Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

Задачи работы:

Изучение методической литературы по данной проблеме.
Выяснить значение словарной работы для детей дошкольного возраста.
Выявить сущность словарной работы в ДОУ.
Познакомиться с методикой В. И. Логиновой по формированию обобщений у детей дошкольного возраста.
Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта», руководствуясь предложенной В. И. Логиновой методикой проведения занятий по формированию родовых обобщений у детей дошкольного возраста, и апробировать их.
Провести практическую работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта».
Разработать консультацию для родителей по теме: «Транспорт».

Содержание

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Глава I –Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста

Ученые о значении словарной работы для детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
Сущность словарной работы в ДОУ._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Методика формирования обобщений у детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Глава II – Опытно – практическая работа по формированию родовых понятий у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2.2 Работа с родителями по закреплению детьми понятий «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа1.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

     Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

     Развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. В простейших формах соответствующие игры возможны уже с трех с половиной – четырехлетними детьми. Вначале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6-7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации. Очень много дают и соответствующие занятия – беседы.

     В опытной части работы обучение детей происходило как на занятии, так и в повседневной деятельности. Основным средством обучения как на занятиях, так и вне их была языковая игра и широкое применение наглядности, где большая роль отводилась становлению способностей выделять характерные признаки предметов, выстраивать логические цепочки, обобщать. Данные виды занятий и проводимые дидактические игры и упражнения имеют большое практическое значение для усвоения детьми материала по формированию родовых понятий.

     Эта работа имеет практическое значение, так как в нее входят пособия, которые могут быть использованы педагогом при подготовке к занятию, так же раскрыта методика обучения знакомства детей с понятиями с теоретическим и наглядным материалом.

     В ходе выполнения работы цель  исследования была достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список использованной литературы.

  1. Абрамова Т. В. Рекомендации родителям по речевому развитию ребенка // Воспитатель ДОУ.-2010.-№2.-80-84с.
  2. Алесеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 89-154с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1981.-91-101с.
  4. Запорожец А. В. Психология.- М.:Учпедгиз, 1953.-
  5. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке.- М.: Баласс, 1999.-97-103с.
  6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1973. – С. 53 – 58, 61 - 67.
  7. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина.- Волгоград: Учитель, 2011.
  8. Лаврентьева А., Ушакова О. Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание.-2006.-№8.-3-9с.
  9. Мухина В. С. Детская психология.- М.: Просвещение,1985.-246-251с.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-С.208.
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина.- М.: Просвещение, 1979.-91-97с.
  12. Сомкова О. Развиваем речь детей //Дошкольное воспитание.-2006.-№1.-37-42с.
  13. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1.-М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007.-69-84с.
  14. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).-М.: Просвещение, 1981.-82-91с.
  15. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду.-М.: Просвещение, 1993.-С.271.
  16. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-58-71с.
  17. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 1984.-76-101с.
  18. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. Развитие речи ребенка от одного года ло семи лет.- М.: В.Секачев, 2007.-18-20с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1

Занятие №1  Тема: «Транспорт».

     Программное содержание: Учить детей выделять существенные признаки в группе предметов и обобщать их по существенным признакам. Ввести в словарь детей слово « транспорт». Продолжать работу по формированию навыков учебной деятельности. Закрепить правильное использование предлогов: В, НА, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, ОТ. Воспитывать у детей умение работать в коллективе.

     Материалы и оборудование: аудиозапись песни из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашково», иллюстрации, изображающие транспорт, корову, комбайн, швейную машину, кресло, платяной шкаф, пушку.

Ход занятия:

     Звучит песня из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашково».

     Воспитатель: Ребята, из какого мультфильма эта песня? Кто ее поет? («Паровозик из Ромашково», паровозик). Посмотрите, что привез вам паровозик.

      На доску выставляются картинки с изображением парохода, грузовой машины, самолета.

     Воспитатель: Что изображено на этой карточке? (самолёт) Для чего нужен самолет? ( Чтобы перевозить людей и грузы по небу, воздуху ) Какие части есть у самолета? (Корпус, кабина, крылья, хвост) Кто управляет самолётом? (Летчик) Каким должен быть лётчик? (На самолёте летает смелый лётчик)

 -Что на следующей карточке? (пароход) Кто управляет пароходом? (Капитан) Для чего нужен пароход? ( Чтобы перевозить людей и грузы по морю, реке ) Какие части есть у парохода? ( Корпус, нос, палуба, мачта, парус, якорь)

 -Что на последней карточке? (грузовая машина) Кто ей управляет? ( водит шофёр)  Для чего нужна грузовая машина? (Чтобы перевозить на ней грузы) Какие части есть у грузовой машины? (Кабина, кузов, колеса)

           Физкультминутка «Самолёт». [Координация речи с движением.]

Самолёт построим сами,              Дети импровизируют самолёты.

Понесёмся над  лесами,

Понесёмся над  лесами,

А потом вернёмся к маме.

А. Барто. 

     А  теперь скажите мне, а что же у этих предметов разного? ( Если дети затрудняются ответить на вопрос, задаю наводящие вопросы – Одинаково ли они движутся?  Кто движется быстрее, а кто медленнее? Где они передвигаются? ( Самолет в воздухе, грузовая машина по земле, пароход по воде) Все ли эти предметы одинаковой формы? ( Нет).

     А теперь скажите, что же у них общего? Для чего они нужны людям? Правильно, ребята, и пароход, и самолет, и грузовая машина нужны, чтобы перевозить людей и грузы. Значит все , что служит для перевозки людей и грузов называется транспортом. Давайте все вместе повторим, как можно назвать самолет, пароход, грузовую машину одним словом? ( Транспорт) Лиза, повтори, как называются эти предметы все вместе? Лера? Алеша? Женя? Назовите одним словом, что это на карточках? (транспорт) . Ариша, а как ты узнаешь, что самолет, пароход, грузовой автомобиль это транспорт?

Гимнастика  для глаз «Самолет»

Пролетает самолет,                            Указательный палец поднимают снизу     С ним собрался я в полет                    вверх, следя за ним глазами.             Правое крыло отвел – посмотрел     Указательный палец направо               Левое крыло отвел – посмотрел         Указательный палец налево                      Я мотор завожу                                   Круговые движения                                   И внимательно гляжу                                                                                   Поднимаюсь вверх – лечу                  Палец  движется снизу вверх Возвращаться не хочу.                         Вправо – влево.

     Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру « Найди свой домик». В одном домике живет транспорт, а в другом домике – те предметы, которые к транспорту не относятся. (Предлагаются картинки: автобус, поезд, вертолет, лодка, вьючная и запряженная лошадь с кладью и ездоком, легковая машина, велосипед; корова, комбайн, швейная машина, кресло, платяной шкаф, пушка.) Дети поочередно выполняют задание. В ходе игры задаю вопросы: «Правильно ли выполнено задание? Почему неправильно? Как правильно? Почему?»

Дидактическая словесная игра.

По дороге прямо... ехали.

На горку... въехали.

С горки... съехали.

Прямо ... поехали.

Через мостик... переехали.

В ворота... заехали.

К своему дому... приехали.

     Воспитатель: Скажите ребята, о чем сегодня мы с вами говорили? (О транспорте). А как мы можем узнать, что это транспорт? (Транспорт движется и перевозит людей и грузы)

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 2

Занятие № 2 Тема «Наземный транспорт».

     Программное  содержание: Закреплять умение выделять  существенные признаки и обобщать на их основе. Ввести в речь детей новое слово «наземный вид транспорта». Расширение и активизация словаря по теме; закрепление навыка пользования приставочными глаголами; навыка образовывать прилагательные от существительных. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитывать у детей умение работать в коллективе.

     Материал: Карточки с изображением наземного  вида транспорта:  легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, поезд, трамвай, велосипед, мотоцикл; пароход, самолет, вертолет, лодка.

Ход занятия:

     Воспитатель. Ребята, сегодня к вам в гости пришли игрушки Ежик и Лисенок. Они принесли вам карточки. Давайте посмотрим, что на них изображено. ( выставляю карточки с изображением транспорта) Скажите, что вы видите на каждой картинке. Назовите одним словом всё, что здесь нарисовано.

     Дети. Транспорт

     Воспитатель. О чем мы сегодня будем  говорить на занятии? Правильно, о транспорте.

(Выставляю на  доску картинку с изображением  автобуса)

     Что изображено на этой картинке?(Автобус.)  Какие бывают автобусы? ( Автобусы бывают разные: большие, маленькие).Какие части есть у автобуса? Что находится внутри?( У автобуса есть пассажирский салон, кабина водителя, руль, сиденья, мотор, педали). Какие части автобуса находятся спереди? (капот, фары), по бокам? ( В автобусе есть двери: передняя и задняя, ступеньки, окна), сверху (крыша), снизу (колеса). Где он ездит? ( Он ездит по шоссе, по земле, по дороге.)  Для чего нужен автобус? (Чтобы перевозить людей)

(выставляю на  доску картинку с изображением грузовой машины)

     Что изображено на этой картинке? (Грузовая машина). Какие бывают грузовые машины? (большие). Какие части грузовика есть спереди (кабина водителя, капот, фары), сзади (кузов), по бокам( ступенька, дверь, окна), сверху (крыша), снизу (колеса)? Что находится внутри?(Руль, сиденье, мотор). Где она ездит? ( по шоссе, по земле, по дороге). Для чего нужна грузовая машина? (чтобы перевозить грузы).

(Выставляю карточку  с изображением троллейбуса)

     Что изображено на этой картинке? (Троллейбус). Какие бывают троллейбусы? (большие). Какие части троллейбуса есть спереди (кабина водителя, капот, фары), по бокам ( ступеньки, двери, окна), сверху (крыша, дуги), снизу (колеса)? Что находится внутри? (Руль, сиденье, пассажирский салон, мотор). Где она ездит? (по шоссе, по земле, по дороге). Для чего нужен троллейбус? (чтобы перевозить людей).

     Скажите, что у автобуса, троллейбуса, грузовой машины разного? (они отличаются по внешнему виду, размеру), а что у них общего? (все они ездят по земле). Правильно. Автобус, троллейбус, грузовой автомобиль перевозят людей и грузы по земле, и такой вид транспорта называется наземный. Давайте все вместе повторим. Лера, скажи, как называется транспорт, который перевозит людей и грузы по земле? (Наземный) Алеша, Настя?

     Назовите профессии людей, которые управляют наземным видом транспорта.( Любым видом транспорта управляет человек. Автобусом, троллейбусом, трамваем, машиной — шофер; поездом — машинист, такси — таксист). 

Физкультминутка

Мы в автобус  дружно сели,           Дети садятся,                                                  И в окошко посмотрели                 смотрят по сторонам,                                   Наш шофер педаль нажал,             «нажимают» на педаль,                                       И автобус побежал                          убегают. 

     Воспитатель. Теперь давайте рассмотрим остальные картинки, и скажем, какие мы отнесем к наземному виду транспорта и почему вы так думаете? (Дети поочередно выполняют задание. В процессе выполнения задания задаю вопросы: «Правильно ли выполнено задание? Почему не правильно? Как правильно? Почему?) 

Игровое упражнение «Подбери слова»

     а) Автобус (какой?) — быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус —  веселый, разноцветный, гудящий и т.д. Трамвай ... Грузовик ... Мотоцикл ... Поезд ...

     б) Автобус (что делает?) — едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус ... —  перегоняет, летит, подъезжает и т.д. Трамвай ... Грузовик ... Мотоцикл ... Поезд ...

     в) Образование прилагательных от существительных :

колесо из резины — ... , кабина из железа — ... , руль из пластмассы — ... , сиденье из кожи — ... , кузов  из дерева — ... , фургон из брезента — ... , рельсы из железа — ... , окно из стекла — ... .

     г) Употребление приставочных глаголов.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

     Воспитатель. Молодцы. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Как называется транспорт, который перевозит людей и грузы по земле? Назовите, какой наземный вид транспорта вы знаете? Ну а Лисенку и Ежику пора домой, давайте скажем им до свидания и пригласим их еще раз к нам в гости. 
 

Информация о работе Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями