Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематическое изучение изменений, произошедших в государственном и общественной строе Рима в период республики. Изучение уклада жизни и истории Рима в разные периоды хотя и получило широкое освещение у многих ученых, однако эта тема остается актуальной для изучения и новых исследований благодаря своей широте и огромному значению для всемирной истории. Рассмотрение данной темы необходимо для обогащения знаний по истории Римского государства.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1-Переход к республике 6-7
Глава 2-Республиканский период 8-54
2.1.Общественный строй в период республики 8-14
2.1.1.Борьба патрициев и плебеев 15-20
2.2. Государственные строй республики. Изменения и нововведения 21-45
2.2.1. Сенат 25-30
2.2.2. Народные собрания 30-38
2.2.3. Магистратуры 38-44
2.2.4. Служители 44-45
2.3.Основные положения римского права 46-54
Глава 3.-Кризис и крах республиканского строя 55-61
Заключение 62-64
Список использованной литературы 65-67

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

      К этим недемократическим моментам в  организации народных собраний нужно  прибавить, что центуриатные комиции  были основаны на цензовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в.. перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31 голос сельских триб всегда превалировал над 4 голосами городских, что вело к преобладанию в политической жизни консервативного деревенского населения, к тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию реакционной земельной знати [2, c.107-109].

      В Римской республике существовали три  вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

      Самыми  древними на них были куриатные комиции, когда-то единственный вид народных собраний патрициев. О том, какие именно дела рассматривали куриатные комиции, можно судить по их истории в республиканское время. Вероятно, это были, так сказать, регистрация рождения, смерти, браков, принятие в гентильную организацию чужаков. Но все это предположения. С большей долей основания предполагают, что комициям подлежали дела типа gentis enuptio, т.е. выход из рода в связи с замужеством, и типа detestation sacrorum, т.е. отказ от родовых святынь в связи с переходом в другой род. Действительно, и Авл Гелий (XV, 27), и Сервий (Aen. II, 156) дают возможность так считать [19, c.152]. Каким образом технически проходило голосование, из-за отсутствия источников точно сказать невозможно. Ясно лишь, что каждая курия имела один голос, поскольку позднее, в конце Республики, когда куриатные комиции и их постановления превратились в пустую формальность, решения по некоторым делам принимались не собраниями курий, а собранием 30 ликторов, представлящих их, о чем упомянул Цицерон (leg. agr., II, 12, 31). Какой-то свет на поставленный вопрос может бросить термин « suffragium ». В Манино обратил внимание на общепринятую этимологию слова – от fragor, шум, громкие рукоплескания. Но он привлек ее для доказательства того, что Плутарх, сообщая о прибытии Нумы в Рим уже в качестве правителя и о последующем голосовании за него народа, спутал это последнее с простым проявлением радости со стороны народа, с громким выражением одобрения того, что Нума стал царем. Не возражая против вывода Манино, отметим, что и этимология suffragium, и эпизод, приведенный Плутархом, позволяют высказаться в пользу того, что голосование в комициях могло производиться с помощью крика, т.е. тем способом, который бытовал в классической Спарте и который Аристотель называл «детским». Вместе с тем Ливий (I, 43, 10) говорит, что при Ромуле и следующих царях голоса подавались viritium. Быть может, это следует расценивать как указание на изменение формы голосования, на появление большей организованности собраний [7, с.235-236].

      В республиканский период куриатные  комиции могли собираться консулом, интеррексом, претором или трибуном. В день собрания, которое обычно происходило на форуме, производились  специальные жертвоприношения и совершались определенные моления, а потом магистрат ставил на голосование предложенный вопрос. Никакого обсуждения вопроса не происходило, и требовался лишь ответ – "да" или "нет". Число поданных голосов равнялось 30 – по числу курий. Также насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов – авгуров. Из политических вопросов за куриатными комициями сохранилось полномочие на делегацию власти избранным другими собраниями магистратам в виде специального закона. Такое полномочие давало магистрату право совершать ауспиции, т.е. сноситься с богами от имени народа.

      Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

      Так как центуриатные комиции были собранием  воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города (померия), на Марсовом поле. Сходка комиций собиралась за стенами города во главе с одним из высших магистратов.

      Правом  участия в таких собраниях  обладали самостоятельные граждане Рима, прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий. Сначала ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободного происхождения, потом в центурии были допущены вольноотпущенники. А затем ценз исчислялся уже и на основании движимого имущества, в комиции были тем самым расписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы и др.; усилены были и позиции вообще богатых слоев.

        В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие империем: консулы, преторы, диктаторы, интеррексы. До закона Гортензия 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этой даты этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер, законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших должностных лиц – консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или изгнание.Также до закона Луция Апулея Сатурнина (Lex Appuleia de majestate) были основным органом по делам о государственной измене. [20]

      Трибутные комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как для участия в них не требовалось ценза. В первые десятилетия существования трибунов положение в римском обществе нельзя назвать иначе как состоянием узаконенной анархии и междоусобия. Две организованные партии стояли друг против друга, и одна стремилась к ограничению консульской власти и расширению трибунской, другая – к уничтожению трибуната. Трибуны прекращали всякую законную юрисдикцию, их противники прибегали к подкупам, убийствам, на улицах не раз доходило до вооруженных столкновений. На почве этой борьбы разыгрались: сильно украшенная легендами история Кориолана (491), попытка Аппия Гердония с шайкою сообщников овладеть Капитолием (460), преобладание в администрации рода Фабиев (485-479) и истребление почти всех его представителей на берегах реки Кремеры (477), наконец, тайное убиение трибуна Гнея Генуция накануне назначенного им суда над обоими консулами (473).

      В результате совершавшейся борьбы явились  так называемые Публиевские законы (471), в силу которых старое голосование  по куриям, где аристократы могли  оказывать влияние через своих  вольноотпущенников, было заменено голосованием по вновь учрежденным округам – трибам, которых было установлено теперь 21. В трибах голосовали одинаково все граждане – и патриции, и плебеи, вольноотпущенники же были из триб исключены, а это значительно ослабило влияние аристократии; вместе с тем решения этих плебейских сходок были признаны наравне с голосованием по центуриям за решения всей общины [6, Кн.2 Гл.1].

      Существовало  три вида трибутных комиций:

  1. Consilia plebis tributa — чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления concilia plebis tributa назывались лат. plebiscita (плебисцит). По законам 449 г. до н. э. (Закон Валерия и Горация), 339 г. до н. э. (Закон Публия Филона) и 287 г. до н. э. (Закон Гортензия) плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев. Concilia plebis tributa стали собственно полноправным видом народных собраний с 471 г. до н. э., когда стали избирать плебейских трибунов. На этих комициях избирались и плебейские эдилы.
  2. Comitia tributa — патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления comitia tributa назывались лат. populuscita или лат. leges — законы. В comitia tributa избирали квесторов и курульных эдилов. Обладали эти собрания и судебной властью — в них рассматривались дела, влекшие за собой штраф.
  3. Contio — сходка. Это было просто собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На сходках заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальны — институт contio был широко распространен в римской императорской армии и зачастую именно на таких армейских собраниях в эпоху Империи императоры обретали легитимность.

      Голосование в трибутных комициях было таким  же, как и в куриатных или  центуриатных. Созывать комиции могли  только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — лат. dies comitales, такими днями считались дни перед календами и большинство из дней, предшествовавшие идам.

      Собрание  начиналось (кроме consilia plebis tributa) с ауспиций, после чего объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым. Со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным (Закон Габиния 139 г. до н. э. — для выборов, закон Папирия 131 г до н. э. — для законов). При письменном голосовании на табличках писалось «UR» (лат. uti rogas — «так, как ты предлагаешь» — формула согласия) или «А» (лат. antiquo — «отклоняю», знак несогласия), а на выборах — имена кандидатов.

        При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений (которые назывались «оградами» или «загонами»). Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то (из-за ограниченности пространства) устанавливалась очередность голосования триб в одном «загоне». Сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб (общее их количество — 35, 4 городских и 31 сельская). После того, как «за» или «против» набиралось больше 18, голосование прекращалось [21, c.208-227].

      После 287 г. к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц; народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан.

      Институт  плебейских трибунов оказал большое  влияние на формирование и развитие системы органов государственной  власти. Так, например, в результате борьбы плебеев за доступ к римским  магистратурам появились военные  трибуны с консульской властью, цензоры. Кроме того, результатом этой борьбы была и демократизация системы магистратур, которые в конечном итоге стали доступны плебеям [5, c.77]. 
 

      2.2.3.Магистратуры

      Магистратуры  являлись нововведением Римской  республики, именно в системе магистратур  отразились наиболее специфические черты республиканского строя. Особенностями магистратской власти явились срочность, выборность, коллегиальность, ответственность, право интерцессии, разделение магистратских функций на городские и военные. Возникновение выборных магистратов тесно связано с избранием военачальников. Срочность и коллегиальность магистратских полномочий объясняется фактическими условиями, связанными с потребностями армейской жизни [5, c.28].

      Система магистратур зависела от выбранного критерия классификации магистратур: патрицианские и плебейские, имеющие imperium (диктатура, консулат, претура) и не имеющие его (цензура, квестура, эдилитет), курульные магистраты (диктаторы, консулы, цензоры, курульные эдилы) и некурульные магистраты, гражданские магистраты (цензоры, эдилы), военные (диктаторы), и магистраты, сочетающие военные и гражданские полномочия (консулы, преторы, квесторы, а затем и диктаторы), ординарные магистратуры (квестура, эдилитет, претура, консульство, цензура) и экстраординарные (интеррегнум, диктатура), магистраты maiores (те, которые избирались в центуриатных комициях, а также те должности, которые давали доступ в сенат) и minores (каждая нижестоящая магистратура называлась таким термином, а также к ним относились те магистраты, которые избирались в трибутных комициях) [10, с.282-283].

      Магистрат, как показывает само слово (magister – начальник), стоит над народом, вместе с народом он является носителем государственного «величия». Оскорбление его приравнивается к оскорблению величия римского народа. Во время пребывания на своей должности магистрат не может быть привлечен к ответственности и не может быть смещен. Исполнение обязанностей магистрата – не служба, а honor – честь, почет. Все магистратуры были безвозмездными, выборными, срочными (кроме цензора, все ординарные магистраты избирались на один год), кроме диктатуры, все были коллегиальными. Общее понятие власти обозначалось термином potestas; высшая же власть, включающая верховное командование армией, высшую гражданскую власть, а также определенные религиозные функции (право ауспиций), носила название imperium. Кандидат на должность был обязан публично доказать, что он является римским гражданином [11, c.217].

      Как и в Древних Афинах, в Риме сложились  определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Информация о работе Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики