Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

Задачи работы:

Изучение методической литературы по данной проблеме.
Выяснить значение словарной работы для детей дошкольного возраста.
Выявить сущность словарной работы в ДОУ.
Познакомиться с методикой В. И. Логиновой по формированию обобщений у детей дошкольного возраста.
Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта», руководствуясь предложенной В. И. Логиновой методикой проведения занятий по формированию родовых обобщений у детей дошкольного возраста, и апробировать их.
Провести практическую работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта».
Разработать консультацию для родителей по теме: «Транспорт».

Содержание

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Глава I –Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста

Ученые о значении словарной работы для детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
Сущность словарной работы в ДОУ._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Методика формирования обобщений у детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Глава II – Опытно – практическая работа по формированию родовых понятий у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2.2 Работа с родителями по закреплению детьми понятий «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа1.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

     Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий. Наиболее интересна предложенная В. И. Логиновой методика занятий третьего типа. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. На этих занятиях задачи словарной работы решаются в процессе обобщений, формирования понятий.

     Существуют понятия, различные по объему и степени отвлеченности и обобщенности. В связи с особенностями познавательной деятельности дети дошкольного возраста осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выражены и доступны для наглядно – действенного и наглядно – образного способа мышления.

     Во всех программах воспитания и обучения в детском саду включено требование формировать видовые и родовые обобщения.

   Под видовым понятием имеется в виду понятие, узкое по объему, входящее как составная часть в родовое понятие, например, стул, стол, чашка. Эти понятия объединяют один вид предметов.

     Под родовым понятием имеется ввиду понятие большего объема, включающее как составные части видовые понятия. Например, родовое понятие «мебель» включает в себя видовые понятия стул, стол, кресло, шкаф.

     И видовые, и родовые понятия требуют выделения существенных признаков и обобщения по ним, но характер этих признаков, их количество различны. Так, существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и другие. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников; гольф, чулок, носок отличаются длиной; шарф, косынка, платок – формой. Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их. Например, в основе таких родовых понятий, как «игрушка», «одежда», лежит способ использования различных по внешним признакам предметов; в основе понятий «овощи», «фрукты» лежит несколько признаков: способ использования, место произрастания, выращивание их человеком.

     В процессе формирования видовых и родовых понятий осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов, благодаря чему обеспечивается точное словоупотребление, точное называние предметов. Это обеспечивает краткость, точность и взаимопонимание в речевом общении.

    Занятия, посвященные формированию понятий т соответствующего им  словаря, требуют от детей умения видеть особенности предметов: части, форму, величину, назначение. Поэтому они опираются на умения ,полученные дошкольниками на занятиях, где осуществлялось углубление знаний о предметах. Таким образом, эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря и тесно связаны с другими видами занятий. Несмотря на значительную общность, занятия по формированию видовых и родовых понятий имеют свои методические особенности, которые объясняются содержанием понятий и возрастом детей.

     Занятия по формированию видовых понятий проводятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их методике учитывается следующее:

  1. Занятие строится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан, бокал и другие предметы, от которых дети должны отличать чашки.
  2. Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.
  3. Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую.

     Для занятий такого рода могут быть использованы игры – занятия с куклой.

     Методика занятий, посвященных  формированию родовых обобщений  и соответствующего словаря, также  направлена на выделение из  группы признаков существенных. Но поскольку в этом случае обобщается группа предметов различных видов, то такое занятие будет иметь особую структуру.

     Первая часть его посвящается выделению всего набора уже известных детям по предыдущим занятиям признаков предметов (Например, последовательное рассматривание изображений грузовика, самолета, парохода). Уточнение вопросов: Для чего нужна машина? Кто ею управляет? и другие.

     Вторая часть имеет целью отделить существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщить группу предметов по существенным признакам и ввести слово, обозначающее эту группу (работа над понятием).  Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих трех предметов? Что общего? Обобщение воспитателя и сообщение нового слова: "Все, что служит для перевозки людей и груза, называется транспортом". Дети могут повторить это слово и ответить на вопросы: как можно узнать, что это транспорт?

    Третья часть занятия посвящается упражнению детей в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.  Дети классифицируют картинки, отбирая группу «транспорт», и мотивируют свой выбор.

     Свою специфику здесь будет иметь и подбор наглядного материала для разных частей занятия. Для первой и второй частей отбираются три – четыре вида предметов, ярко различающихся по несущественным признакам. Для третьей части занятия набор предметов дополняется другими видами, входящими в данное понятие, и видами, в чем – то близкими, но входящими в другие понятия. Так, например, для первых двух частей занятия по формированию понятия «овощи» могут быть взяты морковь, лук, огурец, различающиеся по форме, цвету, вкусу.  Для третьей части дополнительно берутся картофель, капуста, редис, свекла, помидор, репа и для отличия даются яблоко, груша, грибы, ягоды, лимон.

     На занятиях, посвященных закреплению понятий и соответствующих слов, первая часть может быть опущена. Работа проводится сразу с двумя ранее сформированными понятиями (например, овощи и фрукты, одежда и обувь, мебель и посуда). Здесь используются не только картинки и предметы, но и словесные игровые упражнения по типу «летает – не летает».

     Дальнейшая работа над понятиями идет по линии их дифференцировки, расчленения. Например, понятие «транспорт» дифференцируется, и на этой основе вводятся новые слова: транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный; одежда – зимняя, летняя, демисезонная; посуда – чайная, столовая, кухонная. Это содержание реализуется на специальных занятиях, но главным  и здесь будет выделение существенного признака и подведение под понятие. Таким образом, в процессе занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление.

     Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

     Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

     В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).

     Например, дидактическая игра «Подбери посуду для куклы».

    Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

     Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.

    Игровые действия. Выбор посуды и ее доставка персонажу.

    Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».

     В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.

     Существуют разные виды упражнений. В русской классической педагогике систему упражнений по развитию устной и письменной речи разработал К. Д. Ушинский. Эти упражнения, названные автором логическими, направлены на классификацию и группировку слов и понятий, охватывающих разные сферы области знания.

     Например, учебные вещи и игрушки, мебель и посуда, кушанья и напитки, домашние животные и дикие звери, люди по возрастам и занятиям (родство и свойство и т.д.), соотнесение видовых и родовых понятий (Смородина – ягода, а рыжик? Овца – домашнее животное, а лиса?), определение понятий (Что такое роза? Что такое уж?), употребление слова в предложении в ответ на вопрос учителя (Не плодовое ли дерево груша? – Да, груша плодовое дерево), на дополнение предложений; чем что делают? (Что делают иглой? пером? ножом? ушами? глазами?), кто что делает? (учитель, земледелец, пастух, охотник?), что с чем делают? (Песок сыплют, а воду? Платье шьют, а носки?), на определение голосов и движений животных (Заяц прыгает, а ласточка?).

     Для детей дошкольного возраста систему словарных упражнений предложила Е. И. Тихеева. Целью этих упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков. Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.

     У детей младшего дошкольного возраста активный словарь рекомендуется обогащать существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.;

      На основе расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда, мебель). Проводятся лексические упражнения, в которых используется прием дидактической игры. Например, дидактическая игра «Найди похожие предметы», «Переоденем кукол» - развивают у детей понимание обобщающего смысла слов. Семантическое отношение «предмет – обобщающее понятие» дети учатся понимать в следующих упражнениях: шкаф – мебель, тарелка…посуда; пирамидка…игрушки; брюки…одежда.

     Помимо кукол и игрушек, детей надо знакомить с окружающим и объяснять  сущность слов с опорой на реальный предмет, действие, признак. Тихеева рекомендовала осмотры для уточнения ряда понятий («Какая у нас мебель»; «Что стоит в буфете»; «Наши кроватки»).

     В средней группе продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда).

     Как и в младших группах, содержание речи обогащается в процессе непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром. Проводятся осмотры помещения, рассматривание предметов, картин, игрушек, организуются экскурсии в общественные учреждения и в природу.

     В связи с усложнением представлений осмотры помещения принимают другой характер. Меньше внимания уделяется осмотрам помещения своей группы. Дети знакомятся с кухней, кабинетом заведующей, залом. При ознакомлении с кухней, например, в их словарь вводятся такие слова, как кастрюля, сковорода, терка, скалка, варить, жарить, печь, тереть, раскатывать. Детей подводят к обобщающим понятиям: мебель, посуда, растения, животные.

     На занятиях с предметами продолжают углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков предметов, учат обобщать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращают внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различения и обобщения. Используется наглядно-действенный метод ознакомления с предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова.

     С четырех лет применяют упражнения, развивающие понимание смысла слов с родовым значением, дети учатся понимать слова второй степени обобщения – дидактическая игра «Уточни слово»-от ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым. Упражнение «Дай общее название» - задача, как и в предыдущем упражнении, - усвоение обобщающих слов, но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие – то родовые понятия, дети должны назвать слова, их конкретизирующие.

Информация о работе Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями