Авиценна.Его вклад в медицину и фармацию в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:12, контрольная работа

Описание

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибни Сино родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана, близ Бухары. В своей биографии ибни Сино писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."

Содержание

Биография Авиценны
Труды ибниСино
«Канон врачебной науки»
О неизвестном трактате Абу Али ибниСино
ИбниСино - основатель биофармации
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Авиценна.docx

— 53.53 Кб (Скачать документ)

         Систематичность и логичность  как большие достоинства "Канона" отмечали даже те, кто склонен  был преуменьшать значение Ибн-Сины  в истории медицины. Успех "Канона  врачебной науки" был вызван  ясностью, убедительностью, простотой  описания клинической картины  болезней, точностью терапевтических  и диетических предписаний. Эти  особенности быстро создали "Канону" огромную популярность, а его  автору обеспечили "самодержавную  власть в течение пяти столетий  во всем медицинском мире средних  веков".

 

О неизвестном трактате Абу Али ибни Сино «Свод рецептов» 

На одном из прилавков  Парижского букинистического магазина совершенно случайно в 1954г. было найдено  еще одно неизвестное на протяжении многих веков произведение ибни Сино - трактат «Алвохия». Его название происходит от арабского слова алвох - свод, а алвохия - от слова лавх - предписание или список; таджикизированное его форма лавха означает «глава». Исходя из содержания трактата, его можно назвать «Сводом полезных рецептов», состоящим из указания названий болезней и перечня принимаемых для их лечения лекарств. 

В ведении к «Алвохии» ибно Сино пишет: « Это трактат о порядке применения простых лекарств в зависимости от их силы действия,  характера проявления (фармакологического) эффекта в отношении (функции) органов, болезней, элементов (соков), распределен в виде отдельных глав. Каждая глава в зависимости от своего назначения включает в себя разнообразные по происхождению, но одинаковые по силе и характеру  действия вещества и служат для практического врача своеобразным справочником. Когда он приступает к лечению какого-либо заболевания, то в соответствующей главе (легко) находит множество эффективных лекарств, изложенных в удобной для нахождения и запоминания форме. Врач в зависимости от цели и имеющийся в каждом случае возможности по своим собственным соображениям выбирает наиболее эффективное и удобное лекарство». 

В отличие от других произведений учёного, трактат не содержит теоретических вопросов медицины и  связанных с диагностикой и прогнозом  отдельныз заболеваний. В введении к трактату автор подробно описывает, как практически им пользоваться. 

Книга состоит из 149 глав. Каждая глава посвящена определенным группам болезней, требующих одинаковых способов лечения. Например, первая глава  называется: «О лекарствах, эффективных  при различных видах головной боли». После названия главы последовательно  идет перечень разнообразных лекарственных  веществ, принимаемых внутренне, наружно (повязки или смазывания на коже головы), путем вдыхания (чаще всего), понюхивания, а в отдельных случаях в виде клизмы или путем спренцивания. Лекарственные средства характеризуются очень кратко без особой детализации. Например, «роза, ее масло или вода являются эффективными при возникающей от жары головной боли, цветы хны при вдыхании или прикладывании (к голове) - при головной боли, возникающей при действии жары». Для снятия похмелья и опьяняющего действия алкоголя он рекомендует ягода барбариса, сок граната, лимона, ревень (кислячку) и ряд других съедобных растений. 

«Алвохия» является первым источником, в котором описываются вещества, усиливающие память и умственную способность человека. 

Специальная глава  книги посвящена  антидипрессантным веществам, применяемым для для лечения менингита, пареза, параличей, гиперкинезов, судорожных заболеваний, меланхолии иряда других нервных и психических болезней; для лечения воспалительных заболеваний глаз, куриной слепоты, снимающим бельмо, способствующим выращивания ресниц. 

Для лечения куриной  слепоты он рекомендует свыше 10 растительных и животных продуктов, подчеркивая, что «...жареная печенка козы в  лечении куриной слепоты является удивительным лекарством». 

Для лечения воспалительных заболеваний уха рекомендует  около 10 растительных масел или же комбинацию животных (например, змеиная  шкура) и растительных продуктов (сок  лимона или чеснока) в виде масляной взвеси; при глухоте - мумиё в смеси  с очищенным свиным жиром, змеиную  шкуру, кипяченую в растительном масле; при гнойных заболеваниях среднего уха - масло из семян хны, сок из листьев грецкого ореха, измельченную и высушенную кору арбуза в смеси  с медом, а также желчь в  смеси с медом и др. средства, которые наносятся в среднее  ухо в виде капли. 

Подробно описывает  лекарства при носовых кровотечениях; при лечении ран и воспалительных заболеваний полости рта и  верхних дыхательных путей; зубных болях - лекарства, очищающие и укрепляющие  зубы. Для укрепления шатающихся зубов  рекомендует кору граната, сандалового  дерева и лепестки роз; для устранения неприятного запаха из полости рта, в том числе запаха лука, чеснока, вина, следует употреблять абрикос, фисташку, мяту, сунбул, золото, серебро и др. средства; от кашля - опий, сладкий гранат, семена айвы, водную вытяжку из ячменя, семена хлопчатника, маш, мяту, фисташку, семена льна, жареный лук, инжир, анис, кунжут и др. 

В качестве сердечных  средств ученый называет  42 наименования: растений (роза, камфара, сумбул, шафран, райхан, барбарис и др.), ископаемых средств (золото, серебро, янтарь, кораллы и др.), фруктов (яблоко, грушу, айву, сладкий гранат). 

Ибни Сино знал о «ферментативной» активности концентрированной слюны, по поводу которой пишет, что слюна голодающего человека устраняет бельмо. При отрыжке рекомендует зиру, мяту и др. растения; против икоты - шалфей, сельдерей, зиру, мумиё, масло из семян клевера, масло из семян огурцов. 

Против тошноты  ибни Сино назначает персики, ягоды барбариса, незрелый виноград, неспелую грушу, сливу, сок лимона и ряд других; для укрепления печени - барбарис, розу, сандаловое дерево, ревень персидский, цветы и листья винограда, шафран, сунбул, баласон, фисташку, жареную печень; при воспалении печени - чистое серебро, которое рекомендует держать в полости рта; от желтухи - кислое молоко, райхан, тыкву, свеклу, сок лимона и кислого граната; для лечения асцита - джиду, чеснок, семена из плодов инжира, мясо ежа. 

Так же подробно описывает  лекарства противоглистные, усиливающие  потенцию, способствующих появлению  менструаций, возникновению выкидыша. Ибни Сино знал о лечебных свойствах магнита, он пишет: «Если роженица держит в руке магнит, то роды ускоряются». 

Не так давно  появилось много работ о действии магнитного поля на биологические объекты, в частности, на человека. Исследования в данном направлении связаны  с развитием космической эры; они проводятся у нас, и за рубежом, довольно еще противоречивы, но все  сходятся в одном - магнитное поле Земли оказывает большое влияние  на развитие и жизнь живого организма, являясь биологическим стимулятором. Поражаешься, какой удивительной наблюдательностью и умением логически мыслить обладал ибни Сино, что почти тысячу лет назад обнаружил положительное действие магнита на организм человека. 

Ибни Сино уделял особое внимание косметическим средствам. При выпадении волос он рекомендовал пепел корней камыша, свежий сок луковицы лука или сыра, корень наргиса, змеиную шкуру и пепел, получаемый из копыт или костей животных, к укрепляющим волосы - кипарис, алое, семена ладана, сок ячменя и яичный белок. Затем описывает средства, применяемые при отравлении или укусах ядовитых насекомых. 

Что бы пополнеть, ибни Сино рекомендует принимать сладкий миндаль, кунжут, мумиё, виноград, инжир, молоко, сыр, хурму, а для похудения - зиру, укроп пахучий. Книга завершается описанием рвотных, слабительных, снотворных и укрепляющих средств. 

Всего в «Алвохии» охарактеризовано 639 лекарств, в т.ч. 67 животного происхождения (измельченная кость, животные жиры и масла, мозг, мясо, молоко, печень, яйца, мед, кровь, кожа змей, различные молочные продукты). 

В трактате впервые  описываются лечебные свойства рогов  оленя. Известно, что только в начале 30гг. 20 века советскими учеными был  разработан способ получения очищенного и концентрированного препарата  пантокрина, который принимается  в качестве тонизирующего средства. 

Авиценна очень  широко рекомендует серебро, золото, буру, различные минералы, особенно мумиё, нефть, серу и ряд других веществ, всего 60 наименований. 

В «Алвохие» встречается 28 сложных рецептов, состоящих из 2х (24) или из 3х (4) компонентов. Например, он сочетает чечевицу с вином, с добавлением хурмы или же камфору с соком огурца и т.д. 

Таким образом, «Авохия» является рецептурным справочником, предназначенным  в качестве руководства для практических врачей. Врач в экстренных и особенно затруднительных случаях, зная симптомы или диагноз заболевания, быстро находил в соответствующих разделах нужное название лекарства, применяемого для лечения данного заболевания. 

Для современного исследования трактат «Алвохия» может служить надежным помощником в выборе наиболее эффективных лечебных средств из числа природных целебных ресурсов 

Ибни Сино (Авиценна) - основоположник биофармации 

Из анализа современной  фармацевтической литературы следует, что «рождение» биофармации, ее адепты относят к середине XX века, точнее к 1961 г., авторами ее основополагающих идей являются американские ученые Леви и Вагнер (П.Л. Сенов и др., 1971г.). «Становление» биофармации в истекшее время обусловило выработку ее дефиниции, которая различными авторами трактуется по-разному. Биофармацию рассматривают как науку, теорию фармации, научное направление, дисциплину, отрасль науки или ветвь фармацевтической науки. 

Анализ эволюции фармацевтических знаний свидетельствует, что истоки биофармации уходят вглубь веков; она питала своими идеями античную и средневековую фармацию. Именно в этот период можно проследить примерную схему эволюции биофармации: зависимость эффективности лекарств от их лекарственной формы в древней Месопотамии за 3-4 тыс. лет до н.э. - зависимость эффективности лекарств от технологических процессов у Гиппократа от «варки», а у Галена измельчения - основы биофармации у ибни Сино. Следовательно, с рубежа 5-3 тыс. лет до н.э.  и до X н.э. шло накопление биофармацевтических фактов, которые в творчестве ибни Сино получили теоретическую систему с определенной специфической терминологией. Проследим это на основе сравнительного анализа положений ибни Сино по тем же фармацевтическим факторам, которые лежат и в основе современной биофармации. 

На стадии поиска новых, идентификации или определения  качества лекарственных средств  ибни Сино на основе изучения «натуры» (сейчас физико-химические свойства) органолептическими и другими методами анализа прогнозировал первоначальную биоактивность, силу и ее характер, а так же область применения. И в наше время изучение физико-химических свойств лекарств является одним из основных подходов к исследованию молекулярных механизмов, их действия, путей и способов взаимодействия с рецепторами. 

В лекарственной  форме ибни Сино различал главную часть - лекарственные вещества и вспомогательную - основу лекарства, состоящую в нашем понимании из вспомогательных веществ. Эти вещества у него, в основном, природного и, как исключение, синтетического происхождения, которые  по своей классификации сохранили свое значение до наших дней: разбавители (армянская глина, крахмал, мука, сахар и др.); связывающие (склеивающие) вещества; увлажняющие, смазывающие и смягчающие; вещества, увеличивающие вязкость; консерванты (стабилизаторы); корригенты; основы для мазей, пилюль и суппозиториев; «проводящие» вещества; пролонгаторы; вещества, потенцирующие (усиливающие) действие лекарственных средств; вещества для покрытий и т.д. Ряду вспомогательных веществ, в частности, меду приписывались универсальные свойства: он составная часть почти каждого лекарства, который выполнял фармацевтическую (стабилизатор - консервант) и терапевтическую функции (широкий спектр действия, включая свойства антибиотиков). Поэтому, по ибни Сино, «...мед является (так сказать), колесницей для лекарств...» 

Основные функции  вспомогательных веществ ибни Сино представлял не только как формообразователя (фармацевтическая функция), но и как активных фармацевтических компонентов лекарств (терапевтическая функция). Последняя функция особенно явственно выступает у него у «проводящих», пролонгирующих, потенцирующих и у других вспомогательных средств. 

У ибни Сино мы впервые встречаемся с современными представлениями о конструктивной структуре лекарственной формы (лекарственные вещества и основа из вспомогательных веществ) и их функциях, а также со вспомогательными веществами, которые сохранили и в наше время фармацевтические и терапевтические функции. А по данным И.И. Брехмана (1980), они не только «...усиливают или смягчают действие основных ингредиентов, но и всегда их обогащают». 

Ибни Сино имел четкое представление о зависимости терапевтической эффективности лекарства от лекарственной формы, которая, как и в наше время, занимало центральное место в его фармацевтических воззрениях. Он считал, что лекарство «...обладает материей, качеством и формой, материя и форма - обе суть субстанции, а качество акцидент». Если оно поступает в организм человека и действует только своей формой, то его называли зу-л-хассиййа, то есть обладающим особым свойством. По этому поводу он писал: 

«Знай, что хорошо действующее сложное лекарство, как, например, терьяк, благодаря своим простым составным частям имеет одни действия и силы, а благодаря своей форме, в которой...оно приобрело определенную натуру, -  другие действия и силы. Нередко (форма) имеет преимущество перед простыми составными частями, поэтому не заслуживают внимания слова врачей, что терьяк помогает от какой-то болезни благодаря сумбулу, от такой-то - из-за мирры, и что он потом полезен. Тем не менее, главное в нем - это форма (все простые составные части), вместе взятые, оказывают прекрасное действие, и мы не можем точно указать на отношение (составных частей терьяка) к его действиям». И снова «...(терьяк) оказывает эти действия свойством (своей лекарственной формы), обусловленной натурой его простых составных частей». 

Он даже приводит сравнительный анализ терапевтической  эффективности лекарств от лекарственной  формы (при лечении травм): 

«Наращивать мясо в  язвах с помощью пластырей  удобней, но (оно растет) медленней, а порошки (наращивают его) трудней, но быстрей. Нередко мясо в язвах  твердеет и тогда хорошо присыпать  его порошками, а вокруг прикладывать пластыри». 

Следовательно, «введение  в биофармацию» по корреляционной зависимости терапевтической эффективности лекарств от их лекарственной формы ибни Сино сделал на тысячелетие раньше Леви (1963), Дж. Вагнера (1961), П.Л. Снова, А.И. Тенцовой и И.С. Ажгихина, 1971. 
 

Информация о работе Авиценна.Его вклад в медицину и фармацию в эпоху средневековья