Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание

Задачи работы:

Изучение методической литературы по данной проблеме.
Выяснить значение словарной работы для детей дошкольного возраста.
Выявить сущность словарной работы в ДОУ.
Познакомиться с методикой В. И. Логиновой по формированию обобщений у детей дошкольного возраста.
Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта», руководствуясь предложенной В. И. Логиновой методикой проведения занятий по формированию родовых обобщений у детей дошкольного возраста, и апробировать их.
Провести практическую работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта».
Разработать консультацию для родителей по теме: «Транспорт».

Содержание

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

Глава I –Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста

Ученые о значении словарной работы для детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
Сущность словарной работы в ДОУ._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Методика формирования обобщений у детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Глава II – Опытно – практическая работа по формированию родовых понятий у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2.2 Работа с родителями по закреплению детьми понятий «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа1.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Назовите  мне  все отгадки? Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить? Вспомните, как можно назвать все то, что служит для перевозки людей и грузов? (Транспорт). Алина, назови мне одним словом автомобиль, самолет, поезд, лодка – это… (Транспорт). Лера? Арсений? Катя?

Физкультминутка «Самолёты». [Координация речи с движением.]

Самолёты загудели,       Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.

Самолеты  полетели,       Руки в стороны, поочередные наклоны вправо-влево

На площадку тихо сели,   Присесть, руки к коленям

Да и  снова полетели.         Встать, руки в стороны, наклоны влево-вправо

Воспитатель: (добавляю картинки с изображением разного вида транспорта, затем переношу картинку с изображением парохода на другую доску)

Что можно  присоединить к нему еще? (Лодку, катер, корабль)

Что общего у этих предметов? Где передвигается  и лодка, и пароход, и катер, и корабль? (По воде). И лодка, и пароход, и катер, и корабль перевозят людей и грузы по воде. Их называют водный транспорт. Давайте повторим все вместе «водный транспорт». Алеша, как называется транспорт, который передвигается по воде? (Водный транспорт) Ариша? Лера?

(Далее  переношу картинку с изображением  самолета на другую доску)

Что можно  присоединить к самолету? (Вертолет, ракету) Что у них общего? Где  передвигается самолет, вертолет, ракета? (По воздуху). Самолет, вертолет, ракета перевозят людей и разные грузы  по воздуху, поэтому этот вид транспорта называют «воздушный транспорт» . Давайте повторим все вместе «воздушный транспорт». Лиза, скажи, как называется транспорт, который перевозит людей и грузы по воздуху? Алина? Женя?

Воспитатель: А что же мы присоединим к автобусу? (Переношу картинку с изображением автобуса на другую доску)

Дети: Легковой автомобиль, грузовой автомобиль, поезд, троллейбус, трамвай, велосипед.

Воспитатель: Что общего у этих предметов? Где  они передвигаются? (По дороге, по земле). Транспорт, который перевозит грузы и людей по суше, по земле называют «наземный». Давайте повторим все вместе «наземный транспорт». Лера, повтори, как называется транспорт, который передвигается по земле?( «Наземный транспорт» ) Катя? Сеня?

Ребята, у нас на доске осталась еще  одна картинка. Что на ней изображено? (Метро) Как вы думаете, как можно  назвать этот вид транспорта? Где  он передвигается? (Под землей). Правильно, метро перевозит людей под  землей, поэтому этот вид транспорта  называется «подземный транспорт». Давайте повторим все вместе «Подземный транспорт». Сеня, скажи, как называется транспорт, который перевозит людей под землей? (Подземный транспорт) Лера? Алина?

А как  вы думаете, нужны ли людям все  эти виды транспорта? Зачем? Может ли человек без них обойтись? Почему?

Дидактическая игра «Плывет, летает, едет».

     Называются слова, обозначающие  транспорт. Дети при назывании  водного вида транспорта делают  движения руками, изображая плывущего  человека; при назывании воздушного вида транспорта  - взмахи руками, изображая крылья птиц; при назывании наземного вида транспорта – шагают, а подземного – приседают.

(Называются  слова: автобус, вертолет, легковая  машина, лодка, самолет, мотоцикл, трамвай, метро, велосипед, ракета, троллейбус, грузовая машина)

Воспитатель: Молодцы! Скажите ребята, о чем  сегодня мы с вами говорили?  Какой  транспорт бывает? Транспорт, который  перевозит людей и грузы по воде – это…; (По воздуху; по земле; под землей)

Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо занимались. Я вами очень довольна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 6

Консультация  для родителей. Тема: Транспорт.

     Уважаемые  родители!

     Речь  ребенка играет важную роль  в развитии его личности. Над  речевым развитием необходимо  постоянно работать. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними везде – на прогулке, в магазине, на кухне. Помогайте детям прослеживать причинно-следственные связи событий и их последовательность. Учите в полном объеме использовать все средства языка.

     На занятиях по теме «Транспорт» дети узнали, что существуют различные виды транспорта – наземный, подземный, водный, воздушный.

     Для  того, чтобы дети лучше усвоили  этот материал, вам рекомендуется  побеседовать с ними по этой  теме.

    Рекомендуемые  вопросы к беседе:

  1. Как называются одним словом автомобиль, поезд, самолет, пароход? (Транспорт).
  2. Какой ты знаешь наземный транспорт? (Автобус, троллейбус, трамвай, грузовая машина, легковая машина и прочее).
  3. Почему он так называется? (Потому что ходит по земле)
  4. Какой транспорт ходит под землей? (подземный). Назови его (Метро).
  5. Как называется транспорт, который передвигается по воде? (Водный транспорт).
  6. Назови виды водного транспорта. (Корабль, лодка, яхта, катер, подводная лодка, пароход и другие).
  7. Где можно встретить водный транспорт? (В море, реке).
  8. Какой ты знаешь воздушный транспорт? (Самолет, вертолет, ракета).
  9. Почему он так называется?
  10. Для чего нужен наземный транспорт? Подземный? Водный? Воздушный? (Чтобы перевозить людей и разные грузы).

 Предложите  детям отгадать загадки.

  1. Что за чудо – синий дом!                                                                             Ребятишек много в нем.                                                                                              Носит обувь из резины                                                                                                       И питается бензином!  (Автобус)
  2. Удивительный вагон!                                                                          Посудите сами:                                                                                        Рельсы в воздухе, а он                                                                                    Держит их руками. (Троллейбус).
  3. Дом чудесный – бегунок                                                                             На своей восьмерке ног.                                                                                                    День деньской в дороге:                                                                               Бегает аллейкой                                                                                           По стальным двум змейкам.(Трамвай).
  4. Братцы в гости снарядились,                                                                   Друг за друга зацепились                                                                              И помчались в путь далек,                                                                      Лишь оставили дымок. (Поезд).
  5. Я в любое время года и в любую непогоду                                                      Очень часто, в час любой повезу вас под землей. (Метро).
  6. Паровоз без колес! Вот так чудо – паровоз!                                              Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел! (Пароход).
  7. На море, в реках и озерах                                                                                Я плаваю, проворный, скорый.                                                              Среди военных кораблей                                                                     Известен легкостью своей.(Катер).
  8. Сначала дерево свалили,                                                                         Потом нутро его долбили,                                                                         Потом лопатками снабдили,                                                                                    И по реке гулять пустили.( Лодка).
  9. Он в безбрежном океане                                                                               Туч касается крылом.                                                                         Развернется над лугами,                                                                            Отливает серебром. (Самолет).
  10. Без разгона ввысь взлетает,                                                                    Стрекозу напоминает.                                                                        Отправляется в полет                                                                               Наш российский…  (Вертолет).
  11. Крыльев нет у этой птицы,                                                                          Но нельзя не подивиться:                                                                       Лишь распустит птица хвост –                                                                     И поднимется до звезд. (Ракета).

    Рекомендуется разучить с детьми стихотворения: С. Михалков «Скверная история», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про  маяк».

    Почитайте детям: Н. Носов «Автомобиль», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», Н. Носов «Незнайка на луне».

Информация о работе Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями