Авиценна.Его вклад в медицину и фармацию в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:12, контрольная работа

Описание

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибни Сино родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана, близ Бухары. В своей биографии ибни Сино писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."

Содержание

Биография Авиценны
Труды ибниСино
«Канон врачебной науки»
О неизвестном трактате Абу Али ибниСино
ИбниСино - основатель биофармации
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Авиценна.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

Биография Авиценны 

Труды ибни Сино 

«Канон врачебной  науки» 

О неизвестном трактате Абу Али ибни Сино 

Ибни Сино - основатель биофармации 

Список литературы 

 

Биография Авиценны 

Тысячу лет назад  в Бухаре жил гениальный человек  по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибни Сино.

       Ибни Сино был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие.

       Через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной площади сожгут философские книги ибни  Сино, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают огромные пять томов "Канона врачебной науки".

       Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибни Сино родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана, близ Бухары. В своей биографии ибни Сино писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."

       Ибни Сино принадлежал к населению Средней Азии,

говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи - четверостишья "для отдохновения души..."

       Отцу ибни Сино Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью - почетное прозвище. "У моего мальчика обязательно будет свой сын, - смеялся Абдаллах.- Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али". Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.

        Маленький Хусейн был очень  любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он повторял много раз в  день, удивляя и детей и взрослых  своей любознательностью. Когда  Хусейну исполнилось пять лет,  семья переехала в Бухару. Мальчика  поместили в начальную мусульманскую  школу - мактаб, где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все есть ответы". Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю, который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку.

        Однажды Хусейн сказал: "Я выучил  весь Коран. Теперь я

могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран  учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание - хафиз". 

"Значит я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: "К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались".

        Выдающиеся способности мальчика  были рано замечены. После десяти  лет отец взял его из школы,  и дальнейшее образование подросток  получил, занимаясь с приходящими  на дом учителями. Он усиленно  изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию,  географию и многое другое. Обстановка  в семье способствовала духовному  развитию юноши. Отец ибно Сино, человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты - противники ортодоксального ислама).

        Ибни Сино не принадлежал к исмаилитам, но живо интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к Корану. Исмаилитом был и первый учитель, преподававший ибно Сино философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.

       Учение шло столь успешно, что  вскоре ученик не только догнал  учителя, но и неоднократно  ставил его в тупик. В автобиографии  ибни Сино описывает такой случай: "Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне, как только мог и советовал родителю моему не занимать меня ничем, кроме наук... То же было и с книгой Евклида, пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя, а остальные - самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал: "Читай сам, решай теорему, а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня". 

          Медициной ибни Сино заинтересовался очень рано, не имея еще 12 лет от роду, ибни Сино, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. "Затем я пристрастился к науке врачевания, - говорится в автобиографии, - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет". 

Однажды заболел  живший по соседству юноша. Не ел, не пил, лежал лицом к стене и  на все распросы лишь изредка вздыхал. В общем, угасал на глазах.Пригласили Абу Али. Он внимательно посмотрел на больного, взял его за руку и, слушая пульс, стал перечислять названия кварталов Бухары, затем - улицы торгового квартала, пробормртал: "Ну вот, адрес нам известен..." - и принялся перечислять женские имена. На имени "Диляра" он остановился и, повернувшись к домочадцам, сказал: "Его болезнь носит имя Диляра, живет в новом доме возле бани, в большом торговом квартале. Видно отец прячит ее от посторонних глаз. Могу прописать верное средство: немедленное сватовство".

- Как ты узнал? - изумился больной. - Я скрывал  эту тайну в своем сердце!

- Сердце и выдало  тебя, - ответил Абу Али. - Когда  ты слышал близкие тебе слова,  сердце твое замирало и пульс при этом сбивался.

И каждый такой случай откладывался в памяти, тревожил воображение, направлял его поиски. Потом, уже на закате жизни, в "Каноне медицины" он напишет, что пульс может быть волнообразным и веретенообразным, двухударным, долгим, дрожащим, коротким, малым, медленным, муравьиным, а также мягким, напряженным, нервным, низким, пилообразным, полным, пустым и так далее до конца алфавита. Именно пульс открывает врачевателю болезни, скрытые от глаз. Природу пульса можно сравнить с природой музыки. По нарушению гармонии пульса можно понять, какой в больном сидит недуг. И не только любовный. 

 Изучал медицину  ибни Сино под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго, ибни Сино быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом, что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха Ибн-Мансура. В автобиографии ибни Сино вспоминает: "Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему". 

Чем болел эмир Бухары, и как его лечил ибно Сино, точно не известно. Известно лишь, что лечение помогло, и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также, что в благодарность за излечение ибни Сино получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибни Сино считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество.

Труды ибни Сино 

 Библиотекой Саманидов ибни Сино пользовался несколько лет. Возможно, именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для "Канона врачебной науки", над которым ибни Сино работал долгие годы. 

         В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан, и на плечи ибни Сино легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением, положение ибни Сино было непрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма. 

         До самой смерти ибни Сино не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах "Ал-Инсаф" ("Справедливость"). 

  

Особенно велики заслуги ибни Сино в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30. По содержанию их можно разделить (за исключением «Канона») условно на три группы: 

    1) труды  общего характера, в которых  освещаются те или иные разделы  медицины и некоторые ее теоретические  вопросы;

    2) труды  о заболеваниях какого-либо одного  органа или об одной конкретной  болезни, например, о заболеваниях  сердца и средствах его лечения,  о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;

    3) труды  по лекарствоведению. 

 

«Канон врачебной  науки» 

Однако главным  медицинским трудом ибни Сино, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является  «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В «Каноне врачебной науки», а также в ряде специальных работ по лекарствоведению («Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса - лида» и др.) ибни  Сино не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной фармации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то ибни Сино предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом ибни Сино считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает «условия», обеспечивающие «чистоту эксперимента». В «Каноне врачебной науки» содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. 

Авиценна связывал развитие рациональной фармации с применением  лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую  разделяли некоторые арабские и  среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибни Сино описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй «Канона врачебной науки», около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи. 

Являясь порождением  древней высокоразвитой культуры, среднеазиатская  медицина в значительной степени  определила уровень и своеобразие  медицины арабского Востока. Обобщающие энциклопедические труды среднеазиатских  врачей во многом способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического  опыта и теоретических концепций. Подобно обобщающим трудам арабских врачей, некоторые среднеазиатские  медицинские Энциклопедические  труды были переведены на европейские  языки и сыграли важную роль в  развитии медицины в Европе. Это прежде всего относится к «Канону врачебной науки» ибно Сино, несомненно, являвшемуся самой популярной из медицинских книг, созданных на Востоке. На протяжении нескольких веков «Канон» служил основным учебным пособием в европейских университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой Европы. Передовые среднеазиатские ученые - философы, врачи, естествоиспытатели явились провозвестниками ряда новых идей, получивших признание и развитие лишь несколько веков спустя. К ним относятся попытки внедрения экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественнонаучной сущности медицины как области научной и практической деятельности, идеи связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли этой среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного, предположение ибни Сино о невидимых существах, могущих вызывать лихорадочные заболевания и распространяться через воздух, воду и почву, и др. Передовые врачи и ученые Средней Азии активно выступали против царивших в современной им медицине суеверий, отвергали астральные представления, магическую цифрологию, целебные свойства драгоценных камней, заговоров, амулетов, противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии и гигиены. Однако все их усилия остались по преимуществу «гласом вопиющего в пустыне». Большинство представителей медицинской профессий охотно применяли, а иногда и предпочитали магические и мистические приемы методам рациональной диагностики и терапии, по большей части предоставляя судьбу своих пациентов воле аллаха. Что же касается новых идей, то они нашли мало приверженцев. Разумеется, и те из среднеазиатских врачей и ученых, кто составил гордость медицины Средней Азии- Бируни,Масихи, ибни Сино, ал-Джурджани (ок. 1080-1141), Фахраддин Рази, Умар Чагмини и др. - не смогли полностью преодолеть сковывавшего влияния феодального мировоззрения. Труды древних, за исключением некоторых частностей, они почитали высшим авторитетом. Ни один из них не усомнился в справедливости натурфилософского учения о четырех соках. Все придерживались анатомо-физиологических представлений Галена. Ни один из них не занимался анатомией, без развития которой было немыслимо построение рациональной физиологии и патологии. Причины, не позволявшие врачам мусульманского Востока изучать анатомию человека, хорошо известны, а гуморолистические концепции, содержащие элементы диалектики и материалистическое, хотя и эклектическое, объяснение жизнедеятельности и механизмов развития патологических процессов, неизмеримо прогрессивнее «медицины пророка». Эпоха не позволила им «перешагнуть через себя». И, если для истории медицины наиболее выдающимися достижениями крупнейших врачей Средней Азии являются прежде всего их неоцененные новые идеи, значительно опережавшие свое время, то для современников и ближайших потомков наиболее существенными и значимыми были их достижения в области практической медицины- диагностики, клиники, лечения, гигиены. 

Информация о работе Авиценна.Его вклад в медицину и фармацию в эпоху средневековья