Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:26, курсовая работа
Целью работы является процесс формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть концепцию развития курса физики для общеобразовательной школы;
- изучить методологические основы разработки курса физики для общеобразовательной школы;
- исследовать технологию формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.
Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Специфика обучения физики на профильном уровне.
1.1. Общие положения связанные, с обучением физике на профильном уровне………………………………………………………………………........3
1.2. Различия в примерных программах для базового и профильного уровней изучения физики в старшей школе………………………………...6
1.3. Специфика обучения физике на профильном уровне в классах различных профилей………………………………………………………….......................26
Глава 2. Особенности содержания предмета на профильном уровне.
2.1. Примерный учебный план для универсального (непрофильного) обучения…………………………………………………………………………31
2.2. Цели и задачи предмета на профильном уровне……………………...31
2.3. Объем часов на предмет профильного уровня в учебном плане учреждения……………………………………………………………………..33
2.4. Особенности содержания предмета на профильном уровне в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов…………………………………………………………………….33
2.5. В классах гуманитарной направленности…………………………….37
Заключение…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Специфика обучения физики на профильном уровне.
1.1.
Общие положения связанные,
с обучением физике
на профильном уровне………………………………………………………………
1.2. Различия в примерных программах для базового и профильного уровней изучения физики в старшей школе………………………………...6
1.3.
Специфика обучения
физике на профильном
уровне в классах
различных профилей…………………………………………………………
Глава 2. Особенности содержания предмета на профильном уровне.
2.1.
Примерный учебный план
для универсального (непрофильного)
обучения…………………………………………………………
2.2. Цели и задачи предмета на профильном уровне……………………...31
2.3.
Объем часов на предмет
профильного уровня
в учебном плане учреждения……………………………………………………
2.4.
Особенности содержания
предмета на профильном
уровне в соответствии
с федеральным компонентом
государственных стандартов……………………………………………………
2.5. В классах гуманитарной направленности…………………………….37
Заключение……………………………………………………
Школа для ученика, который живет в начале третьего тысячелетия, должна быть иной. Мир современного человека характеризуется динамичностью, изменчивостью, стремительным ростом объема информации, разнообразием связей. В этом мире надо уметь выбирать и отвечать за свой выбор, определять и решать проблемы, воспринимать окружение и контактировать с ним.
В мировой педагогической практике четко прослеживается тенденция на «вооружение» учащихся не только конкретными знаниями по отдельным предметам, в частности физике, но и комплексом универсальных методологических, предметных, коммуникативных умений, таких как: определять цель собственной деятельности, формулировать проблему исследования, планировать эксперимент, совместно работать в группе, проводить рефлексию и пр. Все эти умения могут эффективно формироваться в процессе обучения физике.
Результаты
имеющихся фундаментальных
Наряду с этим намечается тенденция изменения содержания физического образования. Кроме знаниевой компоненты, в него включается деятельностная. Это принципиально новое содержание образования требует новой организации процесса обучения, изменение целей, методов обучения, форм и т.д.
Новое содержание физического образования должно снять, имеющиеся в настоящее время в практике преподавания физики, противоречия:
- необходимость формирования, наряду с физическими знаниями, новых компетенций учащихся (умений решать проблемы, организовывать собственную деятельность для получения физических знаний, взаимодействовать в группе) и отсутствие теоретически обоснованной методики организации соответствующего учебного процесса по физике;
- необходимость изменения характера взаимодействия субъектов учебного процесса (учитель - ученик, ученик - ученик) и наличие традиционных форм его организации;
-
появление нового содержания
физического образования и
Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования и позволяет определить его цель: разработка методической системы, обеспечивающей комплексное развитие измерительных умений при изучении введения.
Предмет исследования - организация комплексного развития измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.
Целью работы является процесс формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть концепцию
-
изучить методологические
-
исследовать технологию
1.1.
Общие положения,
связанные с обучением
физике на профильном
уровне.
Одним из ключевых слов, лежащих в основе построения сетевого ресурса по предмету «физика на профильном уровне» является «деятельность». Новый образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать виды деятельности, требующих практического применения физических знаний.
Основные направления развития познавательной деятельности обозначены в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования (далее – Стандарт) и Примерных программах среднего (полного) общего образования для профильного уровня (далее – Примерная программа):
«участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов».
Они служат основными ориентирами в построении процесса обучения физике в его любой форме, в том числе и дистанционной. В соответствии с этим как содержание сетевого ресурса по физике, так и методика организации дистанционного обучения на его основе должны создавать условия для формирования у учащихся полноценной познавательной деятельности во всех ее проявлениях.
Развитие познавательной деятельности при изучении физики происходит, прежде всего, через овладение методами научного исследования, среди которых особое место занимают методы физического и математического моделирования, которые проявляются при изучении логики развития физических знаний и создания физических теорий, при решении физических задач разного уровня сложности и выполнении экспериментальных заданий.
Информационно-
Б. Франклин один из своих экспериментов описал следующим образом:
«Поставив серебряную коробку объемом в одну пинту (1 пинта=0,5 дм3) на электрическую скамью, я наэлектризовал ее и затем опустил в нее на шелковой нити шарик из пробки диаметром приблизительно в 1 дюйм до самого дна коробки. Внутренняя поверхность не стала притягивать пробковый шарик, как это происходит в случае наружной поверхности, и хотя шарик дотронулся до дна коробки, все же когда его вытянули из коробки, то оказалось, что при этом касании он не наэлектризовался, как это бывает при соприкосновении с наружной поверхностью коробки. Факт представляется мне совершенно необычайным».
Б.Франклин, 1755 г.
А как Вы можете объяснить этот факт?
Например:
Сравните закон Кулона и закон всемирного тяготения. Заполните таблицу:
Закон Кулона | Закон всемирного тяготения | |
Формулировка | ||
Математическая форма | ||
Вид взаимодействия | ||
Границы применимости |
На старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне - 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10-11 классах).
Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.
Изучение
физики на базовом уровне предполагается
в классах химико-биологического, биолого-географического,
информационно-
В
классах социально-
Отличие стандартов базового и профильного уровней для старшей школы определяется различием уровней изучения физических теорий и применения полученных знаний на практике при решении теоретических задач и выполнении экспериментальных заданий.
В стандарте базового уровня акцент делается на изучении физики как элемента общей культуры, ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных представлений физики, на формировании у них представлений о физической картине мира.
В
стандарте профильного уровня,
кроме названных выше целей, ставится задача
овладения курсом физики
на уровне, достаточном
для продолжения образования
по физико-техническим
специальностям.
Сравним
требования стандарта к базовому и профильному
уровню изучения физики по содержанию
и требованиям к знаниям и умениям выпускников.
Информация о работе Особенности содержания предмета на профильном уровне