Государственный строй Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание

цель работы – изучить государственный строй Украины
На основании сформулированной цели предстоит решить следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия и принципы конституционного строя Украины;
• выявить особенности административно-территориального устройства как составной части государственного строя;
• охарактеризовать органы местного самоуправления.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ..................................................3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4–5
РАЗДЕЛ І. Государственное устройство Украины ………………………..7–16
1.1. Понятие и принципы конституционного строя Украины …………….7–13
1.2. Конституционные (юридические) признаки унитарного государства…………………………………………………………………...13–16
1.3. Выводы к разделу…………………………………………………………...16
РАЗДЕЛ ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя ……………………………………………..17– 23
2.1.Характерные особенности административно-территориального устройства Украины ……………………………………………………...17–20
2.2. АРК, региональные и местные органы государственной власти …...21–23
2.3. Выводы к разделу…………………………………………………...............23
РАЗДЕЛ ІІІ. Органы местного самоуправления………………………....24–34
3.1.Роль местного самоуправления в политической системе Украины… 24–28
3.2.Местное самоуправление и государственная власть………………… 28–30
3.3.Децентрализация власти как один из принципов местного самоуправления…………………………………………………………… 30–34
3.3. Выводы к разделу…………………………………………………………..34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………35–36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................37–38

Работа состоит из  1 файл

К. Р. государст. устрой. Укр..doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, национально-государственное устройство можно определить как форму государственной организации наций, а также как форму государственного, политического существования наций, ее самоопределение.

      Конституционный строй – это воплощение в жизнь предписаний конституции. Принципы (фундаментальные основы) конституционного строя закреплены в разделе I Конституции Украины.

      К принципам конституционного строя  Украины относят:

  1. суверенность. Украина является независимым государством, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть Украинского государства распространяется на всю его территорию;
  2. демократизм. Демократия – это правление, сформированное и действующее по воле народа. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления;
  3. гуманизм. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, развитию всех коренных народов и национальных меньшинств;
  4. социальность. Конституция провозглашает Украину социальным государством. Сущность данного принципа состоит в том, что государство оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования: инвалидам, сиротам, безработным и т.д.;
  5. верховенство права. Сущность данного принципа состоит, во-первых, в признании приоритета права перед иными социальными нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед государством, в-третьих, в подчинении государства общепризнанным нормам международного права. Составным элементом принципа верховенства права является утверждение верховенства Конституции Украины в системе нормативно-правовых актов;
  6. плюрализм. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Сущность данного принципа состоит в том, что, во-первых, в Украине могут существовать различные формы собственности и различные виды предпринимательства. Во-вторых, в Украине существует многопартийность. В-третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий. Государство гарантирует равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свободу идеологического выбора и политической деятельности;

      7) разделение властей. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти обязаны действовать в строгом соответствии с Конституцией и законами Украины;

      8) республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления в Украине, что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма;

  1. унитаризм. Конституция закрепляет унитарную форму государственного устройства Украины;
  2. разграничение государства и местного самоуправления. В Украине признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от государства решать вопросы местного значения.6

      Таким образом, Украинское государство защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность. Этот институт конституционного права имеет особый уровень защиты: внесение изменений в раздел I Конституции Украины возможно только в случае одобрения их всеукраинским референдумом.

      В настоящее время Украина находится  только в начале пути утверждения  конституционного строя. Ведь конституционный строй не сводится к существованию демократической конституции, а становится реальностью только тогда, когда конституция соблюдается в данном обществе. 

      1.2. Конституционные  (юридические) признаки  унитарного государства

      Форма государства  – это организация и устройство государственной власти, имеющая три компонента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.

      Конституция Украины закрепила в нашей  стране республиканскую форму правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти и главой государства таковы, что Украину можно определить как смешанную (парламентско-президентскую) республику. Иначе говоря, форма государственного правления в Украине сочетает черты парламентской и президентской республик. Так, главой государства является Президент Украины, избираемый всенародным голосованием на пятилетний срок (порядок замещения президентского поста соответствует президентской республике). В то же время Президент Украины не возглавляет исполнительную власть. Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины. Глава правительства – Премьер-министр – назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады. Кабинет Министров ответственен перед Президентом, но подконтролен и подотчетен Верховной Раде. Эти черты государственного строя Украины сходны с парламентской республикой.7

      По  форме государственного устройства Украина является унитарным государством, в состав которого наряду с основными административно-территориальными единицами (область, город, район, поселок, село) входит Автономная Республика Крым.

      Основными признаками этой формы государственного устройства является:

      Украина имеет собственную территорию, которая  есть единой, неделимой, неприкосновенной и целостной (ст. 2 Конституции);

      Украина имеет свои государственные границы, изменение которых, как и изменение  территории Украины, без согласия народа Украины не разрешается (ч. 3 ст. 3 и ст. 17 Конституции);

      Украина, как независимое государство  разрабатывает и принимает свою Конституцию (Преамбула Конституции);

      Украина имеет собственную систему законодательства, на ее территории обеспечивается верховенство права (ст. 8 Конституции);

      Украина имеет собственные законодательные, исполнительные и судебные органы (ст. 6 Конституции);

      В Украине существует единое гражданство (ст. 4 Конституции);

      В Украине признается и гарантируется  местное самоуправление (ст. 7 Конституции);

      государственным языком Украины есть украинский язык (ст. 10 Конституции);

      Украина имеет собственные государственные  символы (ст. 20 Конституции).8

      Ведению Украины подлежит определение областного, районного деления и решение  других вопросов административно-территориального устройства.

      Украина как независимое суверенное унитарное  государство прошло сложный путь от существования ее в составе  Федерации (СССР) к образованию собственного унитарного государства.

      Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова «unus», что значит один, единый. Унитарная – это слитное государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, и состоит, как правило, из административно-территориальных единиц. Унитарные государства бывают двух видов: простые и сложные. Простые составляются только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия др.), сложные имеют в своем составе те или другие формы автономии (Италия, Филиппины, Никарагуа и др.).

      Унитарное государство – наиболее централизованная форма государственного устройства. В нем властвуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти (один парламент, один правительство, один верховный суд), как правило, функционирует одна валютная система, одна армия и т.п.

      Государство обычно считается унитарным, если ни одна из частей его территории не наделенная статусом государственного образования.

      Государство устанавливает правовой режим собственной  территории, решает вопрос административно-территориального устройства с целью объединения государственного правления с соответственно организованным населением и т.п..9

      Таким образом, конституционный порядок Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

      Государственная власть в Украине осуществляется на демократических началах, что является конституционной гарантией демократического режима. 

      1.3. Выводы к разделу

      Государственное устройство Украины – это ее территориальная организация, которая характеризуется определенной формой конституционно-правовых отношений между государством в целом и ее составными частями.

      Государственное устройство Украины включает состав:

      а)  форму государства и его конституционное  закрепление;

      б)  характеристику Украины как демократического государства;

      в)  определение Украины как суверенного  независимого государства;

      г) конституционное закрепление Украины  как правового государства;

      д) характеристику Украины как социального  государства.

      В соответствии с Конституцией Украина является унитарным государством, в состав которого входит автономное образование – Автономная Республика Крым.

      Таким образом, основными чертами унитарного государства является:

      -  территория такого государства,  которое представляет собой единое  целое, которое делится на административно-территориальные единицы;

      -  принимается и действует одна  Конституция;

      -  существует единое гражданство;

      - наличие единых законодательных, исполнительных и судебных органов. 
 
 
 
 
 

      РАЗДЕЛ  ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя

      2.1.Характерные  особенности административно-территориального устройства Украины

      Административно-территориальное устройство – это организация государственной территории через деление на отделенные административно-территориальные единицы. Назначением соответствующего деления территории государства является, прежде всего, осуществление исполнительной власти и функционирование местного самоуправления. Органы, локализованные административно-территориальным устройством, обобщенно определяют как местные.

      Административно-территориальное  устройство играет важную роль относительно правотворческой деятельности местных органов, именно действие их актов имеет  соответственно ограничения.  Обычным является практика принятия отдельных актов главой государства, парламентом или правительством, реализация которых порождает правоотношения в пределах административно-территориальных единиц одного уровня или даже в пределах конкретных единиц.

      Административно-территориальное  устройство обеспечивает потребности голосования на выборах и референдумах. Через внедрение административно-территориального устройства происходит приближение власти к населению, создавая возможности для реального участия граждан и для реализации принципа народного суверенитета.10

      С административно-территориальным устройством связанна организация политической системы общества, в частности таких ее элементов, как политические партии.

      Особенности административно-территориального устройства отображают действие разных факторов, в частности исторические тенденции развития общества и государства, содержание и характер социально-экономических отношений, географических свойств отдельных регионов, национального состав населения и т.п..

Информация о работе Государственный строй Украины