Особенности содержания предмета на профильном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является процесс формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть концепцию развития курса физики для общеобразовательной школы;
- изучить методологические основы разработки курса физики для общеобразовательной школы;
- исследовать технологию формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Специфика обучения физики на профильном уровне.
1.1. Общие положения связанные, с обучением физике на профильном уровне………………………………………………………………………........3
1.2. Различия в примерных программах для базового и профильного уровней изучения физики в старшей школе………………………………...6
1.3. Специфика обучения физике на профильном уровне в классах различных профилей………………………………………………………….......................26
Глава 2. Особенности содержания предмета на профильном уровне.
2.1. Примерный учебный план для универсального (непрофильного) обучения…………………………………………………………………………31
2.2. Цели и задачи предмета на профильном уровне……………………...31
2.3. Объем часов на предмет профильного уровня в учебном плане учреждения……………………………………………………………………..33
2.4. Особенности содержания предмета на профильном уровне в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов…………………………………………………………………….33
2.5. В классах гуманитарной направленности…………………………….37
Заключение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

тимоф курсач.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………1

Глава 1. Специфика обучения физики на профильном уровне.

1.1. Общие положения связанные, с обучением физике на профильном уровне………………………………………………………………………........3

1.2. Различия в примерных программах для базового и профильного уровней изучения физики в старшей школе………………………………...6

1.3. Специфика обучения физике на профильном уровне  в классах различных профилей………………………………………………………….......................26

Глава 2. Особенности содержания предмета на профильном уровне.

2.1. Примерный учебный план для универсального (непрофильного) обучения…………………………………………………………………………31

2.2. Цели и задачи предмета на профильном уровне……………………...31

2.3. Объем часов на предмет профильного уровня в учебном плане учреждения……………………………………………………………………..33

2.4. Особенности содержания предмета на профильном уровне в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов…………………………………………………………………….33

2.5. В классах гуманитарной направленности…………………………….37

Заключение…………………………………………………………………….39

 

Введение

 

     Школа для ученика, который живет в  начале третьего тысячелетия, должна быть иной. Мир современного человека характеризуется  динамичностью, изменчивостью, стремительным ростом объема информации, разнообразием связей. В этом мире надо уметь выбирать и отвечать за свой выбор, определять и решать проблемы, воспринимать окружение и контактировать с ним.

     В мировой педагогической практике четко  прослеживается тенденция на «вооружение» учащихся не только конкретными знаниями по отдельным предметам, в частности физике, но и комплексом универсальных методологических, предметных, коммуникативных умений, таких как: определять цель собственной деятельности, формулировать проблему исследования, планировать эксперимент, совместно работать в группе, проводить рефлексию и пр. Все эти умения могут эффективно формироваться в процессе обучения физике.

     Результаты  имеющихся фундаментальных исследований в области образования довольно медленно внедряются в школьную практику (в частности в процесс обучения физике).

     Наряду  с этим намечается тенденция изменения  содержания физического образования. Кроме знаниевой компоненты, в него включается деятельностная. Это принципиально новое содержание образования требует новой организации процесса обучения, изменение целей, методов обучения, форм и т.д.

     Новое содержание физического образования  должно снять, имеющиеся в настоящее время в практике преподавания физики, противоречия:

     - необходимость формирования, наряду с физическими знаниями, новых компетенций учащихся (умений решать проблемы, организовывать собственную деятельность для получения физических знаний, взаимодействовать в группе) и отсутствие теоретически обоснованной методики организации соответствующего учебного процесса по физике;

     - необходимость изменения характера взаимодействия субъектов учебного процесса (учитель - ученик, ученик - ученик) и наличие традиционных форм его организации;

     - появление нового содержания  физического образования и отсутствие  способов оценивания его результатов.

     Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования и позволяет определить его цель: разработка методической системы, обеспечивающей комплексное развитие измерительных умений при изучении введения.

     Предмет исследования - организация комплексного развития измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.

     Целью работы является процесс формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.

     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть концепцию развития  курса физики для общеобразовательной школы;

     - изучить методологические основы  разработки курса физики для  общеобразовательной школы;

     - исследовать технологию формирования  у учащихся измерительных умений  при изучении введения к курсу физики основной школы.

 

1.1. Общие положения,  связанные с обучением  физике на профильном  уровне. 

    Одним из ключевых слов, лежащих в основе построения сетевого ресурса  по предмету «физика на профильном уровне» является «деятельность». Новый образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать виды деятельности, требующих практического применения физических знаний.

    Основные  направления развития познавательной деятельности обозначены в Федеральном  компоненте государственного образовательного стандарта общего образования (далее – Стандарт) и Примерных программах среднего (полного) общего образования для профильного уровня (далее – Примерная программа):

      «участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов».

    Они служат основными ориентирами в  построении процесса обучения физике в его любой форме, в том числе и дистанционной. В соответствии с этим как содержание сетевого ресурса по физике, так и методика организации дистанционного обучения на его основе должны создавать условия для формирования у учащихся полноценной познавательной деятельности во всех ее проявлениях.

    Развитие  познавательной деятельности при изучении физики происходит, прежде всего, через  овладение методами научного исследования, среди которых особое место занимают методы физического и  математического моделирования, которые проявляются при изучении логики развития физических знаний и создания физических теорий, при решении физических задач разного уровня сложности и выполнении экспериментальных заданий. 

    Информационно-коммуникативная  деятельность учащегося, одним из направлений, которой является работа с информацией, представленной в разном виде: «поиск нужной информации…, извлечение информации отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели… перевод информации из одной знаковой системы в другую…, выбор знаковых систем адекватно…ситуации….умение развернуто обосновывать суждения…использование…технологий для обработки, передачи, систематизации информации» в рамках дистанционного обучения должна поддерживаться:

  • непосредственно содержанием ресурса (содержать информацию о закономерностях физических процессов и явлений, представленную в различном виде – текст, таблица, график, диаграмма, схема и т.д.);
  • структурой ресурса: модульная структура, наличие инвариантной (для всех учеников, осваивающих физику на профильном уровне) и вариативной (наборы задач и свод теоретических знаний, специфических для отдельных профилей, которые для остальных учащихся являются дополнительным материалом) частей, оперативный доступ к дополнительным источникам информации (словари и др.);
  • формулировкой вопросов в тексте, например:

     Б. Франклин один из своих экспериментов описал следующим образом:

     «Поставив серебряную коробку  объемом в одну пинту (1 пинта=0,5 дм3) на электрическую скамью, я наэлектризовал ее и затем опустил в нее на шелковой нити шарик из пробки диаметром приблизительно  в 1 дюйм до самого дна коробки. Внутренняя поверхность не стала притягивать пробковый шарик, как это происходит в случае наружной поверхности, и хотя шарик дотронулся до дна коробки, все же когда его вытянули из коробки, то оказалось, что при этом касании он не наэлектризовался, как это бывает при соприкосновении с наружной поверхностью коробки. Факт представляется мне совершенно необычайным».

     Б.Франклин, 1755 г.

     А как Вы можете объяснить  этот факт?

  • формой заданий, которые учащийся должен выполнить (задания, предполагающие самостоятельное считывание информации, сравнение информации, полученной из различных источников, осуществление перевода информации из одной знаковой системы в другую, построение таблиц, схем, графиков и т.д. на основе прочитанного текста и др.);

Например: 

Сравните  закон Кулона и закон всемирного тяготения. Заполните таблицу:

  Закон Кулона Закон всемирного тяготения
Формулировка    
Математическая  форма    
Вид взаимодействия    
Границы применимости    
 
  • методикой работы с этим ресурсом.
 
 
    1. Различия в Примерных программах для базового и профильного уровней изучения физики в старшей школе
 

     На  старшей ступени обучения вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне - 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10-11 классах).

     Изучение  физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

     Изучение  физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.

     В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю (210 часов в 10-11-х классах).

     Отличие стандартов базового и профильного  уровней для старшей школы  определяется различием уровней  изучения физических теорий и применения полученных знаний на практике при решении теоретических задач и выполнении экспериментальных заданий.

     В стандарте базового уровня акцент делается на изучении физики как элемента общей культуры, ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных представлений физики, на формировании у них представлений о физической картине мира.

     В стандарте профильного уровня, кроме названных выше целей, ставится задача овладения курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям. 

     Сравним требования стандарта к базовому и профильному уровню изучения физики по содержанию и требованиям к знаниям и умениям выпускников. 

Информация о работе Особенности содержания предмета на профильном уровне