Особенности содержания предмета на профильном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является процесс формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть концепцию развития курса физики для общеобразовательной школы;
- изучить методологические основы разработки курса физики для общеобразовательной школы;
- исследовать технологию формирования у учащихся измерительных умений при изучении введения к курсу физики основной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Глава 1. Специфика обучения физики на профильном уровне.
1.1. Общие положения связанные, с обучением физике на профильном уровне………………………………………………………………………........3
1.2. Различия в примерных программах для базового и профильного уровней изучения физики в старшей школе………………………………...6
1.3. Специфика обучения физике на профильном уровне в классах различных профилей………………………………………………………….......................26
Глава 2. Особенности содержания предмета на профильном уровне.
2.1. Примерный учебный план для универсального (непрофильного) обучения…………………………………………………………………………31
2.2. Цели и задачи предмета на профильном уровне……………………...31
2.3. Объем часов на предмет профильного уровня в учебном плане учреждения……………………………………………………………………..33
2.4. Особенности содержания предмета на профильном уровне в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов…………………………………………………………………….33
2.5. В классах гуманитарной направленности…………………………….37
Заключение…………………………………

Работа состоит из  1 файл

тимоф курсач.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

• овладение  умениями проводить наблюдения, планировать  и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

• применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

• воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую  позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

• использование  приобретенных знаний и умений для  решения практических, жизненных  задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

2.3. Объем часов на предмет профильного уровня в учебном плане учреждения.

На профильном уровне – 5 ч/нед. (340 ч за 2 года обучения в 10 –11 классах).

Изучение физики на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

Все рекомендуемые  учебники и программы по физике (профильный уровень) рассчитаны на 6 часов в  неделю в каждом классе, поэтому  необходимо выделить один час на изучение физики в 10–11 классах профильного уровня из компонента образовательного учреждения.

2.4. Особенности содержания предмета на профильном уровне в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов.

Отличие стандартов базового и профильного уровней  для старшей школы определяется различием уровней изучения физических теорий и применения полученных знаний на практике при решении теоретических задач и выполнении экспериментальных заданий.

В стандарте  профильного уровня кроме названных  выше целей ставится задача овладения  курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям.

На профильном уровне кроме знаний и умений, значимых для формирования общей культуры, большое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым для продолжения образования и подготовки к приобретению профессий, требующих хорошей физико-математической подготовки.

В связи с  исключением учебного предмета «Астрономия» в курс физики на профильном уровне вводится специальный раздел «Строение Вселенной».

Физика на профильном уровне будет изучаться только теми школьниками, у которых сформировался устойчивый интерес к изучению физики, и имеются соответствующие способности.

  Рекомендуемые программы  и учебники для  изучения предмета  на профильном  уровне.

Рекомендуется использовать приведенные ниже учебники и программы, скорректировав учебный материал под фактическое количество часов. 

Рекомендованная учебно-методическая литература для преподавания физики в 10–11 классах (профильный уровень)
Рекомендуемые учебники Рекомендуемые сборники задач и упражнений Рекомендуемые программы
1 2 3
Мякишев Г. Я. и др. Физика: Механика: Учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2002.1

Мякишев Г. Я. и  др. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика: Учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2002.

Мякишев Г. Я. и  др. Физика: Электродинамика: Учебник для 11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

Мякишев Г. Я. и  др. Физика: Колебания и волны: Учебник для

11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

Мякишев Г. Я. и  др. Физика: Оптика. Квантовая физика: Учебник для 11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

Физика: Учебник  для 

10 кл. / Под ред. А. А. Пин-ского, О. Ф. Кабардина. – М.: Дрофа, 2001.

Физика: Учебник  для 

11 кл. / Под ред.  А. А. Пин- ского, О. Ф. Кабардина.  –  М.: Дрофа, 2001.

Всероссийские олимпиады по физике, 1992–2002: 10–11 кл.: Учебное пособие / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2002.

Всероссийские олимпиады по физике, 1992–2004: 10–11 кл.: Учебное пособие / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2004.

Демкович В. П. и др. Сборник задач по физике: 10–11 кл. – М.: Астрель, ACT, 2002.

Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Тесты по физике для классов физикоматематического профиля. – М.: Вербум-М, 2001.

Кабардин О. Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Тесты  по физике: Для классов физикоматематического профиля. – М.: Вербум-М, 2001.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Экспериментальные задания по физике: 9–11 кл. – М.: Вербум-М, 2000.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Физика: Задачник для классов физико-математического  профиля: 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

Кирик Л. А., Дик  Ю. И. Сборник заданий и самостоятельных работ: 10 кл. – М.: Илекса, 2004.

Коноплич Р. В., Орлов В. А. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: 10 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

Коноплич Р. В., Орлов В. А. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: 11 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

Коровин В. А., Демидова М. Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2001.

Коровин В. А., Орлов  В. А. Оценка качества подготовки выпуск-ников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2001.

Коровин В. А., Степанова  Г. Н. Материалы для подготовки и  проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобра-зовательных учреждений по физике. – М.: Дрофа, 2001.

Коровин В. А., Степанова  Г. Н. Сборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы: 11 кл. – М.: Дрофа, 1999.

Малинин А. Н. Сборник  вопросов и задач по физике: 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2002.

Рымкевич А. П. Задачник по физике для 10–11 кл. общеобразова-тельных  учреждений. – М.: Дрофа, 2001.

Сборник задач  по физике: 10–11 кл. / Под ред. Козела С. М. – М.: Вербум-М, 2001.

Степанова Г. Н. Сборник задач по физике: 10–11 кл. – М.: Просве-щение, 2002.

Ханнанов Н. К., Орлов В. А., Никифоров Г. В. Тесты  по физике: Уровень А. – М.: Вербум-М, 2001.

Ханнанов Н. К., Орлов В. А., Никифоров Г. В. Тесты  по физике: Уровень В. – М.: Вербум-М, 2001.

Чижов Г. А., Ханнанов Н. К. Задачник по физике: Физико-математический профиль: 10 класс. – М.: Дрофа, 2004. 

Мякишев Г. Я. Программа  «Физи-ка» для общеобра-зовательных учреждений:

10–11 кл. (Физико-математический  профиль.) Рассчитана на

6 ч/нед. в каждом  классе. – М.:

Дрофа, 2002.

Дик Ю. И., Коровин В. А., Орлов В. А., Пинский А. А., Кабардин О. Ф. Программа «Физика» для школ (классов) с углуб-ленным изучением физики: 10–11 кл.

Рассчитана  на

6 ч/нед. в каждом  классе. – М.: Дрофа, 2001.

 
 

0 Во всех случаях возможно использовать и более поздние издания 

2.5. В классах гуманитарной направленности: социально-экономического, социально-гуманитарно-го, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей – учебными планами предусматривается изучение интегрированного курса «Естествознание», рассчитанного на 3 ч/нед. (204 ч в 10–11 классах). Это позволит:

– обеспечить формирование представлений обучающихся о целостной естественно-научной картине мира;

– расширить  возможность формирования общеучебных  умений и навыков обучающихся  на предметной основе;

– снять малоэффективные  «одночасовые» предметы, на которые  фактически распадается учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность («физика», «химия», «биология») в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.

Учебный предмет  «Естествознание» может не изучаться  в случаях, если:

– предмет не обеспечен педагогическими кадрами;

– три учебных  предмета естественно-научного цикла  изучаются на базовом уровне;

– один учебный  предмет естественно-научного цикла  изучается на профильном, два –  на базовом уровне;

– один учебный  предмет естественно-научного цикла изучается на базовом, два – на профильном уровне;

– все три  учебных предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном уровне.

К настоящему времени  не существует учебников и УМК  по естествознанию, которые бы соответствовали стандарту. Появление первых УМК ожидается к началу 2005/2006 учебного года. Имеется лишь программа для 10–11 классов (авторы А. Ю. Пентин, В. А. Алешкевич, В. А. Караваев и др).

Заключение

 

     Итак, в последнее время все более  проявляется необходимость постоянного совершенствования учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и способностей в процессе обучения. Особые надежды с решением этой проблемы связывают с проблемным обучением.

     Весь  комплекс знаний, умений и навыков который приобретают учащиеся и обладателем которого они становятся в результате обучения, обусловлен в первую очередь потребностями общественной практики в данный исторический момент.

     Большой качественный скачок в измерительной  технике связан с бурным развитием новых средств сбора измерительной информации и её переработки. Переход от аналоговых представлений измеряемых величин к цифровым позволяет всё более широко использовать для обработки результатов измерения современные вычислительные средства.

     Одним из важных умений, общих для физики является формирование измерительных  умений. Измерение линейных размеров тел, площадей, объемов, температуры осуществляется учащимися уже в начальной школе при изучении математики и природоведения. В дальнейшем при обучении в V-VII классах эти умения развиваются и дополняются более сложными умениями - измерение скорости, массы и веса тел, плотности веществ, силы тока, напряжения на участке цепи, сопротивления проводников и т. д. Одни из перечисленных измерений являются прямыми, другие - косвенными. К первым относятся: измерения линейных размеров тел, объема тел с помощью мензурки, температуры тел, массы тел с помощью рычажных весов, веса тел с помощью пружинного динамометра, силы тока с помощью амперметра, напряжения с помощью вольтметра. Это измерения, в которых о значении измеряемой величины судят по показаниям прибора (масштабной линейки, мензурки, динамометра, термометра, амперметра, вольтметра).

          Измерительные умения относятся к числу таких, которыми учащиеся пользуются при изучении всех предметов естественного и математического циклов. Они необходимы каждому современному человеку, поскольку к ним приходится прибегать не только в производственных условиях, но и в повседневной жизни. Измерения выполняются и в процессе учебных наблюдений и опытов, на основе которых изучаются новые понятия и закономерности. Поэтому от уровня их сформированности зависит усвоение программного материала и результаты самостоятельно проведенных наблюдений и экспериментов.

     Перед выполнением первых лабораторных работ  по электричеству учащимся предложить самостоятельно тренировочные упражнения в определении цены деления шкалы школьных лабораторных амперметров и вольтметров, верхнего и нижнего пределов измерения, а также в отсчете показаний приборов:

     Использование таких заданий перед выполнением  лабораторной работы повышает ее эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. «Методика преподавания физики в 7-8 классах» под ред. А.В. Усовой, М., «Просвещение»,1990 г.
  2. «Сборник нормативных документов». Физика. М., «Дрофа», 2006 г.
  3. «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений» под ред. В.А. Бурова
  4. А.И. Бугаев «Методика преподавания физики в средней школе». М., «Просвещение», 1981 г.
  5. И.Я. Ланина «Не уроком единым. Развитие интереса к физике». М., «Просвещение». 1991 г.
  6. «Основы преподавания физики в средней школе» под ред. А.В. Перышкина. М. М., «Просвещение», 1984 г.
  7. Андреев В.И. «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности».  Казань: Издательство КГУ, 1988.
  8. Балаш В.А. «Задачи по физике и методы их решения».  М.: Просвещение, 1974.-430 с.
  9. Бугаев А.Н. «Методика преподавания физики в средней школе».  М.: Просвещение, 1981.-288с.
  10. «Задачи с МПС в средних профессионально-технических училищ» под ред. П.Н. Новикова.- Минск: Высшая школа, 1987.-147с.
  11. Каменский С.Е., Орехов В.П. «Методика решения задач по физике в средней школе: кп для учителея». М.: Просвещение, 1987.-336с.
  12. Касьянов В.А. «Физика 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2003-416с.
  13. Касьянов В.А. «Физика 11кл. Учебник для общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2003-416с.
  14. Ланина И.Я. «Внеклассная работа по физике» М.: Просвещение, 1977.-244с.
  15. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика: Учебник для 11 кл. средн. шк.» М.: просвещение, 1993-254с.
  16. Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием» М .: просвещение, 1967-126с.
  17. «Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.» сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. М.: Дрофа 2000-256с.
  18. Журналы «Физика в школе».
  19. «Физика»-приложение к газете «1 сентября».

Информация о работе Особенности содержания предмета на профильном уровне