Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью данной работы является систематическое изучение изменений, произошедших в государственном и общественной строе Рима в период республики. Изучение уклада жизни и истории Рима в разные периоды хотя и получило широкое освещение у многих ученых, однако эта тема остается актуальной для изучения и новых исследований благодаря своей широте и огромному значению для всемирной истории. Рассмотрение данной темы необходимо для обогащения знаний по истории Римского государства.
Введение 3-5
Глава 1-Переход к республике 6-7
Глава 2-Республиканский период 8-54
2.1.Общественный строй в период республики 8-14
2.1.1.Борьба патрициев и плебеев 15-20
2.2. Государственные строй республики. Изменения и нововведения 21-45
2.2.1. Сенат 25-30
2.2.2. Народные собрания 30-38
2.2.3. Магистратуры 38-44
2.2.4. Служители 44-45
2.3.Основные положения римского права 46-54
Глава 3.-Кризис и крах республиканского строя 55-61
Заключение 62-64
Список использованной литературы 65-67
Ординарные магистратуры. Первоначально два консула являлись единственными выборными магистратами, которым принадлежала вся полнота власти. После появления других выборных должностных лиц консулы остаются высшими магистратами, им принадлежит imperius majus, т.е. высшая гражданская власть, а во время войны они командуют армиями. По закону Летиция и Секстия (367 г.) один консул стал избираться из плебеев. Консулы выбирались центуриатными комициями. В знак высшей власти впереди консула шли 12 ликторов со связками из прутьев (fasces), в которые за городской чертой вкладывались топоры. Вне Рима консул имел неограниченные полномочия во всех отношениях, включая вопросы жизни и смерти римских граждан, между тем как в городе права консулов ограничивались определенными нормами [12 с.145-146].
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой – дела с участием иностранцев (претор Перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах – тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства») [13, c.130-134].
К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450–451 гг. до н.э.
В
период республики был установлен общий
порядок избрания в магистраты. Для
граждан определялся
Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская армия. Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.
В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46 лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службы продлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоко наказуемо, вплоть до продажи в рабство.
В период республики в Риме имело большое значение народное ополчение. Оно состояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч). Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воинов обучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалось жестокой воинской дисциплиной. Большую часть армии теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения. Армия профессионализировалась, становилась самостоятельной деклассированной политической силой и стала постоянной.
Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С 405 года до н. э. в армии появились добровольцы, которым государство стало платить жалование и выдавать вооружение. Ветераны же могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии.
Бой, как правило, начинался легковооруженными пехотинцами, метавшими дротики в неприятеля и отходившими на фланги, на которых располагалась конница. После этого вступали в бой гастаты, за ними – принципы. Оружием служили мечи, копья и дротики, для защиты от врагов пользовались щитами, надевали на себя панцирь и шлем.
Большую роль играли римские укрепленные лагеря, создававшиеся по определенному плану. Они служили для ночлега или для убежища в случае отступления, а также являлись опорным пунктом во всех военных операциях [1, c.131].
Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул повелителя – императора. А по возвращению в Рим победителей обычно ждал особо организованный праздник – триумф (воздвигались триумфальные ворота для прохождения армии). В III в. до н.э. в связи с реорганизацией центуриатного собрания число центурий возросло. На их базе формировалось до 20 легионов. Появляются, кроме того, легионы от союзников, организованных Римом муниципий и присоединенных к нему провинций. Во II в. до н.э. они составляли уже до двух третей римской армии. В это же время понижается имущественный ценз, с которым была связана военная обязанность.
Длительность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов – крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.
Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии – большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, – крупной политической фигурой.
Военная
организация Рима сыграла очень
большую роль в его истории. Уже
само создание центуриатных собраний,
составлявших из вооруженных воинов,
означало признание роли военной
силы в возникшем государстве. Громадное
расширение его пределов, достигнутое
вооруженным путем, свидетельствовало
как о роли армии, так и о росте ее политического
значения. Да и сама судьба республики
оказалась во многом в руках армии.
2.2.4.Служители
При каждом магистрате была канцелярия, состоявшая из служителей; писцов, ликторов, посыльных глашатаев и прочих. Они обычно были из вольноотпущенных и состояли на жалованье. Под начальством магистратов находились также государственные рабы, которые выполняли обязанности тюремщиков, служителей при храмах, а также употреблялись в общественных работах.
Конституция Римской республики, римского города – государства, сложившаяся в результате борьбы патрициев с плебеями и победы последних, заключала в себе много недемократических элементов: расчлененность народного собрания, система ценза, примитивная структура комиций, огромные полномочия сената, неоплачиваемость магистратур и прочее. По сравнению с демократической конституцией рабовладельческих Афин середины V века до н.э. римская конституция даже формально сохраняла ряд олигархических моментов, которые удержались в ней почти до самого конца республики. Еще яснее этот олигархический характер выступал в конституционной практике.
Такой консерватизм римского государственного строя по сравнению с рабовладельческими демократиями объясняется рядом причин. Основную причину нужно искать в аграрном характере хозяйства Италии, и отсутствии в ней достаточных предпосылок для развития простого товарного производства до той ступени, которой оно достигло в наиболее развитых полисах Греции. Это обусловило недостаточный рост торгово-ремесленных элементов города и преобладание в Италии почти на всем протяжении ее истории сельскохозяйственных групп населения.
В ранней истории Рима основой демократии являлось крестьянство, малоорганизованное и, как указывалось выше, легко доступное влиянию реакционных элементов. Городская демократия была развита недостаточно для того, чтобы руководить крестьянством. Вот почему победа плебеев не привела к полной демократизации политического строя и закончилась компромиссом – объединением верхушек плебса и патрициата и созданием новой олигархии нобилей.
Позднее,
в период расцвета рабовладельческих
отношений и образования в
Римской средиземноморской
2.3. Основные положения римского права
Изменения в общественном и государственном строе в Риме в период республики наложили свой отпечаток и на правовую систему общества, начали виднеться зачатки демократии.
Традиция рассказывает, что шестой Рекс, Сервий Туллий, провел важную реформу: вместо трех родовых триб было введено деление на территориальные трибы, которые стали административными единицами формирующего Римского государства. Был установлен имущественный ценз, согласно которому все население Рима – и патриции, и плебеи – было разделено на пять имущественных разрядов. Принадлежность к тому или иному разряду определяла военные обязанности гражданина: службу в тяжелой или легкой пехоте, в коннице, место в строю. Бедняки («пролетарии» по римской терминологии) к военной службе не допускались.
Хотя детали реформы Сервия Туллия спорны, однако мы должны признать историческую достоверность факта крупной реформы или ряда реформ, начало которых падает на VI в. до н.э
В первые десятилетия существования трибунов положение в римском обществе нельзя назвать иначе как состоянием узаконенной анархии и междоусобия. Две организованные партии стояли друг против друга, и одна стремилась к ограничению консульской власти и расширению трибунской, другая – к уничтожению трибуната. Трибуны прекращали всякую законную юрисдикцию, их противники прибегали к подкупам, убийствам, на улицах не раз доходило до вооруженных столкновений. На почве этой борьбы разыгрались: сильно украшенная легендами история Кориолана (491), попытка Аппия Гердония с шайкою сообщников овладеть Капитолием (460), преобладание в администрации рода Фабиев (485-479) и истребление почти всех его представителей на берегах реки Кремеры (477), наконец, тайное убиение трибуна Гнея Генуция накануне назначенного им суда над обоими консулами (473).
Информация о работе Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики