Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика

Дата добавления: 16 Декабря 2014 в 11:17
Автор работы: d******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (68.21 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Курсовая 2 ИСЭПП Дерягин Ю.В..doc

  —  276.50 Кб

Следовательно, компетенции людей позволяют реализовать и обновлять сам социальный процесс, выражают ход этих процессов и определяют их логику.

Таким образом, можно утверждать, что компетенции людей в большей степени оказываются той движущей силой, которая обеспечивает воспроизводимость самих социальных процессов.

 

2.2. Специфика современной российской модернизации в контексте социально-экономических процессов

 

Исследования показывают, что население России будет дальше продолжать сокращаться в XXI в. По данным ООН, Россия к 2050 г. должна выйти на первое место по убыли населения.

Причем при численности русского населения около 120 млн человек ежегодная убыль составляет порядка одного миллиона. «Это означает не «депопуляцию» в принятом у многих наших статистиков смысле этого термина, а вымирание русского народа с невиданной в истории скоростью. Уменьшение доли русских в населении Российской Федерации приобретает характер постоянно действующей тенденции, - подчеркивает М. Н. Руткевич. - Более того, этот процесс будет в ближайшее время прогрессировать»25.

Все это свидетельствует не только о демографической катастрофе в России, но о вымирании государство-образующего этноса - русских. Из мировой истории известно, что в прошлом нередко многочисленные для своего времени и, казалось бы, непобедимые народы бесследно исчезали в результате их завоевания и истребления, ассимиляции среди победителей или просто изгнания из мест исторического обитания.

В новом тысячелетии Россия «создает прецедент, когда большие народы в мирное время... могут исчезнуть только потому, - считает Л. Л. Рыбаковский, - что воспроизводство населения «сузилось» до уровня, не гарантирующего его выживания»26.

Приходится констатировать, что, в то время как численность населения соседних стран (в сочетании с увеличением их экономической мощи и боеспособности их армий) быстро возрастает, принимаемые сегодня государством меры по улучшению демографической ситуации в стране, включая так называемый материнский капитал, носят слишком запоздалый характер. Они никоим образом не могут уменьшить скорость вымирания населения России, которое в перспективе неизбежно станет этническим меньшинством.

Непродуманные реформы в сфере военного строительства значительно подорвали оборонный потенциал страны и привели к снижению боеспособности Вооруженных сил Российской Федерации.

Ныне надежное обеспечение национальной безопасности России требует прежде всего модернизации обычных вооружений и стратегических ядерных сил (которые в значительной степени компенсируют наше техническое отставание в более дорогих обычных вооружениях от стран НАТО) в целях укрепления обороноспособности и военной безопасности.

А это возможно лишь на основе эффективной военной политики, опирающейся на новейшие научно-технические достижения и научное прогнозирование, а главное - объективный анализ возможных (в том числе и невоенных) угроз безопасности страны. В противном случае Россия может оказаться в ряду третьеразрядных государств, более того, будет обречена на территориальный раздел между ведущими центрами силы. Следует учитывать, что по прогнозам при существующих демографических тенденциях Россия уже в первой четверти нового столетия «окажется неспособной контролировать свои обширные территории»27.

В частности, хорошо известны территориальные претензии Китая на российские территории, которые относятся не к заполярным, а к южным регионам Дальнего Востока и представляют наиболее перспективные сельскохозяйственные районы с богатыми природными ресурсами.

В XXI в. особый интерес для стран «золотого миллиарда», и особенно США, представляют неиспользованные до сих пор ресурсы Сибири и Дальнего Востока - уникальные территории, которые являются фактически резервом страны.

Надо сказать, что в американской печати многократно публиковались взгляды З. Бжезинского и М. Олбрайт по расчленению современной России, согласно которым «России одной слишком много, например, Сибири. Надо ее оторвать от России, создать там ряд карликовых государств, тогда, мол, сибирские республики замкнут пресловутые «клещи» вокруг Китая28. Известные отечественные исследователи данной проблемы считают, что в новом столетии в территориальном плане действительно существует реальная опасность ослабления суверенитета России над отдельными территориями Сибири и Дальнего Востока29.

Поэтому в XXI в., несмотря на кардинальные изменения международных отношений, при сохранении существующих кризисных демографических тенденций не следует забывать исторический опыт, что страна не может сохранить свои территории, если они слабо заселены и не защищены.

Таким образом, происходящие кризисные процессы в России свидетельствуют, во-первых, о неадекватности проводимых реформ назревшим задачам общественного развития, во-вторых, являются серьезным политическим фактором, недооценка которого в условиях глобализации и разразившегося мирового финансового кризиса чревата опасностью отката назад и еще большей дестабилизацией социально-политической обстановки в России.

Для преобразования нашего общества необходима научно обоснованная концепция «социальной модернизации» России, которая должна учитывать национальные особенности нашего государства и в то же время опираться на позитивный (принимая во внимание и негативный) опыт развития и модернизации других стран. Лишь в этом случае у нас есть шанс преодолеть как внутренние проблемы, так и проблемы глобального характера, а также избежать национальной катастрофы.

В противном случае, если не будет собрана политическая воля, не произойдет переход к политике осуществления национальных интересов, инновационного социально-экономического и научно-технического развития страны, подъема уровня и качества жизни населения, кризисные процессы будут только нарастать, а новый мировой порядок в условиях глобализации будет строиться против России и за счет России.

Несмотря на последовательные и убедительные призывы руководства страны к переходу на инновационный курс развития, наша страна по-прежнему продолжает отставать от развитых стран, более того, этот разрыв увеличивается.

В последние годы заметно снизился потенциал прикладной науки, развитие которой и определяет не только новые источники развития экономики, но и «деятельности людей, как процесс, обеспечивающий постоянное наполнение социального воспроизводства живыми человеческими силами. Это, собственно, «сердцевина социального процесса, «срастание» и развитие человеческих способностей, обеспечивающих постоянную пульсацию деятельности»30.

Наука оказалась не востребована, поскольку общество не использует ее результатов, не понимает ее смысла и значения. Сегодня в нашей стране в инновационном развитии ведущую роль играет линейная модель инноваций, т. е. разработанная фундаментальная научная идея воплощается в прикладных исследованиях. Последние, как известно, являются основой инноваций, в ходе реализации которых и возникают передовые технологии.

В развитых же странах в дополнение к линейной модели постепенно внедряется так называемая «модель множественных источников инноваций», в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части социальной системы.

При решении этой проблемы в условиях нашей страны, в большинстве случаев, наблюдается конфликт двух подходов: поддержка инноваций с точки зрения управления продуктовой деятельностью и поддержки конкретных субъектов инновационной деятельности.

Однако совершенно очевидно, что эти подходы не следует рассматривать как альтернативные, поскольку они, являясь ключевыми элементами социальных процессов, «обязаны» дополнять друг друга.

В плане наших рассуждений можно говорить о том, что обеспечить это возможно при условии повышения эффективности управления социальными процессами. Эта обусловленность определена не только в пространстве, но и во времени, как их постоянная смена, переход друг в друга, сращивание и умножение.

 

3. Перспективы социально-экономической  модернизации в Российской Федерации

3.1. Основные проблемы развития модернизации в социально-экономической сфере

 

Социально-экономическая модернизация является целью и средством перехода России на качественно новый инновационный путь развития. Развитие человеческого капитала и подготовки специалистов, способных работать на инновационных предприятиях, выступает движущей силой в процессе модернизации.

Переход от политики восстановления к стратегии развития в нашей стране не вызывает сомнения, тем более, что общее состояние российской экономики не внушает оптимизма.

Деиндустриализация страны, которая проходила в течение последних двух десятилетий, привела к тому, что промышленность так и не вышла на докризисный уровень развития (уровень производства в процентах, июль 2010 г. к сентябрю 2008 г.): металлургия - 8 %; текстильное и швейное производство - 12,6 %; мебель, спорттовары, ювелирные изделия - 12,9 %; стройматериалы -16,3 %; производство оборудования - 32 %31.

В сфере экономики и диверсификации производства предстоит преодолеть тенденцию деиндустриализации / примитивизации, которая развивалась в условиях краха экономики 90-х гг. XX в. и оставалась характерной для периода ее роста в первом десятилетии XXI в.

Для этого потребуются усилия по формированию новой структурной политики, поскольку сложившаяся структура явно деформирована, в ней топливно-энергетическая составляющая доминирует над всеми остальными. Эффективность использования средств, выделенных на модернизацию экономики из бюджета страны на 2011-2013 гг., составляет 1,6 трлн руб. и во многом определяется ясным представлением проблем, решение которых необходимо для осуществления модернизации и перехода на инновационное развитие экономики.

Среди 146 стран мира по уровню экономического развития (ВВП в расчете на душу населения) Россия занимает 43-е место; по реальным доходам на душу населения - 50-е место, по уровню образования -40-е место, а вот средняя продолжительность жизни, здоровье нации и качество здравоохранения ставят нашу страну соответственно на 105-е, 127-е и 130-е места32.

В итоге индекс социального развития, который, по мнению экспертов ООН, считается главным комплексным показателем развития социальной сферы, объединяющим показатели уровня реальных доходов, продолжительности жизни и образования, существенно отстает от уровня экономического развития - 65-е место в сравнении с 43-м. На значение этого показателя в наибольшей степени оказывает влияние низкая средняя продолжительность жизни, особенно у мужчин. В 2009 году она составляла 62.8 года. В развитых странах этот показатель составляет 77-80 лет33.

Российское здравоохранение нуждается в увеличении объемов государственного финансирования и, одновременно, в существенном повышении эффективности использования выделяемых средств. Несмотря на то что в последнее время абсолютный объем выделяемых на здравоохранение государственных средств увеличился, доля в ВВП государственных расходов на здравоохранение остается значительно ниже, чем в развитых странах.

В России государственные расходы на здравоохранение в процентах к ВВП составили: в 2008 году - 3.7%, в 2009 году - 4.3%, в 2010 году - 3.8%, тогда как в Германии в 2008 году - 8%, Италии - 7%, Норвегии - 7.2%, Франции - 8.8%, Великобритании - 7.5%; в 2009 году в США - 7.9%, в Японии - 6.7%, в Канаде - 7.5%34.

Для обеспечения социально-экономического развития необходимо уделять большое внимание факторам, обеспечивающим рост экономических показателей. Одним из таких факторов является качество жизни населения. Ежегодно, начиная с 1990 года, в рамках Программы развития ООН публикуются Доклады о развитии человека, в которых представлены рассчитанные международными экспертами значения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) различных стран, а также места, занимаемые странами в мировом рейтинге.

В Докладе о развитии человека за 2011 год Россия заняла 66-е место в списке из 187 стран с показателем ИРЧП = 0.755, уступив позиции в мировом рейтинге практически всем развитым странам (табл. 1 Приложение 1).

В России доля затрат на здравоохранение в ВВП существенно ниже уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (5-6% ВВП). Особенно наглядно наше отставание в финансировании расходов на здравоохранение видно при сопоставлении подушевых затрат на здоровье в разных странах (табл. 2 Приложение 2).

Для улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан Правительством Российской Федерации была поставлена задача коренной модернизации здравоохранения с целью обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения.

В большинстве российских организаций нет современных систем управления инновационной активностью персонала. В сознании работников твердо утвердилось мнение, что всякая инициатива наказуема. Наши исследования показывают, что по этой причине нет возможности мобилизовать поистине огромный интеллектуальный потенциал работников.

Назрела острая необходимость в модернизации трудовых отношений. Однако экономическая наука не уделяет этому важнейшему направлению модернизации экономики должного внимания.

К сожалению, анализируя основные экономические показатели в табл. 3 (Приложение3), необходимо признать, что это не носит прогрессивный характер. Темпы роста экономики замедляются и при таких темпах трудно тратить триллионы на модернизацию и проводить амбициозную и успешную политику, ведущую к формированию новой неоинформационной экономики.

Наша страна столкнулась с двумя проблемами: первая - низкий уровень рождаемости, присущая многим развитым странам; вторая - высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, характерная для стран развивающихся.

Описание
Цель определяет задачи исследования. Задачи, которые ждут своего решения в вышеочерченном направлении исследования, могут быть сведены к следующим:
Изучить теоретико-методологические аспекты социально-экономических процессов, выявить их сущность и специфику;
Исследовать социально-экономическую модернизацию в Российской Федерации;
Охарактеризовать социально-экономические процессы на современном этапе;
Содержание
содержание отсутствует