективного физического времени – прошлое. Е.И.Головаха вкладывает в это такой психологический смысл: «в хронологическом времени постановка цели всегда предшествует выбору средства, тем не менее, в сознании человека событие-цель как бы проецируется в тот отрезок времени, который хронологически расположен за моментом реализации события-средства». [4; 18] Человек не властен над объективным временем, зато свое психологическое время он может структурировать свободно.

    Представления о будущем являются неотъемлемой частью жизненного пути человека, поскольку образуют субъективный образ его развития.

    Личность  должна неустанно развиваться и  изменяться таким образом, чтобы её свойства и возможности были лучше «приспособлены» к новым, более сложным задачам.

    В психологической литературе можно  встретить большое количество терминов, описывающих представления личности о будущем: «жизненные цели», «ориентации на будущее», «жизненная перспектива», «жизненные планы», «планирование будущего» и так далее. Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом. Но за каждым из этих явлений, относящихся к образу будущего человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания и так далее. В представлениях о будущем можно увидеть «потенциал личности», на основе изучения жизненных планов молодежи возможно прогнозирование развития общества. С другой стороны, сформированное представление о будущем может выступать критерием личностной и социальной зрелости. В исследовании И.С. Кона подчеркивается, что под временной перспективой следует понимать способность личности действовать в настоящем, в свете предвидения сравнительно отдаленных событий будущего. [6; 192]

    В настоящее время существует многообразие подходов к изучению временной перспективы будущего, которые, в свою очередь, можно объединить в несколько направлений.

    В теоретико-методологическом направлении основное внимание уделяется разработке понятий, категорий, концепций временной перспективы будущего в контексте более широкой картины всего жизненного пути личности, изучению содержания и пространственно-временных  характеристик представлений о будущем и др. (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анциферова, Е.И.Головаха).

    Работы, осуществляемые в рамках экспериментально-практического  направления, посвящены изучению временной перспективы и планирования жизни личности, выявлению возрастной специфики в контексте данной проблематики, исследованию восприятия своего будущего и выделению на основе этого типологий личности и т.д. (Л.И. Божович, И.В.Дубровина и др.).

    Также активно развивается направление, связанное с применением опыта  научно-теоретического исследования образа будущего в контексте субъективной картины жизненного пути личности в психокоррекционной и психотерапевтической практике (Н.С.Пряжников, И.В.Дубровина, Е.И.Головаха, А.А.Кроник и др.).

     Рассмотрим  особенности  понимания и динамику преобразования категории временной перспективы в каждом из приведённых направлений на примерах наиболее ярких теорий психологов-классиков и современных исследователей.

     Из  определений  различных словарей становится понятно, что перспектива (фр.  perspective,  от лат. perspicio – «ясно вижу») – это способ передачи пространства на плоскости. В случае временной перспективы подразумевается линейное выстраивание трёх условно выделяемых временных промежутков, из которых состоит вся жизнь человека: прошлое, настоящее и будущее. Несмотря на кажущуюся простоту определения, временная перспектива является одним из наиболее проблемных понятий в психологи (особенно это касается психологии ранней юности).

     Как уже упоминалось во введении, впервые  идея временной перспективы встречается в работах Курта Левина и является одним из смыслообразующих понятий его теории поля.

     Исследования  Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. В понимании, предложенном Левином, «временная перспектива – это некий механизм,  позволяющий человеку целостно воспринимать самого себя. Человек как бы помещается в определённую ленту, включающую прошлое (точка отсчёта), настоящее и будущее (перспектива)».  [5; 37] Временная перспектива даёт возможность действовать, исходя из внутренних установок, и преодолевать поле.

     Таким образом, Левин приходит к важному  для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

     Появление временной перспективы дает возможность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на камень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Информация о работе Временная перспектива будущего в раннем юношеском возрасте