Курс лекций по "Инвестициям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:24, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по инвестициям.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций О и Ф.docx

— 549.71 Кб (Скачать документ)

      - платежи в погашение кредитов,  выданных  из  соответствующего бюджета участникам проекта;

      - платежи в погашение налоговых   кредитов   (при   "налоговых каникулах");

      - комиссионные платежи Минфину РФ  за  сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);

      - дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям  и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

     К оттокам  бюджетных средств относятся:

      - предоставление   бюджетных   (в   частности,   государственных) ресурсов на  условиях  закрепления в собственности соответствующего органа   управления   (в   частности,  в федеральной государственной собственности) части акций акционерного  общества,  создаваемого  для осуществления ИП;

      - предоставление  бюджетных ресурсов  в   виде   инвестиционного кредита;

      - предоставление  бюджетных средств на   безвозмездной   основе (субсидирование);

      - бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики    и    обеспечением   соблюдения   определенных   социальных приоритетов.

     Отдельно рекомендуется  учитывать:

      - налоговые льготы,  отражающиеся  в уменьшении  поступлений от налогов и сборов.  В этом  случае  оттоков также не возникает,  но уменьшаются притоки;

      - государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом  отсутствуют.  Дополнительным  притоком  служит   плата   за гарантии.   При   оценке   эффективности проекта с учетом  факторов неопределенности  в отток включаются  выплаты   по   гарантиям   при наступлении страховых случаев (см. п. 10.6).

     При оценке  бюджетной  эффективности   проекта  учитываются  также  изменения доходов и расходов  бюджетных средств, обусловленные  влиянием проекта на сторонние  предприятия и население, если  проект оказывает на них влияние,  в том числе:

     - прямое финансирование  предприятий, участвующих в реализации  ИП;

     - изменение   налоговых  поступлений от  предприятий,  деятельность которых  улучшается или ухудшается в  результате реализации ИП;

     - выплаты   пособий  лицам,  остающимся  без  работы  в  связи   с реализацией  проекта  (в   том  числе  при   использовании   импортного оборудования и материалов  вместо аналогичных отечественных);

     - выделение  из бюджета средств для переселения  и  трудоустройства граждан  в случаях, предусмотренных проектом.

     По проектам,  предусматривающим создание  новых   рабочих  мест  в регионах  с  высоким уровнем безработицы,  в притоке бюджетных средств  учитывается экономия  капиталовложений  из  федерального  бюджета   или бюджета субъекта Федерации  на выплату соответствующих пособий.

 

Инфляция во  многих  случаях  существенно  влияет   на   величину эффективности  ИП,  условия  финансовой  реализуемости,  потребность в финансировании  и  эффективность  участия   в   проекте   собственного капитала.  Это  влияние  особенно заметно для проектов с растянутым во времени инвестиционным циклом (например, в добывающей промышленности), или   (и)   требующих  значительной  доли  заемных  средств,  или  (и) реализуемых   с   одновременным   использованием   нескольких    валют (многовалютные  проекты).  Поэтому  при  оценке эффективности инфляцию следует  учитывать.  Помимо  этого  инфляция  должна  учитываться  при исследовании   влияния   на  реализуемость  и  эффективность  проектов неопределенности и риска.

     Учет инфляции  осуществляется с использованием:

     - общего индекса  внутренней рублевой  инфляции,  определяемого  с учетом систематически  корректируемого рабочего прогноза  хода инфляции;

     - прогнозов  валютного курса рубля;

     - прогнозов  внешней инфляции;

     - прогнозов  изменения во времени цен на  продукцию  и  ресурсы  (в  том  числе  газ,  нефть,  энергоресурсы,  оборудование,  строительно  - монтажные работы,  сырье,  отдельные  виды  материальных  ресурсов),  а также  прогнозов  изменения   уровня  средней заработной платы  и других укрупненных показателей  на перспективу;

     - прогноза  ставок налогов,  пошлин, ставок  рефинансирования ЦБ РФ и других  финансовых нормативов государственного  регулирования.

 

В расчетах      эффективности       рекомендуется       учитывать неопределенность,  т.е.  неполноту и неточность информации об условиях реализации проекта,  и  риск,  т.е.  возможность возникновения таких условий,  которые приведут  к негативным  последствиям  для всех или отдельных участников  проекта.  Показатели   эффективности   проекта, исчисленные с учетом  факторов  риска и неопределенности,  именуются ожидаемыми.

     При этом  сценарий реализации проекта,  для которого были выполнены  расчеты эффективности (т.е.  сочетание  условий,  к которому  относятся  эти расчеты),  рассматривается  как основной (базисный),  все остальные  возможные сценарии  -  как   вызывающие  те  или  иные  позитивные  или негативные  отклонения  от  отвечающих  базисному сценарию (проектных) значений показателей   эффективности.  Наличие  или   отсутствие  риска, связанное   с  осуществлением  того  или   иного сценария,  определяется

каждым участником по величине и знаку соответствующих отклонений.

Риск,  связанный  с  возникновением  тех  или  иных условий реализации проекта,  зависит  от  того,  с  точки  зрения   чьих   интересов   он оценивается. Отдельные факторы  неопределенности  подлежат  учету  в  расчетах эффективности,  если  при  разных  значениях  этих  факторов затраты и результаты по проекту существенно различаются.

     Проект считается   устойчивым,  если   при   всех   сценариях   он оказывается   эффективным   и   финансово   реализуемым,  а  возможные  неблагоприятные  последствия   устраняются   мерами,   предусмотренными  организационно - экономическим механизмом  проекта.

В целях  оценки  устойчивости  и эффективности проекта в  условиях неопределенности рекомендуется  использовать следующие  методы  (каждый следующий  метод  является  более точным,  хотя и более  трудоемким,  и поэтому  применение  каждого  из  них   делает   ненужным   применение предыдущих):

     1) укрупненную  оценку устойчивости;

     2) расчет уровней  безубыточности;

     3) метод вариации  параметров;

     4) оценку  ожидаемого  эффекта  проекта  с  учетом  количественных характеристик неопределенности.

     Все методы,  кроме первого,  предусматривают  разработку сценариев реализации  проекта в  наиболее  вероятных   или  наиболее  опасных  для  каких-либо   участников   условиях  и  оценку  финансовых  последствий  осуществления таких сценариев.  Это дает возможность при необходимости предусмотреть  в  проекте меры по предотвращению или перераспределению возникающих потерь. (+ лекции).

 

5. Сущность и значение инвестиционной  политики. Проблемы и перспективы  роста прямых инвестиций в  России. Взаимосвязь инвестиционной  политики, инвестиционной деятельности  и инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической  политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия  как на экономику страны, так и  на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Под инвестиционной политикой  государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных  условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения  эффективности производства и решения  социальных проблем.

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных  условий для активизации инвестиционного  потенциала.

Основными направлениями  инвестиционной политики выступают  меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных  и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению  жизненного уровня населения.

Результат осуществления  инвестиционной политики оценивается  в зависимости от объема вовлеченных  в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической  политики, политики в отношении иностранных  инвестиций и др.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:

* выбор источников и  методов финансирования инвестиций;

* определение сроков реализации;

* выбор органов, ответственных  за реализацию инвестиционной  политики;

* создание необходимой  нормативно-правовой базы функционирования  рынка инвестиций;

* создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

* экономической и социальной  политикой, проводимой в регионе;

* величиной имеющегося  производственного потенциала;

* природно-климатическими  условиями;

* оснащенностью энергосырьевыми  ресурсами;

* географическим местонахождением  и геополитическим положением;

* состоянием окружающей  среды;

* демографической ситуацией;

* привлекательностью региона  для иностранных инвестиций и  др.

Все большую роль в инвестиционной деятельности в последнее время  играют отдельные коммерческие предприятия  и организации. Исходя из этого существенно  повышается роль инвестиционной политики предприятия. Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

Эти принципы должны реализовываться  в инвестиционной политике органов  власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

 

Перспективы для инвесторов в России в настоящее время  весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая  сила, емкий рынок дешевого сырья  и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент  прибыли, во много раз превышающий  среднюю прибыль в странах  со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной  для иностранных предпринимателей.

Однако; несмотря на это, иностранные  инверторы не очень торопятся  вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами  этого являются:

* нестабильность экономической  и политической ситуации;

* несовершенное и противоречивое  законодательство;

* неясность в определении  прав собственности;

* отсутствие реальных  льгот и привилегий для иностранного  капитала;

* нестабильность рубля  как национальной валюты;

* непредсказуемость изменений  в налоговой системе и др.

Инвестиционный  климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.

Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность  вложений в ту или иную область  экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну.

Оценки инвестиционного  климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к  утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Факторы, оказывающие влияние  на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них  со стороны общества на:

* объективные (природно-климатические  условия, оснащенность энергосырьевыми  ресурсами, географическое местонахождение,  демографическая ситуация и др.);

Информация о работе Курс лекций по "Инвестициям"