Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации, которую нужно обработать и применить. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
§1.1. ……………………………………….5
§1.2. …………………………………………..11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§1. Констатирующий эксперимент………………………………………24
§2. Формирующий эксперимент…………………………………………….34
§3. Итоговый эксперимент…………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной шк.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования Глазовский государственный  педагогический институт им. В.Г. Короленко 
 
 
 

Курсовая  работа

Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных  технологий в начальной школе 
 
 

                                                                Выполнила:                                                    студентка 332группы

факультета  ПиХО,

                                                             Главатских Н.Л.

Научный руководитель:

доцент  кафедры ПиМНО

Максимов  Ю.Г. 
 
 
 

Глазов 2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

    §1.1. ……………………………………….5

    §1.2. …………………………………………..11

    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

§1. Констатирующий эксперимент………………………………………24

§2. Формирующий  эксперимент…………………………………………….34

§3. Итоговый эксперимент…………………………………………………….35

Заключение…………………………………………………………………….36

Библиографический список…………………………………………………..38

Приложения……………………………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    На  современном этапе развития нашей  цивилизации на детей обрушивается океан информации, которую нужно  обработать и применить. Чтобы помочь современному школьнику учитель  должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

    Современные средства информационно-коммуникативных  технологий дают возможность повышения  эффективности и качества образования, играют большую роль  в формировании новой системы образования. Они способствуют интенсивности и результативности обучения.

    В то же время, с применением современных  информационно-коммуникативные технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

    Существуют  методы здоровьесбережения  применяемые  на уроках информатики. И учитывая, то, что сегодня происходит процесс  тотальной информатизации, когда  информационно-коммуникативные технологии применяются при обучении всем школьным дисциплинам меры здоровьесбережения, вырабатываемые и применяемые при использовании компьютерной техники на уроках информатики могут быть с успехом распространены и на другие дисциплины, преподаваемые с использованием информационно-коммуникативные технологий.

    Безусловно, меры здоровьесбережения должны стать  частью разрабатываемых систем обучения с использованием информационно-коммуникативных  технологий.

    Кроме того, необходимо использовать на практике уже разработанные и известные приемы, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья школьников. Часто они применяются на уроках эпизодически и бессистемно. Такой подход снижает здоровьесберегающий эффект.

    Возникает проблема  – с одной стороны  необходимо вводить современные информационно-коммуникативные технологии в обучение школьников, а с другой стороны нужно разрабатывать такие системы обучения, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.

    Цель  темы исследования:

    изучение  и систематизация отрицательных факторов применения информационных технологий в образовательном процессе, влияющих на здоровье учащихся.

    Задачи  темы исследования:

  1. Выявить и систематизировать отрицательные факторы применения информационных технологий в образовательном процессе.
  2. Определить схему диагностики отрицательного влияния компьютерных технологий на здоровье учащихся.
  3. Подготовить комплекс упражнений, направленных на  предотвращение и снижение отрицательного влияния  информационных технологий на здоровье учащихся.

    Актуальность темы исследования:

    интенсивное внедрение информационных технологий в образовательный процесс без учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей отрицательно влияет на здоровье учащихся.

    Обоснование темы исследования:

    Информатизация  образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в образовательный процесс информационной продукции, средств, технологий. Их использование в учебном процессе связано со значительной умственной, эмоциональной, зрительной и статической нагрузками, которые постоянно испытывают учащиеся, работая с компьютерами. Кроме того, в кабинетах, где функционируют компьютеры, формируются специфические условия окружающей среды: изменяется температурно-влажностная характеристика воздуха, уровни шума, электрического и радиационного поля.

    В условиях восприятия учебной информации с экрана монитора значительно возрастает зрительная нагрузка. Восприятие знаков со светящегося экрана, чередующееся с переводами взора на клавиатуру и текст, вызывает напряжение разрешающей способности глаза. В неблагоприятных условиях работы это может приводить к повышенному утомлению зрения, появлению различного рода жалоб.

    Постоянная  статическая нагрузка при работе с дисплеем, обусловленная относительно неподвижной рабочей позой, может привести к усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Утомление, а также неблагоприятные изменения в состоянии здоровья развиваются особенно быстро в результате нерационального режима труда и отдыха и плохих, не отвечающих гигиеническим требованиям, условий окружающей среды. Все это может способствовать ухудшению состояния здоровья учащихся.

    Объект  исследования: работа учащихся за компьютером в школе и дома.

    Предмет исследования: специфика влияния внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

    Гипотеза  исследования: если снизить уровень отрицательного влияния информационных технологий на здоровье учащихся, то повысится их работоспособность и познавательная активность.

    Этапы работы:

  1. Этап накопления материала.
  2. Информационный (диагностика и анализ влияния информационных технологий на здоровье учащихся).
  3. Практический (освоение технологий здоровьесбережения на уроках с применением компьютера);

    Методы  исследования:

    • Теоретический;
    • Беседа;
    • Наблюдение;
    • Анкетирование;
    • Тестирование.
 

      ГЛАВА 1. влияние ИКТ на здоровье школьника

    За  последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

      Уроки с использованием информационно  – коммуникативных технологий  позволяет разрядить высокую  эмоциональную напряжённость и  оживить учебный процесс. 

    Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется актуальным и перспективным, а обучение школьников начальных классов представляется целесообразным. Но, прежде чем применять новые технологии, учитель должен досконально, скрупулезно продумать уроки. Компьютерные обучающие программы должны включать наиболее важные ключевые аспекты темы, соблюдать основные дидактические принципы (систематичности, последовательности, доступности, научности и т. д.). И не забывать о золотом правиле: не навреди!

    При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование  элементов здоровьесберегающих  технологий.

    Очевидно, что все позитивные аспекты информатизации начальной школы не могут быть оправданы в том случае, если формирование и повышение информационной культуры младших школьников сопровождается ухудшением их здоровья. При этом не хотелось бы отказываться от использования компьютера и созданных на его основе современных технологий представления, обработки, хранения и передачи информации в обучении и воспитании учеников начальной школы. Тем более что экспериментально подтверждено положительное влияние применения электронных учебных материалов в образовательном процессе на результаты учения.

    Таким образом, можно утверждать, что существует проблема эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в  начальной школе в аспекте  сохранения здоровья младших школьников.

    Попробуем определить основные направления и  содержание здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов, применяющего электронные учебные материалы на уроке и во внеурочной работе с младшими школьниками.

    Основные  вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

    • Сидячее положение в течение длительного времени;
    • Воздействие электромагнитного излучения монитора;
    • Утомление глаз, нагрузка на зрение;
    • Перегрузка суставов кистей;
    • Стресс при потере информации.
    • Интернет – зависимость
    • Нагрузка на психику.

    Рассмотрим  эти факторы по отдельности.

    Сидячее положение

    Человек за компьютером сидит в расслабленной  позе, однако вследствие статичности  она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

    Воздействие электромагнитного  излучения монитора

    Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.

    Вредными  для человека являются следующие факторы:

    Электростатические  поля. На электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети). Сам по себе потенциал не страшен, но он создается между экраном дисплея и лицом оператора, разгоняя осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном.

    Имеются следующие способы борьбы с этим явлением:

    Снижение  количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку он постепенно переходит с доски на лица детей  путем разгона статическими полями. Обратите внимание: хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда "Люстрой Чижевского". Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а "Люстра Чижевского" еще и подавляет статические поля.

Информация о работе Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе