Анализ факторов, влияющих на посещаемость кинотеатров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание

Состояние российской киноиндустрии – одна из важнейших характеристик социально-экономического и культурного развития нашей страны. Кинопоказ является неотъемлемой частью современного кинобизнеса и выполняет функцию связующего звена между кинопроизводством и потреблением киноуслуг.
Основная задача кинопоказа заключается в реализации конечного продукта, то есть кинофильма. Однако в современных условиях хозяйствования существует ряд проблем ограничивающих прибыльность исследуемого сектора народного хозяйства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Кинопоказ. Структура отрасли………………………..………..…...5
1.1. Кинотеатры в системе отечественной киноиндустрии….……..……..5
1.2. Основы взаимоотношений между кинотеатрами и прокатными организациями …………………………………………………………….......10
Глава 2. Проблема посещаемости кинотеатров………………….………….14
2.1. Состояние рынка кинопоказа в России ………………………….....14
2.2. Основные тенденции и перспективы развития рынка кинопоказа...20
Глава 3. Маркетинговая политика кинотеатра «КАРО Фильм»……………27
3.1. Анализ деятельности кинотеатра «КАРО Фильм»…………….........27
3.2. совершенствование маркетинговой стратегии кинотеатра
«КАРО Фильм»……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 353.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, современный российский кинопоказ является независимой от государства отраслью и представляет собой систему взаимодействия частных дистрибьюторских компаний и кинотеатров (независимых или сетевых). Проблема сокращения посещаемости кинотеатров волнует сегодня всех без исключения участников кинобизнеса. Однако следует отметить, что по оценкам экспертов, российский рынок кинопоказа является одним из самых динамично развивающихся и быстрорастущих рынков не только в Европе, но и в мире. Уже в конце 2011 начале 2012 года году кассовые сборы увеличились на 27,9% по сравнению с ситуацией прошлого года. Для сохранения этой тенденции и высоких темпов развития российского рынка кинопоказа и киноиндустрии в целом основное значение приобретают новые эффективные методы и подходы, способные дать толчок развитию отрасли. И в первую очередь следует обратиться к рассмотрению взаимоотношений между кинотеатрами и прокатными организациями, представляющими собой неразрывное звено в системе кинопроизводства, а значит и объединенных общими проблемами и задачами.

1.2. Основы взаимоотношения между кинотеатрами и прокатными организациями

Что касается отношений дистрибьютор/кинотеатр, то на сегодняшний день они регулируются обычаем делового оборота, предполагающего преимущественное распределение выручки от реализации билетов в соотношении 50 % на 50%, то есть половину выручки кинотеатр отдает дистрибьютору, а вторая половина – доход кинотеатра. При этом схема эта возникла ещё в прошлом веке и является, своего рода, традицией, не имеющей никакого внятного экономического обоснования.

 Тем не менее, на рынке существуют другие варианты договоров прокатчиков с кинотеатрами: минимальные гарантийные платежи за прокат и продажа права показа в твердый счет (иногда вместе с копией фильма).

Система минимальных  гарантий предполагает выплату кинотеатром оговоренного аванса до начала проката и дальнейшее разделение кассовых сборов в соотношении 50 на 50 после достижения определенной суммы сборов. Данный вид договоров применяется чаще всего к новым кинотеатрам, которые еще не имеют кредита доверия прокатчиков, желающих быть уверенными хотя бы в возвращении своих затрат на печать копии и логистику. В последнее время, с приходом кризиса, подобные условия прокатчики стали использовать все чаще: в отношении киноплощадок, которые не собрали ожидаемых сборов на предыдущих проектах компании-прокатчика, но претендуют на сохранение за собой права первоэкранного показа премьер [4, с. 28].

Вариант продажи права  показа в твердый счет используется в аналогичных случаях, а также при сотрудничестве дистрибьюторов не напрямую с кинотеатрами, а через посредника – региональные киновидеопрокатные организации (КВО), которые часто имеют собственный фильмофонд, еще со времен СССР, и получают бюджетное финансирование на его пополнение. В этом случае КВО приобретают копию фильма у дистрибьютора вместе с правом ее проката в сети муниципальных кинотеатров на территории региона. Кроме того, система фиксированной оплаты часто применяется при видеопрокате фильмов – так называемом публичном видео – в сети электронных кинозалов.

Традиционный день смены репертуара в России – четверг, хотя некоторые крупные фильмы могут выходить в среду (что в последнее время происходит все чаще – из-за стремления увеличить премьерный уик-энд – и вызывает недовольство кинопоказчиков, которые испытывают сложности в составлении репертуарного плана, поскольку связаны договорными условиями с дистрибьюторами фильмов, первая неделя проката которых еще не закончилась).

Условия проката фильмов  на первой-второй неделях после релиза (количество и время сеансов, минимальная цена билета, действительность скидок, контрамарок и пр.) играют очень важную роль на рынке. Для крупных релизов дистрибьютор, как правило, требует «полного экрана», то есть показа фильма в одном зале с утра до вечера (в случае многозальных кинотеатров дистрибьютор может требовать несколько «экранов»). Жесткие условия проката часто приводят к конфликтам между дистрибьюторами, которые пытаются «застолбить» хорошие даты – например, новогодние каникулы, когда блокбастеры выходят одновременно или один за другим. Обострение ситуации в подобной конкурентной борьбе началось еще в конце 2006 года, когда на новогодние праздники были назначены релизы таких фильмов, как «Волкодав из рода серых псов» («Централ Партнершип») и «Жара» – в связке с «Ночью в музее» («20 век Фокс – СНГ»). Противостояние двух российских блокбастеров на экранах кинотеатров в конце 2007 года было прервано триумфальным релизом продолжения всенародно любимого телефильма «Ирония судьбы» («20 век Фокс – СНГ») [3, с. 42].

2009 год был встречен небывало жесткой борьбой дистрибьюторов «Централ Партнершип» и «Каро Премьер / Каропрокат»: первый предлагал кинотеатрам российскую картину «Стиляги», второй – связку отечественных фильмов «Обитаемый остров» и «Любовь-морковь-2», причем прокатчики не просто диктовали число сеансов и недель проката своих фильмов, но и настаивали на полном отказе от сотрудничества с конкурентом в 1-2-зальных кинотеатрах; а после завершения проката длительное время применяли неофициальные санкции к тем кинопоказчикам, которые отказались брать в прокат картины на Новый год [5, с. 29].

Как отмечают специалисты  исследовательской компании «Невафильм Research», «в России в настоящее время складывается парадоксальная ситуация, когда острый дефицит современных кинозалов сочетается с дефицитом фильмов для проката, что приводит к ограничению широты репертуара кинотеатров в совокупности с краткостью кинопрокатной жизни фильмов». Иными словами, в стране наблюдается монополизация рынка кинопроката крупными компаниями, которые могут диктовать свои условия небольшим игрокам – будь то независимые дистрибьюторы или кинотеатры. Релизы студий-мейджоров и российские разрекламированные блокбастеры пользуются повышенным спросом со стороны кинотеатров, готовых идти на различные уступки прокатчику (по числу сеансов, срокам прокатов, количеству копий в кинотеатрах, цене билета, срокам оплаты и пр.). Фильмы независимых же дистрибьюторов бывает очень сложно расписать по кинозалам, и прокатчикам часто приходится уступать киносетям в том же числе сеансов и сроках проката, а иногда и в процентном распределении кассовых сборов. И если крупные сети и дистрибьюторы-мейджоры обсуждают условия проката фильмов на равных, то паритета в переговорах становится тем меньше, чем более неравные по размеру и влиятельности игроки эти переговоры ведут. Данная ситуация ущемляет права малых компаний как в сфере кинопроката, так и в сфере кинопоказа, мешает им получать доход, на который они могли бы рассчитывать при равноправии сторон, и препятствует их развитию, а также расширению сети независимых игроков. В результате страдают кинозрители, не имеющие широкого выбора фильмов и кинозалов [5, с. 28].

