Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:42, дипломная работа

Описание

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров; один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Рентабельность – прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Обычно характеризуется отношением прибыли к себестоимости продукции или капиталу компании.
Целью дипломной работы является проведение анализа прибыли и рентабельности ООО «Брянконфи-Трейд».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….....5
1.1 Экономическое содержание прибыли и рентабельности………………..…5
1.2 Нормативноправовая и информационная база для проведения анализа прибыли и рентабельности….……………….....…………………….….…..19
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности……………………….…....24
2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «БРЯНКОНФИ-ТРЕЙД»……………...…………………………………………..…………....30
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия………………………………………………………….……….30
2.2 Анализ финансового состояния предприятия…………………….………..37
2.3 Анализ формирования и использования прибыли предприятия…...……..44
2.4 Анализ рентабельности предприятия……………………….……………....55
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «БРЯНКОНФИ-ТРЕЙД».……..…………......60
3.1Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия..………....…..60
3.2 Оценка эффективности мероприятий…………………….………………...62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…...73
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….………....77

Работа состоит из  1 файл

ДР анализПрибыли.doc

— 762.00 Кб (Скачать документ)
  • в числителе – прибыль от продаж, чистая прибыль,
  • в знаменателе – выручка от продаж, полная себестоимость продаж, средняя стоимость активов (имущества) организации, средняя сумма собственного капитала организации, сумма уставного капитала, средняя стоимость основных фондов, средняя стоимость оборотных активов, средняя стоимость производственных фондов и др. [40, С. 277]

     Рентабельность  понимается в двух весьма близких  значениях:

     а) как синоним прибыльности (бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль);

     б) как способность генерировать прибыль  в контексте использованных или  потраченных ресурсов.

     Поэтому прибыль – показатель абсолютный, т.е. трудно сопоставимый, а в экономике  практически любое действие предполагает сопоставимость, сравнимость, то для характеристики рентабельности применяют специальные индикаторы, называемые коэффициентами рентабельности и рассчитываемыми как отношение прибыли к некоторой базе, характеризующей субъект, о рентабельности которого и пытаются вынести суждение.

     В качестве такой базы обычно берут:

     а) ресурсы или б) совокупный доход  в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.

     Соответственно  возникают две группы  показателей: коэффициенты рентабельности инвестиций и коэффициенты рентабельности продаж. Те или иные показатели прибыли сопоставляются в первом случае с величиной инвестиций, во втором случае – с выручкой.

     Уместно отметить следующую особенность  обсуждаемых индикаторов. Поскольку  любой показатель рентабельности является относительной величиной, он должен быть обоснован с позиции методологии расчета; в частности, величины, служащие основой расчета показателя, должны быть сопоставимы. Так, прибыль генерируется не конкретным активом, а организацией в целом, и потому логически оправданным является сопоставление прибыли с некоторым индикатором, по возможности комплексно характеризующим эту организацию. Иными словами, рассчитывать, например, рентабельность станка, сопоставляя прибыль фирмы с его стоимостью, методологически не корректно; подобные сопоставления можно делать лишь для крупных инвестиций, когда удается в большей или меньшей степени найти соответствие между инвестицией и приписываемой ей прибылью. Хотя на практике строгого следования указанному требованию не наблюдается, его все же следует иметь в виду по крайней мере на этапе формулирования аналитических выводов. В принципе вполне уместно говорить об управлении рентабельностью. [35, С. 454]

       Поскольку любой коэффициент  рентабельности является относительным,  с формальных позиций можно говорить о двух аспектах:

     а)  управлении прибылью (числитель показателя рентабельности) и 

     б) управлении базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности). [18, С. 455] 

    1. Нормативно-правовая и информационная база для проведения анализа прибыли и рентабельности
 

     Состав, содержание и качество информации, которая привлекается  к изучению проблемы, играют определенную роль в обеспечении действенности комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую, законодательную и другую информацию.

     В российском законодательстве предусмотрена  гарантия экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

     В Российской Федерации признаются и  защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности. [1]

     В соответствии с Гражданским кодексом РФ Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

     Положение полных товарищей, участвующих в товариществе на вере, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются правилами Гражданского кодекса РФ об участниках полного товарищества. Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. [2]

     Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

     Товарищество  на вере создается и действует  на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

     Управление  деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать  в управлении и ведении дел  товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

       Товарищество на вере ликвидируется  при выбытии всех участвовавших  в нем вкладчиков. Однако полные  товарищи вправе вместо ликвидации  преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. [2]

     Участники товарищества осуществляют учет доходов  и расходов этого товарищества для  целей налогообложения. Они обязаны  определять нарастающим итогом по результатам  каждого отчетного (налогового) периода  прибыль каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. О суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщать каждому участнику этого товарищества. [2]

     В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

     Доходы  организации в зависимости от их характера, условия получения  и направлений деятельности организации  подразделяются на:

     а) доходы от обычных видов деятельности;

     б) прочие доходы.

     Доходами  от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием услуг. [4]

     Прочими доходами являются:

  • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
  • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • курсовые разницы;
  • сумма дооценки активов;
  • прочие доходы.

     Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. [4]

     В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

     Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления  и направлений деятельности организации  подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

     Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. [5]

     Прочими расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие расходы.

     Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и  т.п.).[5]

     Доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав прочих доходов налогоплательщиков - участников товарищества и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. [3] 

     
    1.  Методика анализа прибыли и рентабельности
 

     Анализ  прибыли и рентабельности предприятия проводят по данным бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу.

     Используя данные отчета о прибылях и убытках  можно оценить состав и динамику элементов формирования прибыли  от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли, то есть конечных финансовых результатов деятельности организации; проанализировать состав и структуру доходов и расходов организации по отдельности. [20, С. 97]

     Формирование  видов прибыли:

  • Валовая прибыль (ВПР) – разность между выручкой от продаж (В) и себестоимостью реализованной продукции (С) за тот же период:

                   ВПР = В – С                                                                               (1)

     Размер  ВПР используется для характеристики эффективности деятельности производственных подразделений организации.

  • Прибыль  от продаж (ПРП) – разность между валовой прибылью и расходами по основной деятельности (РПР) за тот же период:

               ПРП = ВПР – РПР, или ПРП  = В – С – РПР.                              (2)

     Вычитание  из валовой прибыли периодических расходов, в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами, способствует разделению риска предпринимателя от возможной непродажи продукции с государством. Размер прибыли от продаж используется для оценки эффективности основной деятельности.

  • Прибыль до налогообложения (ПРН) – это сумма прибыли от продаж (ПРП) и доходов (расходов) от прочих  операций (РВН):

                                    ПРН = ПРП + РВН.                                                  (3)

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия