Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематическое изучение изменений, произошедших в государственном и общественной строе Рима в период республики. Изучение уклада жизни и истории Рима в разные периоды хотя и получило широкое освещение у многих ученых, однако эта тема остается актуальной для изучения и новых исследований благодаря своей широте и огромному значению для всемирной истории. Рассмотрение данной темы необходимо для обогащения знаний по истории Римского государства.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1-Переход к республике 6-7
Глава 2-Республиканский период 8-54
2.1.Общественный строй в период республики 8-14
2.1.1.Борьба патрициев и плебеев 15-20
2.2. Государственные строй республики. Изменения и нововведения 21-45
2.2.1. Сенат 25-30
2.2.2. Народные собрания 30-38
2.2.3. Магистратуры 38-44
2.2.4. Служители 44-45
2.3.Основные положения римского права 46-54
Глава 3.-Кризис и крах республиканского строя 55-61
Заключение 62-64
Список использованной литературы 65-67

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

        Во II – I вв. до н. э. рабы становятся многочисленным классом. Однако численность населения в древности, в том числе рабов, точно не известна. Американский историк У. Уестерман полагал, что соотношение между свободными и рабами 1:2 (33% рабов и 67% свободных) [12, c. 164-166]. Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результате своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий – часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результате своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Характерные черты колоната:

  1. колон жил на чужой земле и платил за нее ренту;
  2. он не имел права добровольно уйти от хозяина (прикрепление);
  3. он имел личную свободу, мог заключать брак, иметь семью, имущество (отдельную от хозяйской);
  4. он должен уважать своего хозяина и не подавать против него иски в суд;

      Выйти из состояния колона можно было только путем отпуска на волю хозяином.

      Из  рабского состояния вообще можно было выйти только законным способом или особо формальным отпуском на волю, или если господин при новом цензе вносил раба в него как самостоятельную персону, или путем завещания.

      В период империи морально и в правовом смысле положение раба улучшается.

      Колоны  были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую  зависимость от землевладельцев  и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и  рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемы период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения [12, с.166-168].

      По  статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов).

      Римского  гражданства можно было лишиться при утрате свободы (пленение на войне, продажа в рабство), в силу приговора  суда (наказание), в силу особо общественно  морального осуждения (когда происходило лишение права составить завещание, выдвигать иски в суде).

      К высшему сословию относят римскую  знать – нобилитет. Только они  могли занимать должности консулов. Также нобилитет претендовал  на политическое первенство, имел религиозное  влияние на граждан Рима и мог присваивать жреческие должности. Представители нобилитета возглавляли армию, управляли провинциями.

      Следующими  сословиями были политические и правовые сословия сенаторов и всадников, которые выделялись из-за своих богатств.

      Сенаторские полномочия можно было получить вследствие длительного исполнения обязанностей жреца, а также за счет наследства согласно имущественному цензу. Такое звание давало право присутствовать в Сенате и исполнять судейские обязанности в спорах между гражданами.

      Самым мобильным и экономически влиятельным слоем было сословие всадников. Они в основном занимались внешней торговлей, ростовщическими и финансовыми операциями (откуп налогов). Их привлекали на государственную и военную службу.

      Наиболее  многочисленную группу населения Римского государства составляли жители внеиталийских областей (перегринов) и стран, сохранивших автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации (справедливый союз). Жители этой категории сохраняли собственное гражданство и получали государственное покровительство Рима и правовую охрану. Они не пользовались никакими правами римских граждан, но имели общенародные права (участие в торговом обороте, заключение брака, возбуждение исков в суде).

      Помимо  собственно римского, существовала категория  латинского гражданства (латины). Ими обозначались жители центральной области вокруг Рима – Лациума, которые первыми признали над собой господство Рима и были на положении союзников. Это предоставляло им право участвовать в торговом и гражданском обороте, вступать в законный брак. Если они живут в Риме, то становятся полноправными гражданами, а также могут участвовать в народных собраниях.

      Также существовали жители областей или общин, враждебных и покоренных Риму с ликвидацией  у них политических и административных институтов. Они могли пользоваться судебной защитой.

      Вообще  положение иностранцев в Римском  государстве и в период республики, и в период империи было своеобразно. Если они не принадлежали к одной  из определенных правовых категорий (латинов, перегринов и др.), то в мирное время их рассматривали как «ничейную вещь», и любой мог захватить в свое распоряжение и личность, и собственность иностранца. В военное время положение ухудшалось: иностранцы становились врагами, и любой мог произвольно расправиться с ними, если они не вступали под покровительство римлянина.

      Основным  социальным делением в Риме стало  деление на свободных и рабов, то есть на неимущих и малоимущих (пролетарии). Свободных граждан характеризовало  осуществление коллективной собственности  на землю и рабов, принадлежащих государству. Они обладали всеми частными и гражданскими правами, но политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежало им всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имели возможности и избираться магистратами. На пролетариев возлагались воинская и другие общественные обязанности.

      Свободные в Риме делились на две социально-классовые  группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), бедноту (люмпен-пролетарии), которые составляли большинство общества.

      Люмпен-пролетариат  – это люди, обладающие правами  римского гражданина, то есть они могли  участвовать в выборах магистратов, в народных собраниях, но не имели  собственного хозяйства и не работали. Жило это сословие за счет подачек богатых людей, становясь их клиентами, поддерживая их кандидатов при голосовании и оказывая различные услуги. Люмпен-пролетариат не имел особых политических интересов и убеждений, он требовал «хлеба и зрелищ».

      Особое  сословие составляли вольноотпущенники (бывшие рабы, отпущенные на свободу  своими господами и обладавшие неполноправным гражданством). Им было предоставлено  право участвовать в центуриатных комициях. Конечно, они не избирались на должность магистратов и не имели прав на заключение законного брака.

      По  отношению к своему хозяину вольноотпущенники  должны были оказывать ему материальные услуги, сохранять почтение, не имели  права предъявлять иски на него. За нарушение этих обязанностей вольноотпущенник мог быть снова объявлен рабом.

      Еще одним неполноправным сословием  в Риме считались клиенты (по наследству, вынужденная мера). В клиенты попадали люди, которые не имели гражданских  прав: иностранцы, переселившиеся на постоянное жительство в Рим, отпущенные на свободу, незаконнорожденные дети, сыновья, вышедшие из-под власти отца и т.д. Так как в Риме все эти люди были бесправными, то есть беззащитными, то они принуждены были искать покровительства кого-нибудь из влиятельных граждан. Так возникли отношения патроната, или клиентелы.

      Лицо, оказавшее покровительство, называлось «патроном», тот, кто искал покровительства  – «клиентом». Клиент получал через  патрона землю, получал от него скот, пользовался защитой патрона  в суде. Клиент входил в род патрона, принимал участие в родовом культе и в куриатных собраниях. За это клиент обязан был служить в военном отряде патрона, выполнять в пользу патрона определенные работы, в некоторых случаях помогать ему деньгами, голосовать в куриях так, как уважает патрон, оказывать ему уважение и т.п.

      Отношение патрона были ранней формой эксплуатации экономически и социально слабых элементов римской общины элементами более сильными. В ранний период римской истории клиенты являлись большой группой, тесно примыкающей  к патрициату и служившей его главной социальной опорой.

      С наступлением эпохи христианства в  Римском обществе появляются разграничения  в правах граждан с различным  вероисповеданием. Язычники и евреи  не могли занимать общественные и  государственные должности, обладать рабами и вступать в законные браки. Еретики и вероотступники подлежали такими же ограничениями в своих правах.

      Римская община в начале республиканского периода  была одним из государственных образований  Апеннинского полуострова. Это было небольшое государство с единственным городом – центром политической и культурной жизни. Город был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость – убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Иноземцы и рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительная власть осуществлялась выборными магистратами.

      Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение, что формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Над гражданином не было давления бюрократии. Гражданин вместе со своими домочадцами и рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов. Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий.

      Кризис  полисно - общинных структур начался  с проникновения в среду гражданства  пришлых элементов, которые состояли внеобщинной политической и военной  организации. Развивающееся рабство  и социальное расслоение самого гражданства разлагали полисные порядки и учреждения. Начался отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

      Сложная социальная структура римского общества II – I вв. до н. э. породила запутанные отношения классовых и социальных противоречий этой эпохи. Общественные противоречия осложнялись борьбой разоряющегося крестьянства с землевладельцами, городского плебеса с магнатами, италиков и провинциалов с римским гражданством. Даже внутри римской знати не было единства. И эти многочисленные противоречия подрывали силу римского общества. 
 

      2.1.1.Борьба патрициев и плебеев

      Можно предположить, что традиция верно  передает основную линию развития внутренней истории. В согласии с традицией  мы может охарактеризовать эпоху  с конца VI до начала III в. До н.э. как время борьбы патрициев и плебеев. В « Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс определили эту борьбу как классовую. «Свободный и раб, - писали они, -патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу» [14, c.424]

      Многие  представители историографии стремятся  смягчить остроту этой борьбы, силясь доказать, что речь прежде всего  шла о доступе богатых плебеев  к власти, что это борьба между  патрицианскими и плебейскими родами, что примитивные отношения не могли еще приводить к острым социальным конфликтам. В действительности же в основе борьбы между патрициями и плебеями лежала борьба за землю. К. Маркс писал, что внутренняя история Рима до эпохи Августа «явно сводится к борьбе мелкой земельной собственности с крупной, разумеется, в этой специфической видоизмененной форме, которая обусловлена рабством» [15, c.368].  Уже на ранних ступенях развития в Риме имело место сосредоточение земли в руках патрициев, занимавшихся главным образом скотоводством, и недостаток земли у земледельцев – плебеев. В дальнейшем шел вопрос о разделе новых земель, захваченных Римом у соседей, о правилах распределения общественной земли (ager publicus). Естественным последствием малоземелья является рост задолженности плебса. История этого периода говорит о принятых под давлением плебса аграрных законах, а также о законах, ограничивающих ростовщичество. Вместе с тем идет борьба за расширение политических прав плебеев. Плебеи пользовались правами римского гражданства: они служили в войске, участвовали в народном собрании, но не могли быть выбраны в консулы и быть членами сената.

      Другие  ученые склоняются к мнению, что  неясные следы сословной борьбы можно констатировать уже в VI в. (реформа Сервия Туллия). После падения царской власти и образования патрицианской республики эта борьба должна была сильно обостриться. И если борьба против тирании этрусских завоевателей могла на какое-то время сплотить патрициев и плебеев, то теперь этот объединяющий момент исчез. Патриции открыто стояли у власти, и они не могли не использовать ее для своих узко сословных интересов. Именно теперь завершается начавшееся еще в царскую эпоху «замыкание» патрициата, окончательное превращение его из «римского народа» в привилегированную аристократическую группу [2, с.77].

Информация о работе Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики