Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации, которую нужно обработать и применить. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
§1.1. ……………………………………….5
§1.2. …………………………………………..11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§1. Констатирующий эксперимент………………………………………24
§2. Формирующий эксперимент…………………………………………….34
§3. Итоговый эксперимент…………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной шк.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

    Обучение  детей грамотному пользованию сложным  электрическим прибором следует  начинать с ознакомления и полного  усвоения правил безопасной работы с компьютером в школе и дома. Сделать это желательно в игровой форме, привлекая учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы: «Что за опасность таиться в компьютере?», «Как избежать неприятностей, работая с электрическими приборами?», «Чем мы можем повредить компьютеру и как этого избежать?» и т.д.

    Особое  внимание следует уделить профилактике зрительного и общего утомления  на уроках с применением компьютера. Так, например, следует осторожно  предлагать индивидуальные задания  за компьютером детям, имеющим серьезные нарушения зрения, невротические расстройства, судорожные реакции.

    При организации урока с применением  современных технических средств  обучения следует помнить, что продолжительность  непрерывных занятий с компьютером  для детей 6-11 лет составляет не более 15 минут. Следует отметить, что на уроках, которые проводятся учителями начальных классов в соответствии Концепцией информатизации начальной школы [3] каждый ребенок непрерывно работает с компьютером гораздо меньше этого времени.

    Внеурочное  применение компьютера в начальной  школе, например на занятиях в кружке, можно организовывать не ранее чем  через час после окончания  уроков. Такие занятия, а также  использование компьютера для самостоятельной  работы учащихся следует проводить  не чаще, чем два раза в неделю, продолжительностью не более часа.

    Профилактикой зрительного и общего утомления  детей является систематическое  проведение учителем начальной школы  гимнастики для глаз и осанки, физкультминуток, динамичных игр и эстафет во время урока. Не стоит пренебрегать паузами во время урока, даже если дети часто вставали со своих мест и перемещались по классу. Практика показывает, что если на несколько секунд ребенок закроет глаза, услышит музыку или представит себе что-нибудь приятное по просьбе учителя, то ткань урока не будет нарушена, как боятся многие учителя начальных классов, стремящиеся успеть решить как можно больше учебных задач. Напротив, результативность дальнейшей работы, как правило, возрастает.

    Особое  внимание следует уделить разъяснительной работе с родителями. С увеличением парка домашних компьютеров возрастает необходимость информирования родителей младших школьников о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места ученика, о временных ограничениях пребывания перед экраном не только компьютера, но и телевизора. Достаточно сложно предотвратить потерю зрения учащими, соблюдая рекомендации ученых в школе, когда дома младшие школьники предоставлены сами себе и бесконтрольно проводят время за компьютерными играми, часами смотрят телевизор. Конечно, выходом из подобной ситуации могла бы стать широко распространенная ранее практика занятости учащихся начальной школы в кружках и спортивных секциях во второй половине дня. Но эту организационно-педагогическую задачу не в силах решить один учитель. Зато он может каждое родительское собрание начинать с разговора о том, что охрана и укрепление здоровья ребенка во всех его аспектах – долг окружающих взрослых.

    Практика  организации целенаправленной работы с родителями позволяет утверждать, что положительный результат во многом зависит от отношения пап и мам младших школьников к собственному здоровью. Особенно важно, чтобы родители осознали не только значимость формирования и развития информационной культуры их детей, но и тех опасностей, включая компьютерную зависимость, которые подстерегают ребенка, с увлечением осваивающего компьютер.

    Не  менее важным является соблюдение законов  зрительного и слухового восприятия информации младшими школьниками. Недопустимость интуитивного подхода в озвучивании и оформлении электронных учебных материалов очевидна. В этой связи хотелось бы предостеречь учителей начальной школы, самостоятельно разрабатывающих средства наглядности, электронные дидактические материалы для младших школьников.

    Таким образом, для того, чтобы информатизация образования, коснувшаяся в последние годы и массовой начальной школы, не нанесла вреда здоровью младших школьников, учитель начальных классов может сделать следующее:

  • Строго соблюдать санитарные требования организации рабочего места в кабинете.
  • Контролировать время пребывания ребенка за компьютером во время урока, в течение учебного дня.
  • Организовывать физкультминутки и психологические паузы на каждом уроке.
  • Проводить беседы с учащимися с целью формирования представлений о безопасном пользовании компьютером не только как электроприбором, но и как источником информации.
  • Разъяснять родителям, другим представителям младших школьников суть здоровьесберегающих действий, которые позволят предотвратить или ослабить негативное влияние электромагнитных и электростатических полей на здоровье детей. Особое внимание уделять профилактике компьютерной зависимости, разъясняя причины и последствия ее возникновения.
  • Использовать в образовательном процессе электронные учебные материалы, соответствующие не только дидактическим принципам отбора содержания, но и эргономическим законам восприятия информации. Повышать уровень компетенции в этом направлении.

    Безусловно, использование возможностей современного компьютера и созданных на его  основе технологий в начальной школе актуально, социально значимо и личностно востребовано участниками образовательного процесса. При этом сохранение и укрепление здоровья младших школьников в условиях информатизации должно быть приоритетной идеей методических поисков и организационных решений.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

§1. Констатирующий эксперимент.

     В исследовании участвовало 26 учеников 3«Б» класса МОУ «СОШ №1» г.Глазова. Из них 19 мальчиков и 7 девочек. Средний возраст учеников 10 лет. В ходе проведения исследования, были использованы опросники и тесты: 
 

    Список  литературы:

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
  2. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер./М: «ВАКО», 2007/
  3. Грачева А.П. Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кондидата педагогических наук, 2007/
  4. Концепция электронных изданий и ресурсов. Том I. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Том II. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика). М., 2003 г.
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.
  6. Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения)/под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. – Новосибирск: НГУ, 2004.
  7. Молокова А.В., Осколкова Т.В. Электронные учебные материалы для начальной школы: Справочно-методическое пособие/Под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2003.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
  9. О направлении временных методических рекомендаций о гигиенических условиях организации учебных занятий с применением компьютеров в средней общеобразовательной школе. Письмо Министерства просвещения РСФСР от 11 апреля 1988 года № 33-М.
  10. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  12. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.
  13. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Т.1. – 312 с.: ил.
  14. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе/ Начальная школа. 2002. №5. С.19-21.
  15. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с.
  16. А. Л. Чижевский. «Правила работы за компьютером».
  17. Г. Р. Нахимов  «Профилактика компьютерных заболеваний». 
  18. С. А. Мельников  «Действия компьютеров на человечество»

    Приложение 1

    Классный  час на тему

    «Компьютер  и здоровье школьника».

      Форма проведения: Беседа.

      Цели: объяснить роль здоровья  в жизни человека.

    Задачи:

    - дать  представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

    - заставить  учащихся задуматься о необходимости  быть здоровым, о      приобщении  к здоровому образу жизни;

    Компьютер, тексты с рекомендациями.

      Плакаты, рисунки.

    Учитель: Здравствуйте ребята! «Здравствуйте!» - мы ежедневно повторяем это приветствие.

    Задумывались  ли вы когда-нибудь о том, почему при  встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для  человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

    Я предлагаю вам ознакомиться со следующей  печальной статистикой.

    1. Сейчас в России практически  не рождаются здоровые дети. На  каждую тысячу родившихся малышей  до 900 имеют какие-либо врожденные  дефекты. Среди первоклашек последних  лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

    2. Всероссийская диспансеризация  2002г., в ходе которой обследовали  30 млн. детей, дала тревожные  результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

    3. В нашей школе.

    Не  секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего классного часа является выяснение того, как компьютер  влияет на здоровье и как уменьшить  его вредное воздействие на организм.

    А девизом нашего мероприятия я  предлагаю сделать следующие  слова:

    «Нельзя допустить, чтобы  за достижения цивилизации  человек платил своим  здоровьем!»

    Но  сначала давайте уточним, а что  такое здоровье?

    - Здоровье – это  когда тебе хорошо.

    - Здоровье – это  когда ничего не  болит.

    - Здоровье – это  красота.

    - Здоровье – это  сила.

    По  данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и  природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.

    Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

    Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?

    - Сидячее положение  в течение длительного  времени.

    - Электромагнитное  излучение.

    - Перегрузка суставов  кистей рук.

    - Повышенная нагрузка  на зрение;

    - Стресс при потере  информации.

    Рассмотрим  эти факторы по отдельности.

    Слово предоставляется  нескольким ученикам.

    Сидячее положение

    Человек за компьютером сидит в расслабленной  позе, однако вследствие статичности  она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.

    Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

    Демонстрация  упражнений

    Электромагнитное  излучение

    Вопрос  о воздействии электромагнитного  излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

    Перегрузка  суставов кистей рук

Информация о работе Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе