Анализ среды в стратегическом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является получить представление о сущности и основных методах проведения стратегического анализа деятельности предприятия.
В соответствие с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть содержание стратегического анализа;
2. определить необходимость анализа ресурсного потенциала предприятия;
3. определить методы проведения стратегического анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………..стр. 4
Глава 1. Проведение стратегического анализа предприятия…………стр. 6
1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………………………………………………………стр.6
Глава 2. Анализ ресурсного потенциала предприятия ……………………стр.9
2.1 Анализ основных ресурсов организации ………………………стр. 9
2.1.1 Анализ макроокружения………………………………….…стр.10
2.1.2 Анализ непосредственного окружения…………………….стр.15
2.1.3 PEST-анализ…………………………………………...…….стр. 18
2.1.4 Анализ внутренней среды…………………………..…..…..стр.19
Глава 3. Методы анализа среды………………………………………..….стр.23
3.1 SWOT-анализ……………………………………………….…..стр.24
3.2 Составление профиля среды…………………………………..стр.28
Заключение………………………………………………………….……..стр.30
Список литературы…………………………………………………….….стр.32
Приложение……………………………………………………………..…стр.33

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 765.79 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение……………………………………………………….……………..стр. 4

Глава 1. Проведение стратегического анализа предприятия…………стр. 6

    1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа…………………………………………………………стр.6

Глава 2. Анализ ресурсного потенциала предприятия ……………………стр.9

      2.1 Анализ основных ресурсов организации ………………………стр. 9

        2.1.1 Анализ макроокружения………………………………….…стр.10

         2.1.2 Анализ непосредственного окружения…………………….стр.15

         2.1.3 PEST-анализ…………………………………………...…….стр. 18

         2.1.4 Анализ внутренней среды…………………………..…..…..стр.19

Глава 3. Методы анализа среды………………………………………..….стр.23

           3.1 SWOT-анализ……………………………………………….…..стр.24

           3.2 Составление профиля среды…………………………………..стр.28

Заключение………………………………………………………….……..стр.30

Список  литературы…………………………………………………….….стр.32

Приложение……………………………………………………………..…стр.33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций  возможно только  в  том  случае,  если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации   является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а,    следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке  времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию   ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала  на  должном  уровне. Организация находится в  состоянии  постоянного  обмена  с  внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы  внешней  среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда  существует возможность  того,  что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней  среды.  Это может ослабить ее потенциал и привести  ко  многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического  управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со  средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и   месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и  внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую  очередь для того, чтобы  вскрыть  те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать  при  определении своих целей и при их достижениях.

     Стратегическое  управление рассматривает окружение  как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации.

     Целью этой работы является получить представление  о сущности и основных методах  проведения стратегического анализа  деятельности предприятия.

     В соответствие с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть содержание  стратегического анализа;
  2. определить необходимость анализа ресурсного потенциала предприятия;
  3. определить методы проведения стратегического анализа.

     При написании данной работы автором  использовалась теоретическая литература, а также источники интернет-ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Проведение стратегического анализа предприятия

    1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа

     Стратегический  анализ предприятия является одним  из стержневых элементов процедуры формирования стратегического плана развития предприятия.

     По  своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются  факторы внешней, деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения  «текущего состояния дел» на предприятии  и выявления условий для его  дальнейшего успешного развития в условиях рыночного хозяйствования. Таким образом, на этапе анализа  создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективным  образом провести процесс целеполагания  и выбора альтернатив1.

     Понимание процедуры стратегического анализа  объясняется двумя основными  причинами.

     Во-первых, существовавшая в течение нескольких десятилетий практика планирования на предприятиях в условиях директивного управления ориентировала специалистов первичного хозяйственного звена на анализ его хозяйственной деятельности и поиск резервов повышения эффективности  производства, а внешние условия  функционирования экономики достаточно жестко задавалась вышестоящими органами. В условиях же рыночной экономики  ситуация кардинально изменилась. Предприятию, функционирующему в условиях неопределенного рынка, необходима информация о состоянии дел и перспективах функционирования как на макроуровне, так и на региональном и отраслевом уровнях национальной экономики. Без этого предприятию невозможно эффективно использовать свой ресурсный потенциал.

     Во-вторых, рыночная инфраструктура, находясь в  стадии формирования, не может обеспечить предприятие необходимой и достоверной информацией. Поэтому специалисты в области планирования на предприятии вынуждены заниматься поиском информации самостоятельно, получая ее в «усеченном варианте» из различных источников и проводя ее верификацию. Следует отметить также, что экономическая нестабильность национальной экономики не способствует точности вырабатываемых прогнозных расчетов.

     Вместе  с тем проблема стратегического  анализа деятельности предприятия  требует решения как в методологическом, так и в практическом плане. Поэтому, предлагая ряд методологических принципов организации стратегического анализа первичного субъекта рыночных отношений национальной экономики, мы исходим из следующих положений:2

  1. анализ предприятия состоит из двух самостоятельных этапов: анализа внешней деловой окружающей среды и анализа ресурсного потенциала предприятия. Естественно, что эти два этапа взаимосвязаны, поскольку результат анализа – это синтез выводов, полученных на каждом этапе, однако цели исследования и информационная база позволяют рассматривать их изолированно;
  2. подход основан на исследованиях западных специалистов в области стратегического управления, адаптированного к условиям отечественной экономики. Поставлена задача построения некоторой «идеальной модели», что позволяет, во-первых, руководителям предприятий и специалистам в области планирования представить процесс стратегического анализа системным, соответствующим рыночным условиям хозяйствования; во-вторых, выдвинуть требования к рыночной инфраструктуре по расчету необходимых показателей и проведению аналитических исследований по проблемам функционирования и развития предприятия;

     3. процедура стратегического анализа, каждого его этапа требует дальнейшей проработки до методических рекомендаций, обеспечивающих его внедрение в практику работы отечественных предприятий в условиях рыночных отношений хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ ресурсного потенциала предприятия

     2.1 Анализ основных ресурсов организации

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление. Внутренняя среда  организации является источником его  жизненной силы. Она заключает  в себе тот потенциал, который  дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда  может также быть источником проблем  и даже гибели организации в том  случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического анализа  состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе3.

     Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в  ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

     Стратегическое  управление рассматривает окружение  как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и  внутренней среды организации. 

     2.1.1 Анализ макроокружения

     Макроокружение  создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций.

     Экономическая компонента.

     Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

     Для стратегического управления при  изучении перечисленных показателей  и факторов представляет интерес  не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу интереса стратегического анализа входит и вскрытие потенциальных угроз для организации, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества.

     Анализ  экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу  отдельных его составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния4. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности.

     Правовая  компонента

Информация о работе Анализ среды в стратегическом менеджменте