Кинопоказ – это неотъемлемые стадия, завершающая процесс кинопроизводства. Именно по ее результатам определятся в итоге успех либо «провал» картины в прокате. В силу того, что кинопоказ и кинопрокат – это два неразрывных процесса, связанных между собой, и напрямую зависящих друг от друга, необходим грамотный подход к комплексному изучению состояния и проблем данных отраслей киноиндустрии.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить следующие наиболее важные моменты:

– Кинотеатры являются локомотивом развития национальной     киноиндустрии, от их работы зависит эффективность государственных и частных инвестиций в киноотрасль;

– До экономического кризиса стабильная экономическая ситуация привела к активному росту культурно-зрелищных услуг, однако изменения в экономике привели к их резкому спаду;

– Мультиплексы – это генеральное направление развития кинопоказа, которое обеспечивает конкурентоспособность киноиндустрии среди других культурно-зрелищных услуг;

– Эффективный кинопрокат является важнейшим условием существования и развития кинопоказа;

– Система кинопоказа работает более эффективно, если в обществе создано заинтересованное положительное отношение как к данному виду проведения досуга в целом.

В профессиональной среде  активно обсуждаются вопросы  о том, что посещаемость в российских кинотеатрах существенно упала, сократилась выручка кинотеатров, и это, конечно, отразилось на кинотеатральном  бизнесе в целом, на дистрибьюторах, и на продюсерских компаниях. В связи с этим возникает необходимость проанализировать основные факторы, влияющие на посещаемость кинотеатров и сложившиеся на сегодняшний день особенности показа российских фильмов в крупных городах и регионах.

 

Глава 2. Проблема посещаемости кинотеатров 

2.1. Состояние рынка кинопоказа в России

В последние годы все  сегменты отрасли кинематографии Российской Федерации демонстрируют постоянный рост, что вызывает интерес к российскому  рынку со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов, профильных и непрофильных. Эти процессы являются естественным результатом последовательного возрождения различных отраслей кинематографии в России,  в том числе и кинопроката.

Однако нестабильность российской экономики в 2009 году не могла не отразиться на состоянии отечественной киноиндустрии. Продюсеры вынуждены снижать производственные бюджеты фильмов, дистрибьюторы – с осторожностью подходить к формированию прокатных планов, показчики – задумываться о новых формах привлечения зрителей в кинотеатры. Несмотря на то, что валовые сборы увеличиваются, произошёл отток инвестиций из отрасли, что обусловило снижение производственной активности.

Кинотеатральный прокат остается для российских дистрибьюторов основным рынком сбыта продукции, поскольку видеорынок во многом малодоходен по причине высокого уровня пиратства. В связи с этим особое значение для киноиндустрии в целом имеет инфраструктура киносети страны, с возрождения которой в 1996 году и ведет свою историю современный российский кинорынок.

Как показывает статистика, посещаемость российских кинотеатров  за последние годы неуклонно росла. Даже кризис 2008-2099 гг. не оказал негативного воздействия на данный тренд. А по итогам прошлого года в России было продано 132,3 млн. кинобилетов, что на 11,7% больше, чем годом ранее [5, с. 30].

В целом число посещений кинозалов в России постоянно растет – в среднем за период 2005–2010 на 14% ежегодно. Данная тенденция отражена на рис.2.1:

Рис. 2.1. Посещаемость кинотеатров в России (млн.)

Представленные данные исследований журнала «Бюллетень кинопрокатчика» можно объяснить двумя главными причинами:

1. расширением сети кинотеатров (с 2006-го по 2009 год на «кинокарте» страны ежегодно появлялось около 20 новых городов с современными кинозалами; лишь в 2009-м «кризисном» году добавилось не более 10 городов с современными кинотеатрами);

2. возрождением привычки к походу в кино, утерянной в 1990-х (в целом по России уровень кинопотребления с 2006 года вырос почти вдвое – с 0,5 до 0,9 раз в год на душу населения, а в пересчете на число жителей городов, где имеются современные кинотеатры – по итогам 2011 года, – достиг 1,8 раз в год) [7].

Продолжают расти и  кассовые сборы российского кинопроката  – ежегодный прирост с середины 2000-х составлял около 30%, и лишь в кризисном 2009-м опустился до +13%. В то же время основным фактором роста валовых сборов в России в последние годы оставалось удорожания цены средней цены кинопосещения как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте, что наглядно представлено на рис 2.2:

Рис. 2.2. Средняя цена кинобилета в  России

По данному графику  можно проследить, что за последнее  десятилетие средняя цена билета стабильно росла, и лишь в прошлом  году осталась практически на прежнем  уровне в рублях (170 руб.), и снизилась в долларах (5,3$).

Растет и число современных кинокомплексов в России. Тенденцию роста кинотеатров за последние 6 лет можно проследить на рис. 2.3, составленном по данным исследований компании «Невафильм Research».

Рис. 2.3. Динамика числа современных кинотеатров в России

Как видно из графика,  на 1 июля 2011 года в стране насчитывается      2 133 современных кинозала в 807 кинотеатрах, причем уже 23% залов оснащены цифровой проекцией. Рост российского рынка кинопоказа в последнее время обеспечивали экспансия в регионы крупных операторов киносетей, а также развитие рынка торгово-развлекательных центров (в настоящее время более половины современных кинозалов России – четверть кинотеатров – располагается в ТРЦ).

От экстенсивных методов развития рынок перешел к интенсивным, а именно – к распространению цифрового кинопоказа. Динамика роста числа цифровых кинотеатров и залов отражена на рис. 2.4:


Рис. 2.4. Цифровые кинотеатры в России

По данным рисунка, составленном по данным исследований компании «Невафильм Research», – с 2008 по середину 2011 года число цифровых залов в стране выросло в семнадцать раз и достигло, по данным на 1 июля 2011 года, 353 экрана. Важно отметить, что выпуск фильмов в формате Digital 3D – главная мотивация для открытия цифровых кинозалов в России, поскольку кинопоказчики ждут от трехмерных киносеансов значительных коммерческих выгод. Главными «двигателями» цифровой революции в 2009–2011 годах стали фильмы «Аватар» (способствовал открытию более 100 новых цифровых залов) и «Шрэк навсегда» (к его выходу в России были оборудованы более 80 3D-экранов). При этом рынок цифрового кинопоказа ведут два основных типа игроков: крупные федеральные сети, имеющие целевые программы по оснащению всех своих площадок (главным образом в крупных городах) цифровыми экранами для показа 3D-фильмов, а также независимые кинопоказчики в малых городах, которые стремятся установить «цифру» для получения премьерных копий блокбастеров, недоступных им на пленке [7].

Что касается распределения цифровых кинозалов по городам России, то большинство из них находится в Москве и Санкт-Петербурге (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Распределение цифровых кинозалов России

по типам городов 

Однако, как видно из рисунка, на карте цифровых кинотеатров России имеется довольно много малых городов – с численностью населения менее 250 и даже 100 тыс. жителей, где кинопоказчики стремятся установить «цифру» не только для показа 3D-фильмов, но также и для получения премьерных копий блокбастеров, недоступных им на пленке.

Важно отметить, что большинство действующих кинотеатров в России до сих пор остаются одно- или двухзальными (46% и 20% кинотеатров соответственно), однако такие площадки в совокупности составляют лишь 32% от числа современных кинозалов страны. Тогда как менее распространенные миниплексы (от 3 до 7 киноэкранов – 27% современных кинотеатров России) и мультиплексы (от 8 залов и выше – 7% кинотеатров) обеспечивают 68% современных киноэкранов. Эти данные отражены в табл. 2.1, составленной по результатам исследования компании «Невафильм Research» [8].

Таблица 2.1

Распределение современных  кинотеатров по количеству залов

Кол-во залов в кинотеатре

Кол-во кинотеатров

Кол-во залов

Доля рынка по кол-ву кинотеатров

Доля рынка по кол-ву залов

Однозальники

378

378

45,6%

16,8%

Двухзальники

169

338

20,4%

15,0%

3 зала

66

198

8,0%

8,8%

4 зала

70

280

8,4%

12,5%

5 залов

32

160

3,9%

7,1%

6 залов

34

204

4,1%

9,1%

7 залов

22

154

2,7%

6,9%

Итого МИНИПЛЕКСЫ    (3-7 залов)

224

996

27,0%

44,3%

8 залов

29

232

3,5%

10,3%

9 залов

13

117

1,6%

5,2%

10 залов

6

60

0,7%

2,7%

11 залов

2

22

0,2%

1,0%

12 залов

5

60

0,6%

2,7%

14 залов

2

28

0,2%

1,2%

15 залов

1

15

0,1%

0,7%

Итого МУЛЬТИПЛЕКСЫ

(8+ залов)

58

534

7,0%

23,8%

Всего в России

829

2246

100,0%

100,0%

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на посещаемость кинотеатров