Проблема происхождения человека

Дата добавления: 21 Ноября 2012 в 18:53
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать (85.51 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Содержание.docx

  —  88.08 Кб

В заключение темы следует  отметить, что были рассмотрены, конечно, далеко не все направления и школы  философской антропологии. Но цель заключалась в том, чтобы показать характер и основные направления  исторического развития философии  человека, результаты которого подготовили  проблематику современной философской  антропологии.

Современные проблемы философии человека

Современная философская  антропология включает в себя многообразные  и противоречивые школы и направления, остановиться на каждом из которых  в рамках учебного пособия не представляется возможным. Мы рассмотрим лишь наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы  философии человека.

Проблема антропогенеза

Человек — сложная целостная  система, которая в свою очередь  является компонентом более сложных  систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек  является существом как биологическим, так и социальным. Как же исторически  формировался человек как существо биосоциальное? В этом и состоит  суть проблемы антропогенеза [1]. При  этом термин «проблема» здесь как  нельзя более кстати, ибо перед  сегодняшней наукой стоит действительно  сложная и актуальная задача, требующая  своего решения.

Сразу же оговоримся, что  мы оставляем в стороне различного рода мистические и фантастические концепции происхождения человека и будем рассматривать научное  решение этого вопроса, опирающееся  на современное естествознание. Хотя и в этом случае антропогенез в  современной научной картине  мира предстает как процесс со многими неизвестными. Это объясняется  тем, что, по словам блестящего исследователя  «феномена человека» французского философа, биолога, палеонтолога и антрополога  Пьера Тейяра де Шардена, человек  является «осью и вершиной эволюции»  и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как  образовался мир и как он должен продолжать образовываться» [2].

  • 1 Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека.
  • 2 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 221.

До XIX в. в европейской  мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27). Согласно этой концепции, мир  не имеет развития и истории. Прошлое  и будущее точно такие же, как  и настоящее. Это полностью относится  и к человеку. Мир и человек  появились потому, что так сказал Бог — единственная причина их творения. Таким образом, здесь отсутствует  главное, что делает теорию научной  — объяснение естественных причин и закономерностей появления  и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый геолог Джеймс Геттон (1726— 1797) сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли  как повторение циклов разрушения одних  континентов и возникновения  других, указав при этом на сходство современных и древних геологических  процессов.

Следом за ним в 1796 г. французский  ученый — астроном, математик, физик  маркиз Пьер Симон де Лаплас (1749— 1827) предложил свою космогоническую  гипотезу происхождения Солнечной  системы (гипотеза Лапласа).

В этом же году дед знаменитого  Чарлза Дарвина, английский врач и натуралист Эразм Дарвин [1731—1802) опубликовал  теорию эволюции жизни в виде эпической  поэмы «Зоономия», в которой в  натурфилософской форме развивал представления  об эволюции животных под влиянием внешней среды.

Значительный вклад в  утверждение эволюционизма внес и предшественник Дарвина французский  естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744—1829). Он создал достаточно целостную  концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и  растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего  внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом  живой природы, хотя и не вскрыл подлинных  причин эволюции. Одновременно с немецким ученым Г.Р.Травиранусом он ввел термин «биология».

Таковы были естественно-научные  предпосылки возникновения эволюционной теории английского естествоиспытателя Чарльза Роберта Дарвина (1809—1882), опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем  естественного отбора». В нем  на основе обобщения результатов  собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины  эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, не способные приспособиться к условиям существования. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов.

Таким образом, Дарвин установил  движущие силы эволюции органического  мира и объяснил естестенно-научным  путем процесс становления и  развития биологических видов. Его  теория дала причинное объяснение развития видов и тем самым заложила основы научной концепции эволюции. С этих пор стало совершенно ясно, что настоящее состояние биологических  видов, в том числе и человека, обусловлено его прошлым, а будущее  основано на настоящем. Он показал, что  нет ничего сверхъестественного  в происхождении человека.

Но, разработав теорию естественного  происхождения человека, Дарвин не смог включить в нее влияние социального  фактора на его развитие. Кроме  того, в его теории отсутствует  качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется  тем, что он не затрагивает роли труда  в процессе антропогенеза.

На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает  характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося  человека преобразовывать природу  по своим собственным меркам, а  вместе с тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью  связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и  сплочения их в социальные коллективы.

Нет сомнения, что возникновение  труда и его развитие действительно  оказало огромное влияние на антропосоциогенез. Важным моментом при этом является то, что любой труд связан с изготовлением  орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой —  социальной формы наследования, которую  Дарвин не рассматривает.

Таким образом, было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процесс антропосоциогенеза, и  важнейшая роль в нем принадлежит  трудовой деятельности. Хотя, как пишет  М.И.Урысон, «сама трудовая деятельность возникла в результате жесткого естественного  отбора» [1].

  • 1 Урысон М.И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза // Советская этнография. 1978. № 3. С. 12.

Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже ХХв. Появляется мутационная  теория эволюции нидерландского ученого  Хуго де Фриза (1848—1935), согласно которой  новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных  мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это возникновение  никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.

Критика дарвинизма с различных  точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг.. когда  произошел синтез классического  дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую  роль при этом сыграла популяционная  генетика. Эта наука, основанная отечественными биологами С.С.Четвериковым и Н.В.Тимофеевым-Ресовским, изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений. Согласно ей, минимальной единицей эволюции в биосфере является не особь, как это считается в теории Дарвина, а популяция, совокупность индивидов одного вида, способных  скрещиваться между собой.

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела  широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10—15 лет было нарушено деятельностью небезызвестного  Т.Д.Лысенко. И лишь к 70-м гг. эволюционная биология освободилась от пагубного  влияния лысенковщины. В западных странах сопротивление дарвинизму и эволюционизму вообще оказывали  общественные круги, близкие к церкви. Хотя и по сей день там широко распространен креационизм —  точка зрения, согласно которой человек  является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом  ее развития. И это несмотря на то. что в 1950 г. сам Папа Пий XII в специальной  энциклике (послании к католикам) «Происхождение человека» согласился с правомочностью эволюционного взгляда на происхождение  человеческого тела, хотя при этом и подчеркнул, что душа человека создана Богом.

Следует отметить, что споры  вокруг эволюционной теории не утихают  и сегодня. Так, в последние десятилетия  ведется критика самой синтетической  теории эволюции. Прежде всего она  связана с распространением в  биологии различных сальтационистских  концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе  и антропогенеза. При этом представители  современного сальтационизма, используя  новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и  других наук, придают решающее значение в эволюции случайным явлениям. В  основных положениях это течение  близко неокатастрофизму, который также  является достаточно популярным направлением. Его представители полагают, что  основное значение в смене форм жизни  на Землелмеют массовые вымирания, обусловленные  глобальными катастрофами.

На наш взгляд, указанные  подходы достаточно хорошо согласуются  с теорией самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации  как движущей силы развития любых  открытых неравновесных систем, систем, обменивающихся со средой веществом  и энергией. В таких системах переход  одного качественного состояния  в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную  систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое  устойчивое состояние с более  высоким уровнем сложности и  упорядоченности. При этом выбор  конечного состояния системы  после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. В этом в общих чертах и заключается  сущность самоорганизации рассматриваемых  систем. К ним относятся и все  биологические системы, включая  человека. Разработка теории самоорганизации  началась сравнительно недавно и  связана прежде всего с таким  направлением в науке, как синергетика.

С теорией самоорганизации  согласуется и эволюционная концепция  антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. Свою теорию он изложил в знаменитой работе «Феномен человека». С его  точки зрения, переход к «феномену  человека» осуществляется не через  морфологические изменения и  не посредством естественного отбора, как у Дарвина, а определяется внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был сам Тейяр де Шарден, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогецеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями деятельности.

По мнению Тейяра де Шардена. появление Homo sapiens — это скачок в  антропогенезе. «Человек. — пишет  он, — вошел бесшумно... Он шел  столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет  группами. Он уже добывает огонь» [1]. При этом весьма характерный вывод, который делает автор, заключается  в том, что появление человека — процесс коллективный и «первым  человеком» является и может быть только множество людей» [2]. В этой связи следует особо отметить, что заслуга Тейяра де Шардена  состоит не только в том, что он, как один из открывателей синантропа, помог замкнуть цепь наших представлений  об антропогенезе, найдя критическое  недостающее звено в этой цепи между обезьяночеловеком и неандертальцем. Его заслуга состоит также  в том, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической  и социальной природы человека. Если представить ближайший к Homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра, он будет  иметь следующий вид: австралопитек  — питекантроп — синантроп  — Homo sapiens.

  • 1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.
  • 2 Там же.

Если же проследить всю  цепочку предшественников современого  человека, то. с точки зрения сегодняшнего естествознания, она будет выглядеть  следующим образом. Самый древний  известный науке предок человека и высших обезьян — рамапитек  — жил на территории от Индии  до Африки около 14 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился  предок орангутана — сивапитек, который  остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке. Именно там  обнаружены древнейшие орудия труда (примерно 2,5 млн. лет назад) и древнейшие остатки  жилищ (1,75 млн. лет). В Африке же найдены  и останки человека умелого —  зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими  признаками, как прямохождение и  заметная развитость кисти руки. При  этом название «умелый» ему дано за умение изготовлять и применять  первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь и с древнейшим человекообразным существом — австралопитеком, обитавшим  также в Африке от 4 до 2 млн. лет  назад. Далее развитие современного человека прослеживается уже более  определенно: питекантроп (обитавший  во временных рамках 1,9— 0,65 млн. лет  назад), синантроп (400 тыс. лет назад), неандерталец (ранняя форма Homo sapiens), появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс. лет  назад.

Описание
Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.
Содержание
1 Проблема происхождения человека ……………………………………..2
2 Проблема человека в философии Древней Греции……………………...3
3 Средневековая христианская концепция человека……………..……….6
4 Человек Нового времени в европейской философии……………………7
5 Антропологическая проблема в русской философии…………………...8
6 Современные проблемы философии человека……………………….. 10
7 Индивид и личность……………………………………………………...18
8 Личность и социальные ценности……………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………...31