Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика

Дата добавления: 16 Декабря 2014 в 11:17
Автор работы: d******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (68.21 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Курсовая 2 ИСЭПП Дерягин Ю.В..doc

  —  276.50 Кб

Именно в этой сфере реформы имеют активный, динамичный, постоянно меняющийся характер, в то время как предоставление социальной помощи нетрудоспособной части населения — детям, душевнобольным, инвалидам, неработающим матерям и другим группам — осуществляется по застывшей схеме, без выявления действительных потребностей.

В результате даже сложилась ситуация, когда, как считают многие исследователи, система социального обеспечения ориентируется на нетрудоспособные социальные группы, а объектом действия социальной политики являются «нормальные граждане».16

Второй недостаток реформ появляется из-за записанного во многих конституциях стран Западной Европы (например, ФРГ) права на обеспечение достойных человека условий жизни. Это означает, что любое государство, имеющее в своей конституции подобную статью, обязано не только обеспечить человеку прожиточный минимум, но и гарантировать какую-то долю доходов для обеспечения минимальных социально-культурных потребностей.

При этом данная часть дохода не должна быть налогооблагаемой, поскольку общий уровень налогов настолько высок, что еще большее их повышение приведет скорее к общему падению, чем повышению уровня жизни. Достигнуть этой цели пока не удается.

Третий просчет общей концепции реформ в западных государствах заключается в том, что государство не сумело предоставить каждому гражданину возможность обеспечить себе собственными силами прожиточный минимум.

Например, в ФРГ возможность обеспечения всех желающих работой была утрачена с 1975 года. Эта ситуация приводит к распространению услуг социальной помощи и на трудоспособных граждан.17

Примерами движения в этом направлении может служить широко практикующаяся на Западе материальная помощь лицам, начинающим трудовую деятельность, и лицам, желающим возвратиться к трудовой деятельности после долговременного отсутствия работы.

Следующим негативным итогом реформ следует назвать неудачу попыток уменьшить количество бедных или хотя бы удержать существующий уровень бедности в стране. Хотя система социального обеспечения в странах западной демократии достаточно стабильно гарантирует гражданам защиту от стандартных рисков, тем не менее, в этих государствах постоянно растет количество бедных людей или людей, которым угрожает бедность.

Среди бедных выделяются группы: молодых одиноких безработных, многодетных семей, людей, длительное время являющихся безработными, родителей-одиночек и иностранцев.

Если, например, в ФРГ граница бедности традиционно определяется по 50% рубежу от среднестатистического дохода, то в этой стране около 10% людей считаются бедными, и около 15% - теми, кому бедность угрожает.18

Пятый просчет заключается в том, что общество на Западе мало знает о бедности как таковой, да и в науке этот феномен изучен недостаточно. В той же Германии, считают исследователи, для того, чтобы можно было представить себе общую картину бедности, сделать какие-то прогнозы, отсутствуют точные статистические данные о социальной действительности.19

Отсутствует описание структуры и условий жизни многих важных для социальной политики групп, в том числе бездомных, наркоманов, семей с большим числом детей, пожилых людей, нуждающихся в помощи. Кроме того, существует и дефицит знаний и информации о таких потребностях общества, как поиск работы, нужда в социальных инвестициях, потребность в персональных социальных службах.

Для того, чтобы преодолевать существующие трудности и иметь возможность оперативно реагировать на возникающие социальные проблемы, в странах Западной Европы была разработана и внедрена через Европейский Союз (ЕС) система социальных индикаторов (подобные системы имеют многие страны, в том числе и Россия), с помощью которой возможно быстрое исследование проблемной области или объекта.20

Осознание недостатков социально-политического развития способствует изменению системы социальной политики и проведению долгой и кропотливой работы для исправления имеющихся недостатков.

Наряду с практическими недостатками реформ существуют и просчеты в ее концептуальном развитии. К основным просчетам можно отнести формализм при распределении социальных услуг, недостаточный учет истинных потребностей нуждаемости, невнимание к конечному результату той или иной акции, которая внешне выглядит вполне успешной, но главной цели не достигает, а также многообразие носителей социальной политики, размывание компетенции и ненужная прозрачность системы социальной политики.

Часто социальные услуги предоставляются в западных странах на основе формальных показателей, а не в итоге выявления действительно нуждающихся. Этот существенный просчет в подходе к решению социальных задач общества отражается, например, на размере социальных пособий.

В Германии размер пенсии по случаю потери кормильца и компенсационных выплат к ней, при прочих равных условиях, зависит от правил, установленных различными социальными фондами.

В то же время существует проблема чрезмерного обеспечения социальными услугами одних групп и недостаточное обеспечения других. В ФРГ престарелые пенсионеры могут получать значительную пенсию, хотя и не платили взносы в систему страхования вследствие отсутствия кормильца в семье. С другой стороны, отсутствует достаточное материальное обеспечение женщин, воспитывающих детей.

Бездетный одинокий человек, имеющий право на социальную помощь и особое обеспечение по старости, т. е. высокий размер пенсии, так как он потерял кормильца, имеет преимущество над бездетной супружеской парой, которая не может претендовать на дополнительное обеспечение.21

Многие вопросы обеспечения прав человека на рынке труда также далеки от окончательного урегулирования. Не является секретом тот факт, что многие виды социального обеспечения рабочих находятся в ведении самих предприятий и их собственников. Часто случается, что социальное обеспечение в случае болезни, оплата разницы между заработной платой и декретным пособием матери, пособие по уходу за детьми и существенная часть средств, уходящих на поддержание условий труда, являются заботой предприятий, больших или малых.

Это положение значительно ухудшает шансы найти работу именно для тех категорий граждан, которые должны получать социальное обеспечение за счет предприятия, т. е. больных, матерей, беременных женщин, инвалидов, лиц предпенсионного возраста.

Еще одним просчетом в осуществлении реформ является зачастую ошибочный подход государства к вопросам финансирования. Программы предоставления социальной помощи или социального обеспечения финансируются из бюджета, за счет налогов и из средств, поступающих в качестве взносов в систему социального страхования.

Часто эти деньги тратятся на достижение иных, политических целей государства. Довольно показательный случай — финансирование «немецкой свободы», т. е. использование средств из касс социального страхования на нужды объединения Германии, а не с целью защиты трудящихся от предусмотренных системой страхования стандартных рисков.

В свете просчетов и недостатков современных реформ в странах Западной Европы формулируются и широко обсуждаются внеочередные, среднесрочные и долгосрочные задачи.

Из них заслуживают внимания следующие.22

1. Перевод значительной  части финансирования из сферы  социального обслуживания «нормальных»  граждан, способных собственными  силами обеспечить себе существование, на цели помощи особо нуждающимся категориям граждан и социальным группам, в особенности многодетным семьям, неработающим матерям, физически и умственно неполноценным лицам, бездомным.

2. Изыскание возможностей  защитить на рынке труда интересы лиц, начинающих трудовую деятельности, застраховать их от риска безработицы и ранней инвалидности, улучшение материального положения работающих матерей.

3. Проведение дополнительных  мероприятий, нацеленных на установление  справедливости в распределении социальной помощи как в рамках семейной социальной политики, так и в заботе о пожилых.

4. Усиление социального  самоуправления во избежание  использования страховых средств  для решения политических задач.

5. Реформирование системы  предоставления социальных услуг с целью учета не формальной, а фактической потребности в социальном обеспечении.

В качестве среднесрочных и долгосрочных целей выделяется проведение реформ по общему улучшению состояния таких областей социальной политики, как защита условий труда рабочих, гарантия доходов, а также реформы системы социального страхования в целом и, в частности, страхования от болезни, несчастного случая, инвалидности и старости, безработицы.

 

2. Социально-экономическая модернизация  в Российской Федерации

2.1. Социально-экономические процессы на современном этапе

 

 

Представляется, что все процессы социальной сферы - идет ли речь об отдельном государстве, региональном или мировом сообществе - можно свести в следующие группы, которым соответствуют конкретные функции социального управления.

Первая группа - изменения во внешних условиях жизни людей (функции обеспечения безопасности и создания условий, гарантирующих права и свободы граждан, обеспечение доходов и качества жизни населения, борьба с нищетой и голодом, функции решения проблем женщин, помощи детям).

Вторая группа - изменения в самом содержании жизнедеятельности людей, т. е. в образе их жизни, а также в социальных качествах (функции обеспечения роста образовательного и культурного уровня людей, улучшения здравоохранения, развития народонаселения, функции повышения трудовой, социально-политической, производственно-творческой и других видов общественной активности, формирования у людей восприимчивости к инновациям).

Третья группа реализует целенаправленное воздействие на процессы формирования, функционирования и развития различных социальных систем как общностей, их социальной интеграции. В уже утвердившейся мировой практике существует несколько социальных групп, которые требуют к себе особого внимания.

К ним относятся молодежь, пожилые люди, хронически больные, национальные меньшинства и коренные народы. Для них осуществляются конкретные социальные программы соответствующими структурами ООН и другими организациями, которые предпринимают дополнительные согласованные условия, чтобы привлечь внимание к этим особым группам населения путем проведения исследовательской работы и сбора информации, разработки международных норм, стандартов и рекомендаций, действующих в отношении этих социальных групп.

Наконец, четвертая группа функций глобального социального управления связана с попыткой преодоления так называемых анти- гражданских проявлений: преступности, наркомании и терроризма. Организованная международная преступность, незаконный оборот наркотиков и терроризм превращаются в социальные, политические и экономические силы, способные изменить судьбы стран и целых регионов.

Перечисленные нами глобальные управленческие функции осуществляются в той или иной мере в любом обществе. Разумеется, в общественных системах разных видов эта деятельность имеет определенную специфику. Но в любом случае существенными ее признаками независимо от масштабов продолжают оставаться: а) наличие целей; б) конкретное воплощение общественно-властных отношений; в) совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей, закрепленных, как уже подчеркивалось, в нормах международного права и подкрепляемых международными обычаями; г) формализация значительной части целей, задач и отношений.

На основе выявления предмета, общих закономерностей и функций представляется возможным сформулировать основополагающие идеи, принципы, конкретизирующие основы и векторы управления социально-экономическими процессами, что необходимо для осуществления практической управленческой деятельности.

К сожалению, в научной литературе по проблемам глобализации вопрос о принципах глобального управления пока еще не ставится. Дело ограничивается лишь констатацией того очевидного факта, что управлять мировой экономикой и мировыми социальными процессами крайне необходимо23.

Это означает, что управление социальными процессами нуждается в адекватном для выполнения своих задач знаниях, способностях, установках и навыках, составляющих основу содержания феномена «компетенция». Проблема управления социальными процессами может быть не только в том, что управляющий орган неадекватно отражает ситуацию, в связи с отсутствием соответствующих знаний, но и в том, что он просто не может создать адекватной ей компетенции.

Здесь, собственно, и выявляется основная проблема отечественных реалий - бессубъектность, о которой уже говорилось выше. Как подчеркивает А.И.Пригожин, «...субъектность - свойство, приобретаемое и развиваемое, однако его развитие зависит как от общественных условий, так и от личных особенностей индивида»24.

Следовательно, понятие компетенции может создаваться, развиваться и реализоваться только в социальных процессах, включающих в себя множество противоречивых элементов и их различных сочетаний, линейных и нелинейных связей людей в процессе решения различных проблем.

Нас интересует роль социальных процессов в отношении проявления новых свойств и качеств феномена компетенции, ее универсальных характеристик. На первый взгляд проблема соотношения компетенции и социальных процессов с точки зрения синергетики выглядит неким парадоксом.

Очевидно, что взаимодействия людей, как носителей компетенций, всегда окажутся связанными с управлением и протеканием социальных процессов, а значит и с действующими лицами социального процесса. Таким образом, устойчивость функционирования социальных процессов и эффективное управление ими оказываются невозможными без компетенции и ее постоянного обновления.

Описание
Цель определяет задачи исследования. Задачи, которые ждут своего решения в вышеочерченном направлении исследования, могут быть сведены к следующим:
Изучить теоретико-методологические аспекты социально-экономических процессов, выявить их сущность и специфику;
Исследовать социально-экономическую модернизацию в Российской Федерации;
Охарактеризовать социально-экономические процессы на современном этапе;
Содержание
содержание отсутствует