Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика

Дата добавления: 16 Декабря 2014 в 11:17
Автор работы: d******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (68.21 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Курсовая 2 ИСЭПП Дерягин Ю.В..doc

  —  276.50 Кб

Это отнюдь не означает, что представители отечественной социально-философской школы стояли на позициях всемирно-исторического подхода.

Обозначение социальных процессов в зависимости от масштаба (мегамир, т.е. человечество и регионы; макромир - страна, общество, социальная система; микромир - личность) может иметь терминологические особенности. Например, по отношению к явлениям в макромире может быть применен термин «цивилизационные процессы».

Современный автор дает следующее их толкование:

«1) Как восхождение того или иного региона (страны) от варварства к цивилизации;

2) Как интеграция стран  определенного мирового региона  в единую неформальную (не связанную  государственной властью) общность; формирование единого духовного (ценностного), правового и экономического пространства;

3) Как процесс неожиданной  «встречи» различных культур, резкой  активизации их диалога»5.

Специфическими субъектами социального процесса выступают поколения, нация и народ, человечество. Социальные процессы разнятся и в зависимости от сфер социальной жизни, в которых они разворачиваются, а именно: в экономической, политической, культурной.

Кроме того, социальные процессы модифицируются в зависимости от их принадлежности к тому или иному элементу структуры общества: которые суть социальные институты; типы взаимодействия; виды социальной стратификации.

Социальные процессы в сфере социальной стратификации выглядят как явления социальной мобильности, а именно изменения занятости, профессиональная подвижность и т.п.

В системе социальных взаимодействий по-разному в тех или иных конкретно-исторических ситуациях сочетаются такие социальные процессы, как интеграция и дезинтеграция, социальный контроль и социальная дезорганизация и т.п.

Переходные состояния общества с этих позиций характеризуются той или иной формой взаимодействия (преемственностью или конфликтностью поколений), той или иной направленностью национальных процессов (консолидацией или дезинтеграции и др.), мобильностью в принадлежности к социальным и профессиональным группам, преобладанием интегративных тенденций, социального контроля или социальной дезорганизации.

Наконец, есть синтезированные социальные процессы.

Таким образом, социальные процессы составляют важную часть функционирования социальной системы, обеспечивая её приспособляемость к изменяющимся внутренним и внешним условиям, возвращая её снова и снова к равновесным состояниям.

Социальный процесс является совокупностью однонаправленных и повторяющихся социальных действий и развертыванием этого явления во времени.

Следовательно, социальный процесс создает условия осуществления (или неосуществления) тенденций и закономерностей развития личности, социальных групп и общества в целом на основе социальных ценностей и опыта, традиций и культуры.

Откуда проистекают эти условия и как они развиваются при меняющихся условиях? Найти ответы на эти вопросы сложно, особенно в условиях постиндустриального общества, «когда человеческая деятельность освобождается от господства машинных технологий»6.

Вместе с тем это становится главной задачей в русле современных переходных процессов в деятельности по модернизации общества, которая невозможна без реальных изменений на системном субъектном уровне, поскольку в социальных системах «носителем системотворчества являются индивиды, обладающие свойствами субъекта»7.

Главное из этих свойств - деятельное самосознание, т. е. понимание своей личной инициативы как возможной и общественно значимой основы собственного существования.

Подводя итог, подчеркнём, что социальный процесс - это способ реализации движения социального бытия от потенциального к актуальному состоянию; та разновидность социальных изменений, которая состоит в преобразовании социальных форм; способ перехода от одной упорядоченности пространственно-временных связей социума к другой через структурирование новых форм социального бытия, опосредуемых прошлой историей.

 

1.2. Модернизация социально экономических  процессов: основные теоретические  подходы

 

В последнее время число публикаций, в названиях которых фигурирует словосочетание «модернизация российской экономики», растет в геометрической прогрессии. Политики разного уровня также часто посвящают свои выступления обсуждению данной темы.

Однако содержание размышлений их авторов по преимуществу ограничивается обоснованием актуальности модернизации и выявлением ее направлений.

