Государственный строй Украины

Дата добавления: 09 Декабря 2011 в 12:39
Автор работы: k**********@yandex.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (42.11 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

К. Р. государст. устрой. Укр..doc

  —  190.00 Кб

      Элементами  административно-территориального устройства являются его единицы. Административно-территориальная единица – это выделенная в пределах государства часть территории, в пределах которой существует организованное осуществление собственных функций.

      Административно-территориальная  единица может быть определена и как пространство относительно организации и деятельности местных органов власти. Вместе с тем она является субъектом управления со стороны этих органов. Правовая регламентация административно-территориального устройства охватывает не только определение соответствующих единиц, а и порядок их образования, изменения границ и т.п.. По общему правилу решения этих вопросов отнесены  полномочий парламента.

      Каждое  государство характеризуется определенной формой, т.е. отличительными от других государств способами организации и осуществление политической власти. В Конституции Украины закрепленные нормы характеризуют форму государственного правления, государственного устройства и политического режима.11

      Украина является унитарным государством. Административно-территориальными единицами Украины выступают область, район, город, поселок и сельсовет. Особый статус имеет Автономная Республика Крым, которая является неотъемлемой составной частью Украины, о пределах полномочий которой определенны Конституцией Украины.

      В состав Украины входят Автономно  республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь.

      Города  Киев и Севастополь имеют специальный  статус, который определяется соответствующими законами Украины. А именно, статус Киева определен Законом Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве» от 15 января 1999 г.

      По  государственному режиму Украина является демократическим, социальным, правовым государством. Конституционный строй  Украины строится по принципу приоритета прав и свобод человека и гражданина.

      Государственная власть в Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

      По  Конституции Украины 1996 г. единственным органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада.

      Конституционный состав Верховной Рады насчитывает 450 народных депутатов Украины, которые  избираются на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  путем тайного голосования сроком на четыре года. Выборы в Верховную Раду осуществляются на основании Закона «О выборах народных депутатов Украины» от 18 октября 2001 г. Верховная Рада правомочна рассматривать и решать любые вопросы, не отнесенные к компетенции органов исполнительной или судебной власти.

      Порядок работы Верховной Рады Украины определяется ее Регламентом, принятым 27 июля 1994 г. Верховная Рада Украины работает сессионно.12

      Верховная Рада избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, который  ведет заседание парламента; организовывает подготовку вопросов для рассмотрения на заседаниях Верховной Рады Украины; подписывает акты, принятые Верховной Радой; представляет Верховную Раду Украины в соотношении с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств; организовывает работу аппарата Верховной Рады Украины.

      Верховная Рада Украины утверждает перечень комитетов, которые осуществляют законопроектную  работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, выносящиеся на рассмотрение Верховной Рады.

      Полномочия  Верховной Рады определены Конституцией Украины (ст. 85). Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава.

      Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

      Президент Украины является звеном, которое  связывает законодательную и  исполнительную власть.

      Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения.

      Высшим  органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины. Он ответственен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. Возглавляет Кабинет Министров Премьер-министр Украины.

      Полномочия  Кабинета Министров предусмотрены  Конституцией Украины (ст. 116). Кабинет  Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления, которые являются обязательным для  выполнения. Согласно Конституции Кабинет Министров Украины объединяет и направляет работу министерств и других центральных органов исполнительной власти. 13

      Таким образом, государственная власть в Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

      2.2. Автономная Республика Крым, региональные и местные органы государственной власти

      Особое  место в процессе становления  государственно-территориального устройства независимой Украины принадлежит  законодательному урегулированию взаимоотношений между центральными органами государственной власти и органами управления Автономной Республики Крым, которая была образована на базе Крымской области в период между провозглашением Декларации о государственном суверенитете Украины и получением ею независимости - в ответ на требование ЦК КПСС, обеспокоенного независимыми тенденциями в Украине.

        После провозглашения Украины  независимым государством в отношениях  центра и Крымской автономии возник ряд политико-правовых проблем, которые усиливались нагнетанием в Крыму антиукраинских расположений духа. Радикальные представители русской общины выступали за восстановление СССР или за присоединение Крыма к России, которое противоречило суверенитету Украины, угрожало ее территориальной целостности.

      Постепенно  эти проблемы были разрешимы путем  внесения изменений и дополнений в Конституцию Украины, принятие Верховной Радой Украины законов  «Об Автономной Республике Крым», «О размежевании полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым» и особенно - принятие новой Конституции Украины 1996 г.14

      В Конституции Украины Автономной Республики Крым посвящено отдельный десятый раздел. Ее статус определен как административная автономия, которая является неотъемлемой составной частью Украины. Республике предоставленные широкие полномочия в вопросах организации и деятельности органов власти и местного самоуправления, принятие нормативно-правовых актов, которые не противоречат законам Украины, права собственности на объекты, которые ей принадлежат.

      АР  Крым осуществляет распорядительные и  контрольные полномочия в разработке и реализации программ экономического, социального и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды; создание и  функционирование свободных экономических зон согласно  законодательству Украины.

      История Крыма в советские времена  была такой. В 1921 г. в составе РФСР была создана национальная автономия - Крымская АССР как результат самоопределения  крымскотатарского народа. После  окончания Второй мировой войны и выселения с полуострова крымских татар сталинским режимом (за сотрудничество с немецкой оккупационной властью), республика преобразована на область. В 1954 г. Президиум Верховной Рады СССР утвердила представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области в состав Украины - «с 300-летием воссоединения Украины с Россией, учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и УССР».15

      К полномочиям Автономной Республики Крым отнесенные также вопроса реализации государственной политики в области образования, культуры, развития языка и национальных традиций, здравоохранения, спорта и т.п..

      Таким образом, одним из звеньев административно-территориальной системы Украины есть Автономная Республика Крым.

      Ст.134 Конституции Украины определяет АРК как неотъемлемую часть Украины, которая решает вопрос, отнесенные  ее ведения, строго в пределах определяемых Конституцией Украины полномочий.

      Раздел X Конституции Украины определяет политико-правовой статус Автономной Республики Крым, при этом, подчеркивая в ст. 134, что АРК является неотъемлемой составной частью Украины. 

      2.3. Выводы к разделу

      Административно-территориальное устройство – это организация государственной территории через деление на отделенные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное устройство играет важную роль относительно правотворческой деятельности местных органов.

      Украина является унитарным государством. Административно-территориальными единицами Украины выступают область, район, город, поселок и сельсовет. Особый статус имеет Автономная Республика Крым, которая является неотъемлемой составной частью Украины, о пределах полномочий которой определенны Конституцией Украины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РАЗДЕЛ  ІІІ. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

      3.1. Роль местного  самоуправления в  политической системе  Украины

      Местное самоуправление можно определить как  одну из внедряемых в Украине форм народовластия. Согласно  Конституции  Украины (ст. 140), самоуправление «является правом территориальной общины - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопрос местного значения в пределах Конституции и законов Украины». Ему присущие такие черты, закрепленные законом «О местном самоуправлении в Украине»16:

      - местное самоуправление действует  в порядке и границах, определенных  верховной властью; 

      - его органы придерживаются определенного законодательством размежевания сфер компетенции;

      - для осуществления задач, которые стоят перед самоуправляющимися органами, они имеют самостоятельные источники финансирования; они формируются с соблюдением принципа выборности.

      Как форма народовластия местное  самоуправление дает возможность территориальным  общинам (местным сообществам) самостоятельно и под свою ответственность, с использованием собственных материальных и финансовых ресурсов, непосредственно и через органы местного самоуправления решать вопрос, которые касаются общих интересов членов территориальных общин.

      Система местного самоуправления в Украине включает: сельские, поселковые, городские Совета и их органы (исполнительные комитеты, комиссии и т.п.); другие формы самоорганизации граждан (общественные комитеты и советы микрорайонов, жилых коллективов, домовые, уличные, участковые комитеты); разные формы непосредственного волеизъявления граждан (местные референдумы, собрание и ступеньки граждан).

      Органы  местного самоуправления управляют  имуществом, которое имеется в коммунальной собственности, устанавливают местные налоги и сборы, образовывают, реорганизовывают и ликвидируют коммунальные предприятия, утверждают и реализовывают программы социально-экономического и культурного развития и бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц. Органам местного самоуправления законом могут предоставляться отдельные полномочия органов исполнительной власти. Осуществление этих полномочий финансируется из государственного бюджета или путем отнесения в местный бюджет отдельных общечеловеческих налогов.

Описание
цель работы – изучить государственный строй Украины
На основании сформулированной цели предстоит решить следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия и принципы конституционного строя Украины;
• выявить особенности административно-территориального устройства как составной части государственного строя;
• охарактеризовать органы местного самоуправления.
Содержание
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ..................................................3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4–5
РАЗДЕЛ І. Государственное устройство Украины ………………………..7–16
1.1. Понятие и принципы конституционного строя Украины …………….7–13
1.2. Конституционные (юридические) признаки унитарного государства…………………………………………………………………...13–16
1.3. Выводы к разделу…………………………………………………………...16
РАЗДЕЛ ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя ……………………………………………..17– 23
2.1.Характерные особенности административно-территориального устройства Украины ……………………………………………………...17–20
2.2. АРК, региональные и местные органы государственной власти …...21–23
2.3. Выводы к разделу…………………………………………………...............23
РАЗДЕЛ ІІІ. Органы местного самоуправления………………………....24–34
3.1.Роль местного самоуправления в политической системе Украины… 24–28
3.2.Местное самоуправление и государственная власть………………… 28–30
3.3.Децентрализация власти как один из принципов местного самоуправления…………………………………………………………… 30–34
3.3. Выводы к разделу…………………………………………………………..34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………35–36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................37–38