Историко-правовой аспект взяточничества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:27, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является уголовно – правовой анализ взяточничества.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть исторический аспект взяточничества как социально негативного явления в обществе. Автор ставит перед собой задачу дать точное определение уголовно правового понятия взяточничества и предмета взяточничества;
Во-вторых, будет произведен юридический анализ составов, предусматривающих ответственность за взяточничество;
В-третьих, рассмотреть квалифицированные виды взяточничества и отграничение от смежных составов преступления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В РОССИИ
§ 1.1. Историко-правовой аспект взяточничества в России
§ 1.2. Уголовно-правовое понятие взяточничества
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 290 И 291 УК РФ
§ 2.1. Объективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
§ 2.2. Субъективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 3.1. Квалифицированные виды взяточничества
§ 3.2. Особо квалифицированные виды взяточничества
§ 3.4. Отграничение взяточничества от смежных составов преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 818.00 Кб (Скачать документ)

В 1993 г. Верховным Советом  РФ был принят Закон РФ «О борьбе с коррупцией», но он так и не был подписан Президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ «О борьбе с коррупцией» и также отклонены Президентом РФ. 27 января 1999 г. Министром Внутренних Дел РФ С.В. Степашиным от имени Российской Федерации подписана Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, в связи с чем необходимо привести национальное антикоррупционное законодательство в соответствие с международными нормами29. Глава МВД Рашид Нургалиев считает угрозой национальной безопасности масштабы коррупции в России: «Сегодня масштабы и степень влияния коррупции на различные стороны жизнедеятельности государства и общества не только угрожают внутренней безопасности страны, но и носят существенный ущерб авторитету России»30.

К сожалению, масштабы коррупции  в современной России представляет серьезнейшую общественную опасность, ибо речь идет об «обширных и устойчивых коррупционных сетях, которые не просто извлекают прибыль из своей противоправной деятельности, но уже инвестируют ее в развитие самой коррупции», и одномоментная «ампутация» такой системы коррупционных отношений может даже привести к социально-экономическому коллапсу31. В современной России граждане ежегодно тратят на взятки 2,8 млрд. дол, а на выплату подоходного налога – 5,8 млрд. дол.32.

Некоторые надежды на изменение ситуации в области противодействия коррупции связаны с подписанием Россией международных документов. Постоянный представитель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин 9 мая 2006 г. в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 г. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» был подписан Президентом В.В. Путиным 8 марта 2006 г., а 5 февраля 2007 г. Президент подписал указ «Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европа об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.»33. Далее был издан Президентом РФ соответствующий указ, касающиеся взаимной правовой помощи по противодействию коррупции34.

На основании выше изложенного, приходим к следующим  выводам:

1. Взяточничество – одно из опасных преступление, уходящее своими корнями вглубь истории. Взяточничество как порок общества преследует человечество на протяжении всех этапов развития общества.

2. В истории выделяются 4 основных этапа борьбы со взяточничеством:

Этап 1 – связан с Иваном Васильевичем «Грозным», в период становления Московской Руси, который ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерное «лихоимство».

Этап 2– относится к периоду правления эпохи Петра Первого. Царь был в ужасе от масштабов взяточничества и пытался бороться с ним привычными репрессивными мерами вплоть до смертной казни, которая была отражена в его Указах от 23 августа 1713 г., 5 февраля 1724 г.

Этап 3 – относится к периоду становления молодой Советской Республики. Декрет СНК «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество.

Этап 4 – приходится на современную эпоху новейшей истории. Утвержденный 31 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. план противодействия коррупции в качестве одного из основных направлений формирования новейшей антикоррупционной политики определил имплементацию ратифицированных Россией конвенций о борьбе с коррупцией35. Федеральный закон, «О противодействии коррупции»36, который установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Борьба со взяточничеством – исключительно сложный и длительный процесс. Утверждение в общественном сознании юридических принципов, формирование зрелого гражданского общества и цивилизованного аппарата госслужащих позволяет критически снизить уровень взяточничества и превратить взятку из нормы жизни в исключение. Чем выше уровень благосостояния общества, тем ниже уровень взяточничества. Чем выше правосознание общества, тем устойчивее социальная и политическая системы.

 

 

 

 

§ 1.2. Уголовно-правовое понятие взяточничества

 

 

 

Действия по передаче взятки противозаконны и подпадают  под действие Уголовного кодекса, который предусматривает два самостоятельных состава преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ). Условно их можно объединить понятием «взяточничество».

По уголовному законодательству России взяточничество - вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещей или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующей фирмы с целью достижения выгодной договоренности, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путем37.

Как отмечает Качмазов О.Х., «между получением и дачей взятки существует тесная связь, они являются самостоятельными преступлениями, так как обладают по отношению друг к другу особыми, только им присущими признаками. В частности, один лишь факт отличия по субъекту преступления является столь существенным, что не позволяет рассматривать их как единое преступление»38. Это мнение представляется правильным и обоснованным.

При этом русские юристы были единодушны в понимании взяточничества как корыстного преступления. Как отмечал В.Н. Ширяев, имея в виду Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1885 г., отмечал «предметом» подарка (ст. 372), дара (ст. 373) или взятки (ст. 373, 375, 376), прибыли, выгоды (ст. 377) могут быть деньги, вещи или «что либо иное», но имеющее, очевидно, материальную ценность, как взяточничество – деяние корыстное, учиняемое по понуждениям корыстным»39.

Взяточничество не существует без  непосредственного предмета взятки. Предмет взятки в законе обозначался по-разному: «подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином»; «подарок или же не установленная законом плата, или ссуда, или же какая – ни будь услуга, прибыль или иная выгода». Государственный гражданский служащий не вправе получать подарки в связи с  исполнением  должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы40.

Предметом передачи – получения взятки (подкупа) могут являться деньги, либо имущество (мебель, автомашины, телевизоры, магнитофоны и т.д.), продукты, спиртные напитки, антикварные и коллекционные предметы (монеты, марки и т.д.), недвижимое имущество (дома, коттеджи, земельные участки и т.д.). Как взятка (подкуп) должны оцениваться и случаи бесплатного получения чего-либо подлежащего оплате (бесплатная путевка, в том числе с выездом за границу за счет российских и иностранных юридических и юридических лиц, проезд в самолете или поезде и т.п.). В качестве взятки - подкупа может рассматриваться и бесплатное угощение в ресторане или кафе с дорогостоящим ужином, обедом. Как взятка могут выступать - производство ремонтных, строительных и иных работ за счет спонсоров, организация обучения детей в престижных учебных заведениях, в том числе за границей и др. необоснованное получение квартиры, выгодной работы и т.д.

Согласно Постановлению  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимые имущества и д.р.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно41. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ. В законе, в отличие от ранее действовавшего УК РСФСР, отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериально характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

Гражданское законодательство относит деньги к движимым вещам (ст. 128, п. 2 ст. 130 ГК РФ). Как правило, они рассматриваются в качестве вещей, определяемых родовыми признаками (хотя возможна и их индивидуализация), а также потребляемых. Из этого следует, что речь идет о денежных знаках (купюрах) и монетах, т.е. о наличных деньгах. Главная функция денег – служить средством платежа. В гражданском обороте деньги оцениваются количеством выраженных в них единиц, а не числом банкнот или монет. Рубль является единственным законным платежным средством на территории Российской Федерации, и потому выражающие его платежеспособные банкноты и монеты обязательны к приему во все виды платежей по их нарицательной стоимости. Иначе говоря, в этом своем качестве наличные деньги способны погашать любой денежный долг42.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ ценные бумаги относятся к  объектам гражданских прав и приравниваются к вещам. В ст. 142 ГК РФ дается следующее юридическое определение: «Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении». С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В п. 1 ст. 144 ГК РФ ценная бумага определяется как строго формальный документ. Отсутствие обязательных реквизитов, предусмотренных для данного вида ценной бумаги, или несоответствие ценой бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.

При характеристике предмета взятки особое значение имеет ее размер. Как подчеркивает Р.А. Грибенюк, «в отличие от иных корыстных преступлений, размер предмета в данном случае, не имея криминализирующее значения, является основанием дифференциации ответственности». Следует согласиться с мнением Р.А. Грибенюк, что «такая ситуация отражает непоследовательную позицию законодателя. Если размер взятки может влиять на объем ответственности в рамках уголовно-правовых отношений, то он должен быть одним из критериев криминализации взяточничества, либо иным образом установить минимальный порог взяточничества».43

Положения ст. 575 ГК РФ не допускают дарение, за исключением  обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей44, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Однако аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится и в Уголовном кодексе не установлены минимальные пределы взятки. В примечании к ст. 290 УК РФ мы видим, что «Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей». Поэтому, следует исходить из причинно-следственной связи, между получением материальной выгоды и совершением определенных действий в пользу взяткодателя45. На наш взгляд в случаях, когда имело место вымогательство вознаграждения со стороны должностного лица, или если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа или передавалась должностному лицу за незаконные действия (бездействие), а также когда такое вознаграждение оговаривается должностным лицом заранее и имеет систематический характер, то независимо от размера взятки такие действия (бездействие) должностного лица следует квалифицировать по ст. 290 УК РФ.

Утративший ныне силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119 «Об основах государственной службы Российской Федерации» в п. 8 ст. 11 четко прописывал, что государственные служащие не вправе получать от физических, и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» подобных норм не содержит, но в п. 1 ст. 10 указывается, что Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета46. По смыслу статьи понимается следующее, что ни о каких вознаграждениях от физических, и юридических лиц в любых формах выражения не может быть и речи.

По действующему Уголовному кодексу РФ, взятка может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера (вещи, имущественные права, а также оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера, оплачиваемые третьим лицом нелегальные услуги, а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу.

Информация о работе Историко-правовой аспект взяточничества в России