Понятие трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 20:00, курс лекций

Описание

Отдельные мысли о праве на труд встречаются еще в философских учениях античного мира. Однако, впервые определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине ХIII века» Общество должно обеспечить всем своим членам и определить заработную плату, с тем чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех потребностей каждой семьи». Данное философское определение впервые получило правовое закрепление в Конституции Франции 1848г. Право на труд согласно Конституции Франции подлежало охране наряду с правом собственности.

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.docx

— 91.06 Кб (Скачать документ)

§ 4.3. Правовая организация трудоустройства  граждан и основные полномочия службы занятости.

Под трудоустройством понимается система  мер, направленная на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы со стороны органов государства, а  также негосударственных организаций  на основе лицензирования.

Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство здравоохранения  и социального развития РФ., которое  несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной  политики в области труда и  занятости.

Непосредственно ведающими вопросами  трудоустройства является Федеральная  государственная служба по труду  и занятости со своей структурой – центрами занятости в краях, областях, районах и городах.

В соответствии с Постановлением Правительства  от 27мая 2005г. за №156 «Вопросы федеральной  службы занятости» предусмотрено, что  указанная служба содействует гражданам  в поиске подходящей работы, осуществляет подбор работодателям необходимых  работников, оказывает бесплатные консультации и другие вопросы.

Кроме бесплатного содействия в  подборе подходящей работы. Существенное значение имеет и бесплатное обучение новой профессии, а также повышение  квалификации с выплатой стипендии. Весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляется  срочным трудовым договором.

Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной  профессиональной подготовки работников, имеющие специально полезную направленность. С лицами, желающими участвовать  в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор  на срок до шести месяцев.

§ 4.4.Порядок выплаты пособий по безработице.

Одной из важных социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу и заработок. Право на пособие по безработице выплачивается гражданину , который признан государственной службой занятости безработным и выплата начинается с момента признания его таковым.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки по  направлению органов службы занятости,  в том числе в период временной  нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

- возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства  по предложению органов службы  занятости.

Пособие безработным гражданам, уволенным  по любым основаниям, устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние  три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени.

Для определения размера пособия  имеет значение, за какой по счет месяц оно начисляется. Первые три  месяца пособие составляет 75%, следующие  четыре месяца – 60%, в дальнейшем 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы. Период выплаты пособия  не может превышать двенадцати месяцев  в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В соответствии с законодательством  о занятости населения выплата  пособия по безработице может  быть прекращена, приостановлена или  его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Тема 5. Социальное партнерство в сфере  труда.

§ 5. 1.Понятие, принципы и органы социального  партнерства.

Социальное партнерство в сфере  труда - это система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти ,органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных сними отношений.

Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут  заключаться следующие виды соглашения: генеральное (устанавливает общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне), региональное (устанавливает общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ), отраслевое или межотраслевое (определяет общие  условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений.

По договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 – 2007годы.

Состав участников соглашений зависит  от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:

при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;

при заключении регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и  их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнитель ной  власти субъекта РФ;

при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие профсоюзы  и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне);

при заключении территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и  их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Профсоюзы и иные уполномоченные работниками  представительные органы не вправе требовать  от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или  представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

§ 5.2.Понятие, виды и структура соглашений.

Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.               

 Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

•   оплата труда;

•   условия и охрана труда;

•   режимы труда и отдыха;

•   развитие социального партнерства;

•   иные вопросы, определенные сторонами соглашения.                  

 В зависимости от сферы  регулируемых социально-трудовых  отношений могут заключаться  следующие виды соглашения: генеральное  (устанавливает общие принципы  регулирования социально-трудовых  отношений на федеральном уровне), региональное (устанавливает общие  принципы регулирования социально-трудовых  отношений на уровне субъекта  РФ), отраслевое или межотраслевое  (определяет общие условия оплаты  труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений.

По договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004 годы.

Состав участников соглашений зависит  от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:

•    при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;

•    при заключении регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие профсоюзы  и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне);

•    при заключении территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Профсоюзы и иные уполномоченные работниками  представительные органы не вправе требовать  от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или  представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

Проект соглашения разрабатывается  в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключение определяет комиссия. Проект соглашения подписывается полномочными представителями участников соглашения.

Соглашения, требующие бюджетного финансирования, по общему правилу  заключаются и изменяются до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное и отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации  которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться до внесения проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Региональные и территориальные  соглашения заключаются до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

На основании ст. 48 ТК РФ срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. По взаимному согласию стороны вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

Действие соглашения распространяется:

на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих  представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить  его от их имени;

органы государственной власти и органы местного самоуправления в  пределах взятых ими на себя обязательств;

работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

В случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные  для них условия соглашений.

Соглашение распространяется на всех работодателей - членов объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Если работодатели в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в  федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого, предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений. Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению (ст. 48 ТК РФ).

Информация о работе Понятие трудового права