Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации, которую нужно обработать и применить. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
§1.1. ……………………………………….5
§1.2. …………………………………………..11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§1. Констатирующий эксперимент………………………………………24
§2. Формирующий эксперимент…………………………………………….34
§3. Итоговый эксперимент…………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной шк.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

    В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в  подушечках. Это может привести к  повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

    Это заболевание называется карпальный туннельный синдром (сокращенно КТС). И  именно им в настоящее время страдают пользователи персонального компьютера, которые помногу часов совершают  однообразные мелкие движения руками. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

    Демонстрация  комплекса упражнений

    Повышенная  нагрузка на зрение

    Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

      Комфортное рабочее место.

    Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.

    Гимнастика  для глаз.

    Необходимо  каждый полчаса делать гимнастику для  глаз.

    Демонстрация  комплекса упражнений

    Стресс  при потере информации

    Далеко  не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.

    Мы  провели анкетирование учащихся нашего класса, чтобы исследовать, как  они работают за компьютером и  не опасно ли это для их здоровья.

    Анализ  результатов

    По  результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 84% учащихся имеют дома компьютер; 95% учащихся умеют работать на нем, при этом 47% учащихся начали работать на компьютере с 5-7 лет, 53% - с 8-10 лет.

    Нормой  считается, если учащийся проводит за компьютером 3 часа в день. Среди  участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 часов – 53%, от 4-10 часов – 40%, не работают каждый день – 3% учеников.

    В компьютерные игры играют 100% учащихся, постоянно играют – 50%, от 4 до 10 часов  – 42% учеников.

    Среди опрошенных 42% учеников заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости. К первым ее признакам относится следующее:

    - ест,  пьет чай, готовит уроки у  компьютера;

    - провел  хотя бы одну ночь у компьютера;

    - прогулял  школу – сидел за компьютером;

    - приходит  домой и сразу садится за  компьютер;

    - забыл  поесть, умыться (раньше такого  не было);

    - пребывает  в плохом настроении, не может  ничем заняться, если компьютер  сломался;

    - конфликтует,  угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

    Около 32% учащихся отметило, что посещают игровые залы, что также свидетельствует  о возникновении компьютерной зависимости.

    Компьютер предпочли спорту 15% человек, а общению  с другом – 5%;

     0%  учащихся выбрало чтение книги и 90% прогулку вместо компьютера; а 5% учеников ответил, что непосредственному  общению они предпочитают общение через компьютер.

    Нарушение зрения наблюдается в нашем классе у 20% учащихся, но гимнастику для глаз делают только 11%.

    Выводы

    Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

    Учитель: В конце нашего обсуждения мы хотим всем раздать рекомендации при работе на компьютере и надеемся, что вы будете им следовать, а значит, позаботитесь о своем здоровье.

    Рекомендации  при работе на компьютере.
  1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.
  2. Проводить за компьютером не более трех часов в день.
  3. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.
  4. Каждый час делать комплекс упражнений для кистей рук.
  5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.
  6. Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

      Приложение 2

    Анкета

  1. Есть ли у вас дома компьютер?
  2. Умеете ли вы работать на компьютере?
  3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?
  4. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?
  5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?
  6. Играете ли вы в компьютерные игры?
  7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?
  8. Легко ли вы отрываетесь от игры?
  9. Есть ли у вас постоянное желание играть?
  10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?
  11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?
  12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
  13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
  14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
  15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
  16. Посещаете ли вы игровые залы?
  17. Сколько времени вы проводите в игровом зале?
  18. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?
  19. В какие игры вы любите играть?
  20. Как вы думаете: какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?
 
 

    Комплекс  упражнений для профилактики зрительного утомления.

    Вариант 1 (длительность 3-5 минут).

    Исходное  положение – сидя в удобной позе: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения совсем легко, без напряжения.

