Временная перспектива будущего в раннем юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ процесса формирования временной перспективы в период ранней юности.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Рассмотреть современные подходы к определению временной перспективы.
Выявить место временной перспективы в контексте новообразований ранней юности.
Изучить методики определения уровня сформированности временной перспективы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования временной перспективы будущего.
Временная перспектива как психологическая категория 6
Временная перспектива будущего в контексте ведущих новообразований раннего юношеского возраста. 14
Глава 2. Диагностика и коррекция сформированности временной перспективы будущего у учащихся старших классов. 21
Заключение. 31
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Открытие  временной перспективы и уровня притязаний во многом сближает Левина с Адлером и с представителями гуманистической психологии, которые также пришли к мысли о важности сохранения целостной личности, о необходимости осознания человеком структуры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, – о том, что, осознав влияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия (которые великолепно объяснил и психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и стремление в новом мире, после второй мировой войны, показавшей хрупкость человека, преодолеть складывавшееся ощущение взаимозаменяемости людей, доказать, что люди – целостные уникальные системы, что каждый человек несет в себе свой внутренний мир.

   В зарубежной психологии в качестве понятия, близкого по смыслу к проблеме временной  перспективы, выступает категория “психосоциальная идентичность”, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является “нормативный кризис идентичности”. Термин “кризис” употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово “нормативный” имеет тот оттенок, в соответствии с которым жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

   Главной задачей, которая встает перед индивидом  в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

   Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. «В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах». [15; 141] Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

   Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности.

   Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек  в этот период, является размывание чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло. [15; 53-54]

   Канадский психолог Марше (1966) выделил четыре стадии развития идентичности:

   1. Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

   2. Предварительная идентификация.  Кризис еще не наступил, но  индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

   3. Мораторий. Стадия кризиса, на  которой индивид активно исследует  возможные варианты идентичности  в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.

   4. Достижение идентичности. Индивид  выходит из кризиса, находит  свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для  себя род занятий и мировоззренческую  ориентацию. [15; 253] По сути именно на этой стадии можно говорить об определённой степени сформированности временной перспективы будущего, выражающейся в наличии целостного представления о самом себе и своём месте в окружающем мире.

   Приведённые выше стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.

   Идея  типологии развития идентичности, вариантов  взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они  же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другом. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

   В понимании современных исследователей [6, 11, 13] временная перспектива будущего является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отделенным будущим, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, стихийно. Это происходит через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоение общекультурных, социальных норм, наконец, через развитие мотивации. Сформировавшись, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.

     При рассмотрении временной перспективы  будущего особого внимания требует  направление, характерное для отечественной психологии и посвящённое изучению представлений о будущем в раннем юношеском возрасте. Данный подход будет рассмотрен в следующем параграфе, а на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

    • Временная перспектива будущего является одной из важнейших категорий психологии и представляет собой необходимое условие нормального развития личности.
    • Автором данного понятия считается Курт Левин, который введением данной категории заложил основы психологического принципа необходимости осознания человеком структуры собственной личности.
    • Курт Левин не выделял отдельно временную перспективу будущего, однако его понимание ВП как основы целостного восприятия себя и мира используется и сегодня.
    • Э. Эриксон является основоположником особого подхода к рассмотрению временной перспективы будущего через формирование чувства идентичности.
    • Современные учёные рассматривают ВП будущего как комплексную категорию, состоящую из жизненных планов, мотивов, надежд и т.д.
    • Развиваясь в раннем юношеском возрасте, ВП будущего становится стимулом развития на дальнейших возрастных этапах.
 
 

 

    Временная перспектива будущего в контексте ведущих  новообразований    раннего юношеского возраста                   

      Взросление  как процесс социального становления  многомерно и многогранно. По мнению И.С. Кона, «рельефнее всего его противоречия и трудности» проявляются в том числе и в  формировании жизненной перспективы в ранней юности. [6; 185]

    Особое  внимание к изучению представлений о будущем в данный период связано с тем, что данный возраст представляет собой чрезвычайно важный этап становления личности, связанный с осуществлением значимых выборов: профессии, системы ценностей, партнера по браку и т.д. Выборы эти отражаются в целях, планах, субъективной картине будущего. Наличие зрелых, сформированных представлений о будущем именно в этом возрасте становятся возможной и необходимой предпосылкой дальнейшего развития личности.

    В связи с этим временная перспектива  зачастую рассматривается к контексте  более широкого процесса, характерного для ранней юности– жизненного самоопределения.

   Термин  “самоопределение” употребляется  в литературе в самых различных  значениях. Так говорят о самоопределении  личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический.

   С точки зрения социологического подхода к самоопределение понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата. А психологов интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры.

   Методологические  основы психологического подхода к  проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения  рассматривалась им в контексте  проблемы детерминации, в свете выдвинутого  им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: “Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)”. [11; 221] В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа “внутренних условий”. По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: “Смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему”. Более того, сама “специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия”. [11; 219]

   Таким образом, на уровне конкретной психологической  теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека “внешние причины”, “внешняя детерминация” - это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, решение которой выражается в сформированности временной перспективы будущего, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

   Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А.Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. [1; 75] При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.

   Автор использует для описания своих взглядов характеристику «самоопределившейся  личности», которая является своеобразным синонимом «социально созревшей» личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это “субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это “относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества”. Основными критериями границ и этапов самоопределения “следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности “хочу”- “могу”- “есть”- “требуют” у конкретной личности”.

Информация о работе Временная перспектива будущего в раннем юношеском возрасте