Историко-правовой аспект взяточничества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:27, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является уголовно – правовой анализ взяточничества.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть исторический аспект взяточничества как социально негативного явления в обществе. Автор ставит перед собой задачу дать точное определение уголовно правового понятия взяточничества и предмета взяточничества;
Во-вторых, будет произведен юридический анализ составов, предусматривающих ответственность за взяточничество;
В-третьих, рассмотреть квалифицированные виды взяточничества и отграничение от смежных составов преступления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В РОССИИ
§ 1.1. Историко-правовой аспект взяточничества в России
§ 1.2. Уголовно-правовое понятие взяточничества
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 290 И 291 УК РФ
§ 2.1. Объективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
§ 2.2. Субъективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 3.1. Квалифицированные виды взяточничества
§ 3.2. Особо квалифицированные виды взяточничества
§ 3.4. Отграничение взяточничества от смежных составов преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 818.00 Кб (Скачать документ)

Как выгоды имущественного характера следует понимать, в  частности, занижение стоимости  передаваемого имущества по сравнению со стоимостью аналогичного имущества для других покупателей, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.д. В приговоре суда должна быть указана денежная оценка такой выгоды47.

Если деньги и иные имущественные выгоды предоставляются родным и близким должностного лица, и он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки48.

Законодатель определил, что получение ценностей обусловлено  поведением должностного лица, которое:

  1. Совершается в интересах взяткодателя или представляемых им лиц;
  2. Вытекает из полномочий должностного лица и его служебного положения.

Именно эти обстоятельства обуславливают механизм причинения вреда.

В настоящее  время, как показывает практика помимо материальных благ вознаграждения путем  иной личной выгоды (прием на работу по совместительству, по гражданско-трудовому договору, возможность выезда за границу, когда должностные лица сговариваются и инвестируют коммерческие и предпринимательские структуры за счет бюджета49.

В последнее  время преступный элемент все больше создает видимость законного перехода денег от взяткодателя к взяткополучателю, передают взятку через посредника, либо через постороннее лицо50. Причиной проблем в практической деятельности является высокая степень латентности (по данным статистики, латентность составляет 80-90%)51.

На основании выше изложенного, приходим к следующим выводам:

1. Уголовно-правовое понятие  взяточничества, является собирательным  термином и базируется на диспозициях  статей 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки);

2. По уголовному законодательству России взяточничество - вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещей или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующей фирмы с целью достижения выгодной договоренности, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путем;

3. Минимальный размер взятки в уголовном законе не определен, что приводит к различным толкованиям, поэтому автором дипломной работы предложено изложить ч. 1 ст. 290 УК РФ в иной редакции, позволяющей считать взяткой получение в размере любой суммы как за законные действия должностного лица, так и за незаконное действие (бездействие).

4. Предметом передачи – получения взятки (подкупа) могут являться любые материальные ценности, деньги (иностранная валюта, иные валютные ценности), ценные бумаги (акции, векселя и т.д.), продовольственные и валютные ценности, промышленные товары, а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, иное имущество (мебель, автомашины, телевизоры, магнитофоны и т.д.), продукты, спиртные напитки, антикварные и коллекционные предметы (монеты, марки и т.д.), недвижимое имущество (дома, коттеджи, земельные участки и т.д.).

5. Практика показывает, что существуют, два основных вида получения взятки: легальный (открытый) и нелегальный (завуалированный)52. Подобную классификацию, по мнению автора, следует применить и к предмету взятки, с определением в качестве открытого предмета взятки, например: деньги, ценные бумаги и т.д., а к завуалированному предмету взятки отнести оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, а также случаи прощеного долга, проигрыш в карты и т.п.

 

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 290 И 291 УК РФ

 

 

 

 

§ 2.1. Объективные признаки преступлений,

предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ

 

 

 

Нормы об ответственности за получение  и дачу взятки относились законодателем до принятия УК 1996 года к главе «Должностные преступления» и только с его принятием, были отнесены к разделу Х УК РФ «Преступления против государственной власти» главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Для уяснения сущности взяточничества особое значение имеет правильное определение объектов получения и дачи взятки. Установление объекта преступления является необходимым условием правильного применения уголовного закона, правильной квалификации совершенных лицом общественно опасных деяний.

Типовым объектом взяточничества являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственной власти, а родовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственной власти и соблюдение интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

В своей работе В.И. Динека, разграничивает объект уголовно-правовой охраны должностных  преступлений в качестве, которого рассматривается совокупность общественных отношений в области государственной власти и государственной и муниципальной службы (государственно-правовые отношения) и объект должностного преступления, как один из элементов его состава53. Объект должностного преступления, как обязательный элемент конкретного состава преступления характеризует само содержание нарушенного деянием отношения, обладая определенной самостоятельностью в общем объекте. Это должно составлять основу для определенного объекта состава должностного преступления.

Большинство ученых считают, что объектом должностного преступления являются общественные отношения. По мнению Н.И. Ветрова «объектом преступления являются только охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым противоправное деяние причиняет вред либо создает угрозу причинения «такого вреда»54. С этим мнением следует согласиться.

Непосредственный объект, очерченный в ч. 1ст. 290 УК РФ, представляет собой общественные отношения, обеспечивающие права и законные интересы и (или) блага физических лиц, то есть защищающие эти права интересы и блага от совершения незаконных действий.

Следует отметить, что  общий, типовой и родовой объекты  преступления – дачи взятки полностью совпадают с объектами – получения взятки, но непосредственный объект дачи взятки отличается от объекта получения взятки, в первую очередь тем, что непосредственный объект деяний предусмотренных ч. 1 ст. 291 УК РФ, которые определены законодателем как законные, не содержат круг общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность государственной службы в органах местного самоуправления, а характеризуются только общественными отношениями, обеспечивающими неподкупность власти и ее авторитет среди граждан.

Одним из объективных  признаков является объективная  сторона преступления.

Объективная сторона  конкретного состава преступления характеризуется рядом признаков. Обязательным признаком объективной стороны любого конкретного состава преступления признается деяние, выражающееся в действии или бездействии, а факультативными признаками – последствие и причинная связь между деянием и последствием, являющиеся одновременно обязательными признаками любого конкретного материального состава преступления, а также место, время, обстановка (условия), способ, орудия и средства совершения преступления.

Объективная сторона  получения, и дачи взятки характеризуются только действиями (бездействием) субъектов взяточничества и не предполагает обязательным условием наступления преступного результата.

Объективная сторона  получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;

б) в способствовании указанным  действиям (бездействию) в пользу тех  же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного положения;

в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам;

г) в совершении должностным лицом  незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.55

Таким образом, особенность  данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер.

В первом случае имеются в виду законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т. е. действия, совершить (не совершить) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан.

Так, П. работая ассистентом кафедры физического воспитания Якутской государственной сельскохозяйственной академии (далее - ЯГСХА), осуществляя преподавательскую деятельность на основании приказа ректора ЯГСХА В., № 46-ОК от 29 сентября 2000 г., наделенный должностными полномочиями согласно указанному приказу, а также в соответствии с Положением ЯГСХА «Об организационной структуре, основных обязанностях, ответственности и правах сотрудников Академии», рассмотренном на ученом совете ЯГСХА 26 апреля 2000 г. и утвержденном ректором ЯГСХА В., а именно: вести учебную и методическую работу по своей специальности, руководить самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов, пользуясь своими вышеуказанными служебными полномочиями по ведению учебной и методической работы со студентами ЯГСХА, умышленно, с целью получения денежного вознаграждения, принимал зачеты у студентов ЯГСХА по предмету «Физическое воспитание» без их фактической сдачи путем проставления зачетов в зачетные книжки студентов за деньги, т.е. получал взятки.

В декабре 2003 г. во время зимней сессии в одном из служебных кабинетов здания спортивного комплекса ЯГСХА, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 3 км., П. умышленно, с целью получения материальной выгоды, используя предоставленные ему полномочия должностного лица, получил от студента 4 курса ветеринарного факультета ЯГСХА П. денежное вознаграждение в размере 450 руб. за проставление зачета по предмету «Физическое воспитание»  без его  фактической сдачи. Он же, 28 января 2006 г. в 13 часов 30 минут в кабинете № 116 здания спортивного комплекса ЯГСХА, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 3 км., умышленно, с целью получения материальной выгоды, используя предоставленные ему служебные полномочия должностного лица, получил вознаграждение от студента 4 курса экономического факультета ЯГСХА П. денежное вознаграждение в размере 600 руб. за проставление зачета по предмету «Физическое воспитание» без его фактической сдачи. Получив денежное вознаграждение в размере 600 рублей, П. полностью осознавая противоправность своих деяний, проставил отметку о принятом зачете по предмету «Физическое воспитание», датированную 17 декабря 2004 г. в зачетной книжке № 010296, принадлежащей П.

Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд исходит из установленных приведенными доказательствами обстоятельств дела, согласно которым П., обладая полномочиями по выставлению итоговой оценки «зачет» по предмету «Физическое воспитание» студентам ЯГСХА, получал в качестве вознаграждения заранее оговоренную сумму денежных средств и совершал обусловленное с вознаграждением действие - проставлял в зачетных книжках оценку «зачет» без фактической сдачи зачета. 56

При таких обстоятельствах виновные действия П. следует квалифицировать по всем трем пунктам предъявленного обвинения по ч. 1 ст. 290 УК РФ как получение должностным лицом лично взятки в виде денег.

Обязательный признак  объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является получение вознаграждения должностным лицом за свои действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Одним из способов совершения такого действия является получение должностным лицом взятки лично или через посредника. Получение взятки должностным лицом через посредника – предполагает такой способ действий должностного лица, когда участие в физическом акте получения с целью последующей передачи взяткополучателю незаконного вознаграждения от взяткодателя за деяние, наказание за которое предусмотрено ст. 290 УК РФ, обусловлено наличием третьего лица – посредника во взяточничестве. Посредником с ведома взяткополучателя может быть член семьи, его близкий друг и т.д.  Его действия квалифицируются как соучастие в получении в форме пособничества или как организатора.57

Наряду с получением взятки за конкретные действия и бездействие  уголовный закон говорит об общем покровительстве и попустительстве по службе. Понятие общего покровительства и попустительства не предполагает обязательного воплощения их в конкретных действиях, т.е. взятка может быть получена за общее благоприятное отношение, будущее неопределенное поведение должностного лица, выгодное взяткодателю. Статья 290 УК РФ, криминализируя получение взятки за общее покровительство и попустительство, предполагает обязательное наличие между взяткодателем и взяткополучателем отношений служебной субординации. Такое положение вещей не соответствует современным интересам борьбы со взяточничеством. В связи с этим предлагается исключить слова «по службе» из ч. 1 ст. 290 УК РФ.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения».58

Информация о работе Историко-правовой аспект взяточничества в России