  1. Взгляд направить влево-прямо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить 2-5 раз.
  2. Взгляд смещать по диагонали: влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо. Повторить 2-5 раз.
  3. Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.
  4. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль. Повторить несколько раз.
  5. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.
 

    Комплекс  физических упражнений для профилактики утомления 

    от  позо-статического напряжения.

    Потягивание.

    Исходное  положение – сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на поясе.

  1. Руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться, голову наклонить назад, напрячь все мышцы тела – вдох.
  2. Слегка наклониться вперед – выдох. Повторить 4-5 раз в среднем темпе.
 

    Наклоны туловища в стороны.

    Исходное  положение – сидя на стуле, руки на поясе.

  1. Наклонить туловище влево, голову повернуть налево, правую руку за голову – выдох.
  2. Исходное положение – вдох.
  3. Наклонить туловище вправо, голову повернуть направо, левую руку за голову – выдох.
  4. Исходное положение – вдох.

    Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

    Расслабление  мышц.

    Исходное  положение – сидя на стуле, ноги вытянуть и поставить пятками на пол – вдох.

    1-3. Последовательно расслаблять мышцы рук, туловища, ног – выдох.

    4. Исходное положение – вдох.

    Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

    Упражнения  для пальцев.

    Исходное  положение – сидя на стуле, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак.

  1. Разжать пальцы – без напряжения.
  2. Сжать пальцы в кулак – без напряжения.
 

    Перегруппировка веса тела.

    Исходное  положение – рабочая поза.

  1. Перегруппировать вес тела на левую часть – выдох.
  2. Исходное положение – расслабить мышцы – вдох.
  3. Перегруппировать вес тела на правую часть – выдох.
  4. Исходное положение – расслабить мышцы – вдох.

    Повторить 3-4 раза в медленном темпе, дыхание глубокое.

    Упражнения  для шеи.

  1. Влево-вправо вращение головой (быстро).
  2. Вперед – назад (умеренный темп).
  3. Вращение с максимальным  расслаблением мышц шеи (голова «катится» по корпусу) сначала в левую, затем в правую сторону (очень медленно, не более 2 раз), мышцы лица расслаблены.
 

    Приложение 2

    Информация  для родителей:

    Компьютер не в ущерб осанке

    Контролируйте, чтобы спина ребенка была наклонена  на несколько градусов назад: это  позволит разгрузить позвоночник и  улучшить его кровоснабжение. Локти  и запястья приучайте держать расслабленными, кисти должны иметь общую ось с предплечьями. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени - под прямым углом к бедрам.

    Приобретите удобное рабочее кресло, желательно, чтобы на нем можно было регулировать высоту сидения и наклон спинки, в идеале спинка кресла должна повторять изгибы позвоночника.

    К рабочему столу тоже предъявляются  определенные требования: его конструкция  должна обеспечивать оптимальное размещение используемого оборудования.

    Профилактика  «зрительного синдрома»

    Повсеместная  компьютеризация принесла с собой  и так называемый «компьютерный  зрительный синдром: миллионы взрослых и детей стали жаловаться на ухудшение  зрения. Освещение при работе на компьютере не должно быть слишком  ярким - рекомендуется приглушенный рассеянный свет. Внешнее освещение в помещении снижает контраст изображения, но не стоит забывать, что увеличение яркости также утомляет зрение. Блики на мониторе мешают считыванию информации с экрана, заставляют изгибать шею и корпус, напрягать зрение, при этом увеличивается нагрузка на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрому утомлению. Виновниками этого могут служить расположенные рядом с экраном монитора источники света, световое оборудование, яркие поверхности, не зашторенные окна и даже светлая одежда самого пользователя. Чтобы свести негативный эффект к минимуму - на окно стоит повесить плотные шторы или жалюзи, занавеси или внешний козырек, так как лишние блики на мониторе очень утомят глаза Вашего ребенка. Также желательно, чтобы естественный свет падал слева.  

Информация о работе Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе