Анализ стратегического развития предприятия ЗАО «АВТОКОМПОЗИТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание

Целью работы является разработка стратегии развития ЗАО «Автокомпозит».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
проанализировать деятельность выбранного предприятия - ЗАО «Автокомпозит»;
дать оценку существующей стратегии развития данного предприятия;
разработать стратегию развития предприятия с использованием различных методов.

Содержание

Введение……………………………… …………….……………………………..3
1. Анализ существующих методов и моделей разработки стратегии развития предприятия…................................……………..6
1.1 Сущность стратегического управления………….....…………………………6
1.2 Основные стратегии развития предприятия………….....……………………8
1.3 Процесс разработки стратегии на предприятии………..……..…………….13
1.4. Стратегическое планирование и успех предприятия……….....…….……..22
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «АВТОКОМПОЗИТ»………………………………………………….....……….29
2.1. Общие сведения о предприятии………………………………….....……….29
2.2. Анализ факторов, влияющих на стратегическое развитие предприятия…………………………………………………………………....….34
2.3. Стратегический потенциал и конкурентная позиция предприятия….....…49
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ЗАО «АВТОКОМПОЗИТ»…….………......…56
3.1. Формулирование стратегии……………………….………………….....…..56
3.2. Стратегия роста.................................................................................…...........59
3.3. Расчет эффективности предложенных мероприятий.........……….....……64
Заключение………………………………………………………………...………71
Литература………………………………………………………...……………….75

Работа состоит из  1 файл

диплом АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 485.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение………………………………  …………….……………………………..3

1. Анализ существующих методов и моделей разработки стратегии развития предприятия…................................……………..6

1.1 Сущность стратегического  управления………….....…………………………6

1.2 Основные стратегии развития предприятия………….....……………………8

1.3 Процесс разработки стратегии  на предприятии………..……..…………….13

1.4. Стратегическое планирование  и успех предприятия……….....…….……..22

 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «АВТОКОМПОЗИТ»………………………………………………….....……….29

2.1. Общие сведения  о предприятии………………………………….....……….29

2.2. Анализ факторов, влияющих  на стратегическое развитие предприятия…………………………………………………………………....….34

2.3. Стратегический потенциал и конкурентная позиция предприятия….....…49

3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ЗАО «АВТОКОМПОЗИТ»…….………......…56

3.1.  Формулирование стратегии……………………….………………….....…..56

3.2. Стратегия роста.................................................................................…...........59

3.3.  Расчет эффективности предложенных мероприятий.........……….....……64 

Заключение………………………………………………………………...………71

Литература………………………………………………………...……………….75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕстратегия развитие экономическое

В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.

Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В прошлом многие фирмы  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое перспективно обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Стратегическое управление — это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы на внутреннем и внешних рынках.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как не существует и единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных факторов и др.

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Стратегический менеджмент позволяет руководству организаций и фирм своевременно выявлять всевозможные риски вблизи границ своих интересов и управлять ими путем рационального использования ограниченного объема ресурсов.

Эффективно реализованный  стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов, когда большая часть товаров и услуг стала доступной потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.

Таким образом, стратегический менеджмент является эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и фирмам выработать и реализовать  долгосрочную стратегию усиления своих  позиций на динамично развивающихся  рынках.

Поэтому тема данной работы — «Анализ и разработка стратегии развития предприятия ЗАО «Автокомпозит» — является актуальной и значимой.

Объектом исследования дипломной работы является предприятие ЗАО «Автокомпозит».

Предметом исследования - стратегия развития предприятия ЗАО «Автокомпозит».

 

Целью работы является разработка стратегии развития ЗАО «Автокомпозит».

 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
  • проанализировать деятельность выбранного предприятия - ЗАО «Автокомпозит»;
  • дать оценку существующей стратегии развития данного предприятия;
  • разработать стратегию развития предприятия с использованием различных методов.

 

Работа состоит из трёх глав, в которых описывается процесс разработки стратегии ЗАО «Автокомпозит».

 

1. Анализ существующих методов и моделей разработки стратегии развития предприятия

1.1 Сущность  стратегического управления

Стратегическое управление - управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление можно  рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис.1.

При стратегическом управлении как  бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее  время, обеспечивающее ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. При этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое в будущем состояние организации, но и

вырабатывается способность реагировать  на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем.

В целом стратегическое управление – это симбиоз интуиции и искусства  высшего руководства вести организацию  к стратегическим целям, высокий  профессионализм и творчество служащих, обеспечивающее связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а так же реализацию текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поисках наилучших путей достижения целей.

 

Рис.1. Структура стратегического управления1

 

Организация не сможет перейти к  стратегическому к стратегическому  управлению, если у нее не создана  система стратегического планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные  стратегии развития предприятия2

Наиболее распространенные, выверенные практикой стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.

Первая группа эталонных  стратегий

Первую группу эталонных  стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.(17)

Конкретными типами стратегий  первой группы являются следующие:

• стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой «горизонтальной интеграции», при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

• стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

• стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

Вторая группа эталонных  стратегий

Вторую группу эталонных  стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:

  • стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация этой стратегии может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;
  • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения либо же усилении контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

Третья группа эталонных  стратегий  (17)

Третьей группой эталонных  стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Стратегиями данного  типа являются:

  • стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;
  • стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;
  • стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

Четвертый тип эталонных стратегий (17)

Четвертым типом эталонных  стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

Информация о работе Анализ стратегического развития предприятия ЗАО «АВТОКОМПОЗИТ»