Направления модернизации российской экономики достаточно очевидны и, предполагают следующие основные моменты8:

    1. создание институциональной среды, позволяющей считать Россию страной с развитой политической и правовой системой;
    2. преодоление сырьевой ориентации экономики страны и акцент на ее диверсификацию;
    3. поощрение реализации инновационных проектов (усиление стимулов для предприятий к повышению технологического уровня производства, ускоренное формирование современной системы технических регламентов и национальных стандартов, ориентированных на международные стандарты);
    4. серьезное преобразование образовательной сферы с учетом структурной и инновационной перестройки экономики страны;
    5. использование передового зарубежного опыта (насколько возможно) через привлечение прямых (реальных) иностранных инвестиций, в том числе путем осуществления совместных проектов; снятие большинства отраслевых ограничений для иностранных инвестиций.

Системная модернизация предполагает серьезный поворот России с сырьевого пути развития.

В конце XX столетия в условиях кардинальной «переоценки ценностей» Россией, находящейся в острейшем кризисе и обремененной как внутренними, так и глобальными проблемами после крушения Советского Союза, был взят курс на «социальную модернизацию» - на интеграцию в мировое хозяйство, на активное развитие экономических и научно-технических связей со всеми государствами мира.

Предполагалось, что провозглашенная ориентация России на мировой рынок товаров, услуг, капиталов, технологий и т. д. даст мощный импульс ее экономическому и научно-техническому развитию, являясь тем основным звеном, взявшись за которое можно будет решить весь комплекс острейших отечественных проблем как внутреннего, так и глобального характера.

Однако российская действительность начала 90-х годов прошлого века оказалась иной. «Россия сейчас находится в состоянии, близком к агонии, - писал Н. Н. Моисеев, - и невольно возникает вопрос, а возможно ли остановить этот процесс ее деградации?» И продолжал: «Я уверен, что это возможно! Но для этого нам необходимо опереться на ясное представление о возможном будущем... Нам надо понять, что реально может зависеть от усилий народа, и наметить определенную стратегию наших действий, ориентированных на длительную перспективу. Только тогда наш опыт поможет развить национальное сознание и побудить нацию на новые свершения.»9. Думается, однако, что, несмотря на попытки властных структур наметить основные стратегические направления экономической модернизации и инновационного развития страны, ясного представления о возможном будущем России до сих пор нет.

Закономерен вопрос: возможна ли вообще такая теория и практика модернизации, которая не вела бы к катастрофическому падению жизненного уровня населения, разложению общественной морали и деградации общества?

Выявление постоянных неудач властной модернизации такого рода на протяжении последних десятилетий российской истории является актуальной и малоисследованной социально-философской проблемой.

Дело в том, что в силу исторической генетики российского общества субъектом модернизации в России, как правило, выступает власть, которая генерирует модернизационные импульсы, обеспечивая оптимальный для власти баланс векторов модернизации/архаизации.

Это относится и к модернизации российского социума начала 90-х годов прошлого века. Известный российский философ и политолог А. С. Панарин справедливо отмечал, что, поскольку «проект модернизации России прямо не вытекает из «стихии народной жизни», а привносится в нее извне. в виде передового рыночно-капиталистического учения... практически ни у кого уже не осталось сомнений в том, что речь вновь идет об очередном великом проекте («учении»), заимствованном извне и навязываемом просвещенной демократической элитой «косному» народу, как и прежде сопротивляющемуся насильственному осчастливливанию»10.

Неудивительно, что в силу ряда причин, прежде всего влияния в стране традиционной культуры, господства радикальной версии модернизации, осуществляющейся в форме вестернизации, игнорирующей культурно-исторический фактор, процесс модернизации в России зашел в тупик.

Как известно, модернизация является процессом социальных трансформаций. Согласно классической модернизационной теории модернизация представляет собой переход из традиционного общества в современное.

«В ходе модернизации происходит переход к современному обществу, - пишет В. Г. Федотова. - Оно включает в себя прежде всего коренное отличие от традиционного - ориентацию на инновации - и другие черты: преобладание инноваций над традицией; светский характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; выделенную персональность, преимущественную ориентацию на инструментальные ценности; демократическую систему власти, наличие отложенного спроса, т. е. способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; капиталистический, экономический, индустриальный характер; массовое образование, активный, деятельный психологический склад; предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (технологическая цивилизация); преобладание универсального над локальным и др.»11.

Однако, по оценке, в частности, В. Г. Федотовой, в России вместо ожидаемой либеральной демократии сложился анархический социальный порядок, при котором модернизация уступает место анти-, контр- и демодернизационным тенденциям12.

Поскольку модернизация одних компонентов социальной структуры осуществляется за счет архаизации других, модернизационное продвижение по одним направлениям обусловливает откат, демодернизацию по другим направлениям.

На первый план выходят проблемы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, повышения производительности труда. Социально-экономический прогресс России, ее будущее зависят от образования, здоровья людей, от успешной реализации их знаний, навыков и талантов. Решение этих проблем невозможно без эффективного развития социальной инфраструктуры, и прежде всего таких ее отраслей, как здравоохранение и образование.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года в качестве основного приоритета государственной политики, направленной на развитие человеческого потенциала и формирование инновационной экономики, определена структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающих доступность качественных социальных услуг для населения13.

Сложился определенный дисбаланс между уровнем экономического развития и состоянием социальной инфраструктуры. Это нашло отражение и в международных рейтингах, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных стран.

 

 

1.3. Практика социально-экономической  модернизации в Западных странах

 

Усредненная точка зрения на значение и роль реформ в процессе развития общества состоит в том, что главное значение реформ заключается в ее вкладе в процесс трансформации правовых норм демократического и правового социального государства от формальных прав, записанных в конституциях, до фактически обеспеченных материальных прав и гарантий.

По большей части это можно считать заслугой законодательства, поскольку демократическое правовое государство, которое проповедует цели достижения личной свободы, социальной справедливости и социальной безопасности для значительной части населения, воплотило социальные права человека в действительность, правда, с условием дальнейшего улучшения и расширения.14

Возможен ли в настоящее время и в дальнейшем позитивный и неограниченный экономический эффект реформ? Это зависит от результатов мероприятий по выявлению общественных потребностей, по анализу качества предоставляемых социальных услуг, их жизнеспособности и оценки социально-правовых норм, считают специалисты.

До сих пор отсутствует единая точка зрения по поводу экономической реформы. Один факт, однако, остается несомненным: в периоды экономических потрясений, повышения уровня безработицы, снижения спроса на товары и услуги, при современном развитии и относительной общей хозяйственной стабильности в странах Западной Европы и США, действительного снижения уровня благосостояния граждан удается избежать не в последнюю очередь из-за комплексной социальной политики, способной в достаточной степени быстро изменять направления своей деятельности и предоставлять услуги любой категории населения, тем самым предотвращая рост напряженности в обществе и сохраняя социальный мир.

Естественно, что в каждой области реформ существует определенные просчеты и ошибки развития, есть и нереализованные задачи.

Под недостатками реформ понимаются следующие просчеты в осуществлении минимальных стандартов социально-государственной деятельности, основанных на главных социально-правовые обязательствах государства: обеспечение гарантий и защиты человеческого существования, права на свободное развитие личности, равноправия.

Первым просчетом в проведении реформ является, как и в самом начале ее осуществления, предпочтительное внимание трудовым отношениям, которое в немецкоязычной литературе даже имеет название: «политика для тех, кто устраивается на работу». 15

Описание
Цель определяет задачи исследования. Задачи, которые ждут своего решения в вышеочерченном направлении исследования, могут быть сведены к следующим:
Изучить теоретико-методологические аспекты социально-экономических процессов, выявить их сущность и специфику;
Исследовать социально-экономическую модернизацию в Российской Федерации;
Охарактеризовать социально-экономические процессы на современном этапе;
Содержание
содержание отсутствует