Историко-правовой аспект взяточничества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:27, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является уголовно – правовой анализ взяточничества.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть исторический аспект взяточничества как социально негативного явления в обществе. Автор ставит перед собой задачу дать точное определение уголовно правового понятия взяточничества и предмета взяточничества;
Во-вторых, будет произведен юридический анализ составов, предусматривающих ответственность за взяточничество;
В-третьих, рассмотреть квалифицированные виды взяточничества и отграничение от смежных составов преступления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В РОССИИ
§ 1.1. Историко-правовой аспект взяточничества в России
§ 1.2. Уголовно-правовое понятие взяточничества
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 290 И 291 УК РФ
§ 2.1. Объективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
§ 2.2. Субъективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ
ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 3.1. Квалифицированные виды взяточничества
§ 3.2. Особо квалифицированные виды взяточничества
§ 3.4. Отграничение взяточничества от смежных составов преступления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 818.00 Кб (Скачать документ)

Согласно ч. 5 ст. 33 УК РФ 1996 г. «пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы». Исходя из этого определения и дифференцируя посредничество во взяточничестве на интеллектуальное и физическое, пособником, бесспорно, возможно признать только интеллектуальное посредничество во взяточничестве, то есть такое, которое проявляется в советах, указаниях или предоставлении информации. Подобное посредничество следует квалифицировать по ст. 33 и ст. 291 или 290 УК РФ. Физическое же посредничество во взяточничестве не обладает ни одним из признаков, альтернативно характеризующих пособничество, и потому по УК РФ 1996 г. не является преступлением.

Решение вопроса  об ответственности виновных за получение  и предоставление вознаграждения, не обусловленного предварительной договоренностью за уже совершенные действия должностных лиц, следует обращать особое внимание на мотивы, которыми руководствовалось лицо, осуществляющее вознаграждение, и на его размер.

Для состава получения  взятки не имеет значение, когда  должностному лицу передана взятка –  до или после совершения им обусловленных  действий, ровно, как и то, оговаривалось ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. В этой связи в судебно-следственной практике различают взятку-подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем, и взятку – вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий.59

В случаях, когда заранее  обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент ее передачи), содеянное должно квалифицироваться как покушение на  получение взятки  по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК РФ.

Наличие в действиях взяткополучателя какого-либо иного преступления, совершаемого в пользу взяткодателя, заставляет обсудить вопрос об ответственности за него последнего. Если взяткодатель осознает характер совершаемых за взятку действий должностного лица, желает, чтобы оно их совершило и прикладывает усилия к тому, чтобы побудить должностное лицо к их совершению, то налицо признаки подстрекательства к преступлению, обозначенные в ч. 4 ст. 33 УК РФ. Способом подстрекательства в данном случае будет выступать подкуп должностного лица. Сложность состоит лишь в том, что в рассматриваемой ситуации способ сам является преступлением, а потому если дача взятки по степени общественной опасности будет превосходить подстрекательство должностного лица к какому-либо преступлению со стороны взяткодателя, то согласно правилам квалификации преступлений, ответственность последнего должна наступать только за дачу взятки, если же подстрекательство будет более опасным, чем дача взятки, то ответственность должна наступать по совокупности преступлений.

К перечню наиболее характерных  действий, совершаемых должностными лицами за взятки можно отнести следующие:

- выделение земельных  участков, получение свидетельств  на право собственности на землю и их регистрация;

- выделение кредитов, в том числе льготных, либо установление ним выгодных процентов;

- выдача различного  рода разрешений, лицензий, квот;

- предоставление предпринимательским  и коммерческим структурам в 

- аренду помещений  и транспортных средств; 

- выдача в учреждениях  здравоохранения медицинских заключений, справок и т.д.;

- за оказание содействия  при поступлении на обучение  абитуриентов в высших и средних  специальных учебных заведениях;

- создание льготных  условий при проведении конкурсов  и аукционов для своих участников и необоснованный отказ в участии в них другим претендентов;

- прекращение уголовного  дела, или вынесение судебного  решения в пользу заинтересованной  стороны; 

- выделение одним и  тем же предпринимательским структурам  выгодных государственных заказов;

- укрытие контролирующими  органами различного рода нарушений  допускаемых хозяйствующими субъектами в процессе производственно-хозяйственной деятельности, в том числе занижение штрафных санкций, непринятия своевременных мер и т.д.;

- умышленное занижение  стоимости основных и оборотных средств приватизируемых объектов, с целью присвоения части имущества, либо приобретение по заниженной цене;

- оказание содействия  при инвестировании предприятий,  учреждений и организаций различных  форм собственности; 

- внеочередное предоставление для перевозки грузов вагонов, контейнеров, транспортных средств;

- оказание содействия  при поступлении на работу, продвижение  по службе и т.д. 

Для передачи взятки преступники прибегают к услугам  почты, телеграфа, вносят деньги на счет взяткополучателя в учреждения банка60. Для того, чтобы избежать огласки преступных сделок перед сослуживцами и подчиненными по службе, а также, зная о том, что оперативные работники используют для изобличения взяточников специальные химические вещества и различные химические средства, большинство взяточников применяют защищенные меры. Иногда взяткодатели оставляют предмет взятки в заранее обусловленных местах (тайниках, ящиках стола, кладут в карман одежды взяткополучателя незаметно для окружающих).

Кроме того, в целях маскировки взятки и создания видимости законного перехода ее от взяткодателя к взяткополучателю, преступники используют различные приемы:

- выдача беспроцентного  долгосрочного кредита; 

- проигрыш в  карты; 

- предоставление  взятки в виде оказания сексуальных услуг;

- передача предмета  взятки под видом подарка в  день рождения, знаменательного события в жизни должностного лица;

- создание всевозможных  фондов и последующее их финансирование;

- передача акций  родственникам или доверенным  лицам должностного лица;

- передача взятки  под видом оказания спонсорской  помощи и услуг; 

- предприятию,  в том числе для проведения  предвыборной агитации и др.;

- выплата в  качестве вознаграждения за оказание  так называемых «консультационных услуг»;

- передача взятки под видом предоставления займа, неравноценного обмена вещей, возврат долга и др.61.

Объективная сторона  и получения и дачи взятки характеризуется  только действиями (бездействием) субъектов  взяточничества и не предполагает обязательным условием наступления преступного результата.

На основании выше изложенного, приходим к следующим выводам:

1. Родовым объектом получения взятки как должностного преступления следует считать совокупность общественных отношений, в сфере законной, носящей государственно-властный характер деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления.

2. Независимо от размера получения должностным лицом и передача ему незаконного вознаграждения в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей нужно расценивать как взяточничество в следующих случаях:

1) если имело  место вымогательство этого вознаграждения;

2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело  характер подкупа, обуславливало  соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;

3) если вознаграждение  передавалось должностному лицу  за незаконные действия (бездействия);

4) в знак благодарности  за выполнение действия (бездействия) в пользу взяткодателя связанные со служебной деятельностью взяткополучателя.

3. Характеристика  объективной стороны состава  преступления дачи взятки обусловлена формальным составом данного преступления. К обязательному признаку объективной стороны дачи взятки относится только общественное опасное деяние, на которое указывает законодатель в диспозициях ч.ч. 1 и 2ст. 291 УК РФ.

 

 

 

 

§ 2.2. Субъективные признаки преступлений,  
предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ

 

 

 

Под субъективными признаками взяточничества понимаются признаки, характеризующие субъект и субъективную сторону получения и дачи взятки. Получение взятки – один из составов преступлений, который характеризуется наличием специального субъекта как элемента состава преступления.

Любой субъект преступления должен обладать тремя признаками, отсутствие которых исключает наличие в деянии состава преступления: 1) Физическое лицо, то есть принадлежать к человеческому роду; 2) вменяемость; 3)достижение возраста, установленного уголовным законом.

Получение взятки – один из составов преступлений, который характеризуется наличием специального субъекта как элемента состава преступления. В юридической литературе специальный субъект преступления рядом ученых определяется, как лицо, которое кроме общих признаков обладает дополнительными признаками и свойствами.

Субъектом получения  взятки может быть только должностное лицо, определение которого содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)62. В соответствии с ним должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Постоянное выполнение названных функций означает, что  они возложены на лицо в силу занимаемой ими должности.

Временное выполнение названных полномочий означает возложение в установленном законе порядке на лицо обязанностей другого сотрудника.

По специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит, как правило, разовый характер либо дается на обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы63.

Осуществление лицом функций представителя  власти, то есть именно должностное  лицо, наделенное по закону соответствующими полномочиями и наличие у него властных полномочий. Установленные права законом в пределах своей компетенции, давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, и привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов64. Субъектами получения взятки являются должностные лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие:

1. Функции представителя  власти (депутаты, главы администраций, работники ОВД, прокуратуры, пожарной охраны, таможенной службы и др.).

2. Организационно-распорядительные  функции (руководители трудовых  коллективов, отвечающие за подбор  и расстановку кадров, планирующие  работу, контролирующие ее исполнение).

3. Административно-хозяйственные функции (лица, обладающие полномочиями оп управлению и распоряжению государственным имуществом, устанавливающие порядок его хранения, переработки, реализации, учета и контроля за его использованием, лица, получающие и выдающие денежные средства65.

Субъектами отдельных  преступлений этой группы могут быть также государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям УК в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями. Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации66 при рассмотрении в судебном заседании кассационные жалобы осужденного В., где осужденный требовал отменить приговор и прекратить дело в связи с отсутствием в действиях В. состава преступления. Считая, что он необоснованно признан должностным лицом, так как был депутатом городского Совета не на постоянной основе. Суд осудил гражданина В. по ст. 290 ч. 4 п. «г» УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и взыскал в доход государства неосновательное обогащение в размере 300000 рублей. Также суд при вынесении приговора не указал в приговоре законов, подтверждавших, что он был должностным лицом, но указал то, что не вменялось в вину, в частности, выполнение функций представителя власти и выполнение конкретных действий за денежное вознаграждение. Судебная коллегия приговор оставила без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Так, О. являясь аттестованным сотрудником милиции,  назначенный на должность инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД при МВД РС(Я) приказом МВД РС(Я) № 336 от 13 мая 2006 года, находясь при исполнении служебных обязанностей, совершил должностное преступление при следующих обстоятельствах.

28 июля 2006 года инспектор ДПС О. совместно с инспектором ДПС К. будучи на дежурстве в районе ул. Чернышевского г. Якутска, около магазина «Универсам-2» , около 16 час. 30 мин. остановили автомашину « КАМАЗ-55111» гос. номер 04-22 ЯКП, за рулем которой находился гражданин Л., К. заподозрив, что Л. находится в состоянии алкогольного опьянения, взял у него документы на машину, а водительское удостоверение передал находящемуся в патрульной автомашине О. для дальнейшего разбирательства. При этом Л. пригласили сесть в машину ГИБДД. В ходе разбирательства, О., являясь должностным лицом, из корысти, используя служебные полномочия, действуя вопреки интересам службы, предусмотренные разделом 1-3 ФЗ « О милиции», согласился получить предложенную Л. взятку в размере 5000 руб., за совершение незаконных действий, т.е. за то, чтобы, не привлекая водителя к административной ответственности по ст. 12.8 ч.1 КоАП РФ (управление водителем транспортного средства в состоянии опьянения), отпустить Л., тем самым получить незаконное вознаграждение.67

Информация о работе Историко-правовой аспект взяточничества в России