Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика

Дата добавления: 16 Декабря 2014 в 11:17
Автор работы: d******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (68.21 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Курсовая 2 ИСЭПП Дерягин Ю.В..doc

  —  276.50 Кб

В-пятых, наибольшие потрясения социальные трансформации конца прошлого века в России вызвали в области демографии. Фактически с 1991 г. в результате сложения неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов и принятия курса, известного под названием «шоковая терапия», в стране наблюдается устойчивая тенденция депопуляции, принявшая характер подлинной демографической катастрофы.

Социальный процесс - это многогранная деятельность, сопряженность различных событий и ситуаций, которые происходят в деятельности и взаимодействиях людей.

В результате таких однонаправленных взаимодействий, определяющихся мотивами и ориентациями людей, может изменяться состояние социальной системы, что ведет к изменению ее структуры, элементов и отношений.

То есть это является неким пространством «производства» и развития компетенций, определенная последовательность состояний и мгновений, связанных с реализацией людьми их естественного жизненного процесса. В этом процессе «самоизменения, саморазвития, т. е. в процессе этой эволюции, обеспечивается сохранение и устойчивость социального процесса»39.

Отсюда следует вывод, что при протекании социального процесса устойчивость и сохранение основных элементов компетенции обеспечиваются их сменой и переходом друг в друга.

Таким образом, социальный процесс возникает не только как результат суммирования актов человеческой деятельности, но и как результат постоянной смены и перехода друг в друга, сращивания и умножения основных элементов компетенций. В результате этого процесса социальный процесс увеличивает свою «социальную потенцию» и регулятивные возможности.

Этот вывод имеет практическое значение, поскольку связан со становлением в нашей стране современного социального института - управления постиндустриального типа.

Управление социальными процессами, в котором не учитываются компетенции тех людей, для решения проблем которых оно и создано, превращается в фактор отчуждения людей от общих задач и интересов.

Данное обстоятельство приводит к потере системой управления множества потенциальных возможностей, направленных на обеспечение для динамичного развития социальных систем.

Это ослабляет способность обновления компетенций за счет того, что «инертность позволяет вести поиск только тех инновационных идей, которые являются рациональными и совместимыми с предшествующей компетенцией людей»40.

Этим, в частности, объясняется множество неудачных попыток внедрения в условиях российской реальности эффективных западных моделей управления, в результате чего инновационные идеи весьма медленно и с большим трудом проникают в отечественную управленческую практику.

 

Заключение

Представляется, что современный этап социоэкономического пространства требует формирования совершенно новой модели управления. Такая модель должна строиться на вполне конкретных глобальных инструментариях и только на основе четкого выделения субъекта, объекта и предмета глобального управления, анализа его закономерностей, функций и принципов. Без использования всего вышеперечисленного построить систему регулирования и управления социально-экономическими процессами невозможно, а следовательно, и невозможно осуществлять конкуренцию на международном уровне.

Реальный путь вхождения России в мировое конкурентное пространство - это постепенное приближение российской внутренней предпринимательской среды к правилам конкуренции, действующим на мировых рынках. В связи с этим необходим анализ существующих тенденций роста конкурентоспособности производителей в странах - лидерах мирового хозяйственного сообщества и сопоставление этих тенденций с основными характеристиками экономического развития России в последние годы.

Завершая исследование, еще раз зададимся принципиальными на сегодняшний момент вопросами: являются ли предпринятый нами анализ и выводы о необходимости глобального управления верными, и прежде всего, можно ли их считать разумными с точки зрения противостояния двух способов организации бытия людей - традиционно государственного и транснационального? Ответ на эти, как и многие другие вопросы не лежит на поверхности. И если кто-то действительно желает понять, в чем по своей сути состоит это противостояние, тот должен исходить, по нашему мнению, не только из хитросплетений экономических теорий, но и быть способным творчески применить их, интерпретируя окружающую действительность.

При анализе сложившейся в мире глобальной ситуации возникает вопрос: каковы стратегические перспективы интеграции России в глобальном управлении и регулировании как в роли их субъекта, так и объекта? Представляется, что ответ на этот вопрос предполагает, во-первых, самоидентификацию нашей страны в основных проектах модернизации, во-вторых, выбор возможного и выгодного для нас сценария развития.

Так, в начале 1990-х годов Россия оказалась перед нелегким выбором пути модернизации. К ее различным вариантам принято относить: а) неолиберальную («ортомодернистскую») модель; б) «ультрамодернистскую» модель, основанную на сохранении верности социалистической ориентации; в) «ретромодернистскую» модель как попытку найти социал-демократический выход из сложившейся ситуации; г) технократическую («реформодернистскую») модель, которая в совокупности с неолиберальной и стала реализовываться в стране.

Одновременно с этим набирали силу антимодернистские и ультрамодернистские настроения, что не исключало наличие и других тенденций - фактически инволюционных процессов деиндустриализации и потери накопленного в советские годы научно-технического потенциала и подавляющего большинства социальных завоеваний.

Не лучше обстоит дело и с выбором Россией своего места в мировых сценариях развития. Анализируя глобальную ситуацию, академик Л.И. Абалкин пришел к выводу, что в ближайшей перспективе могут быть реализованы следующие глобальные сценарии, определяющие место нашей страны в мире.

1. Доминирует супердержава - США, чьи модели социально-политического и экономического развития навязываются остальному миру в качестве универсальных, что позволяет упорядочить мир по степени приближенности стран и регионов к мировому лидеру.

2. Доминирует мировая  элита («золотой миллиард»), удерживая под жестким контролем остальной мир, что обостряет противоречия между Севером и Югом.

3. Многополюсный мир, в  котором 6-8 региональных группировок  со своими зонами притяжения  и влияния обеспечивают многообразие  и взаимодополнительность различных цивилизационных ареалов.

Нетрудно прийти к выводу, что наиболее приемлемым для России является третий вариант (сценарий). Но и в этом случае ей предстоит в жестком противоборстве выстраивать и защищать свою зону влияния, с тем чтобы стать ключевым игроком в одной из региональных группировок и включиться в глобальное управление не только в качестве объекта, но и субъекта.

Готова ли наша страна в наступившем веке стать фактором, меняющим глобальную ситуацию в позитивную для нее сторону? Ответ на этот вопрос непосредственно зависит от того, способна ли Россия обеспечить высокую конкурентоспособность, сохраняется ли у страны потенциал для взаимовыгодного сотрудничества и можем ли мы перейти к разработке и реализации стратегии самоподдерживающегося устойчивого развития.

Таким образом, точкой обновления социальных систем становятся условия становления и развития индивида и его компетенций в широкой трактовке этого понятия.

Трудность ситуации, сложившейся в настоящий период развития нашей страны, заключается в том, что в протекании социальных процессов отсутствуют желание работать в обстановке развития, стремление к новым знаниям и к разнообразию деятельности. Отсутствует стремление к принятию ответственности на себя, к поддержанию коллег, реализации способностей и проявлению инициативы.

Однако регулятивные механизмы социальных процессов сами по себе не гарантируют успешного осуществления формирования и реализации компетентности в любой деятельности. Для этого необходимо научиться управлять социальными процессами, исследовать, помимо материальных ресурсов, готовность населения к инновационному характеру жизни, поскольку наше общество устроено сложнее, чем, скажем, структура какой-либо западной системы.

Поэтому социальные инновации в рамках управления социальными процессами, как формы переноса человеческого капитала, по значимости может быть даже масштабнее и эффективнее, чем технические инновации.

Это обстоятельство совершенно объективно задает социальным системам установку на раскрытие и использование потенциала создаваемых и развиваемых компетенций людей как на ресурс организационной эффективности.

 

 

Библиографический список

  1. MilnerH.V. International political economy: beyond hegemonic stability // Foreign policy. N.Y., 1998. № 110.
  2. Авксентьев, В. А., Гриценко, Г. Д., Дмитриев, А. В. Региональная конфликтология. Концепты и российская практика. [Текст] / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев. М. : Альфа-М. 2009.- 368 с.
  3. Агзамов ,Р.З. Маркетинг, ориентированный на создание компетенций. [Текст] / Р.З. Агзамов Уфа : РИО УГАТУ, 2010.- 85 с.
  4. Беккер,Г., Босков, А. Современная социологическая теория. [Текст] / 

Г. Беккер, А. Босков. М.: Изд. Иностранной литературы, 2061.- 882 с.

  1. Василенок,В.Л., Кургузова,Е.А. Проблемы инновационного обеспечения российской экономики в условиях модернизаци. [Текст] /  В.Л. Василёнок, Е.А. Кургузова // Электронный научный журнал СПбГУНиПТ. 2008. URL: http://www.ibl.ru. Загл. с экрана.
  2. Карсавин, Л.П. Философия истории. [Текст] / Л.П. Красавин. СПб.: «АО Комплект» 1993.-214 с.
  3. Кемеров, В.Е. Социальная философия. [Текст] /   Учебник для высшей школы /   В.Е. Кемеров– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 384 с.
  4. Кириллов, В. В. Россия и НАТО: кого надо бояться? [Текст]/ В.В. Кирилов // Социс.- 2008.-№12.- С. 112-116 .
  5. Комментарии по теме: статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» // Видеоблог Дмитрия Медведева; http://blog.kremlin.ru/theme/ 55?page=1 (дата обращения: 23.05.2010).
  6. Крылова, И. А. Кризис российской науки в глобальном контексте [Текст]/ И.А. Крылова // Знание. Понимание. Умение.- 2009.-№1
  7. Маринов, М. Б. Сближение России и Китая: ответ на вызов глобализации [Текст]/ М.Б. Маринов.// Философия и будущее цивилизации (Тезисы и выст. IV Рос. филос. конгр. М., 24-28 мая 2005 г.). Т. 3.М., 2008
  8. Моисеев, Н. Н. С мыслями о будущем России. [Текст] / Н.Н Моисеев.-  М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук- 1997. — 210 с.
  9. Панарин, А. С. Соблазн западничества и аскеза евразийства // Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы. [Текст] / А.С. Панарин.- М.:  2003.
  10. Пригожин, А.И. Методы развития организации. [Текст] /  А.И. Пригожин.-М. : МЦФЭР, 2003.-863 с.
  11. Проект Концепции развития системы здравоохранения России до 2020 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/
  12. Розмаинский ,И.В. Почему капитал здоровья накапливается в развитых странах и «проедается» в постсоветской России? [Текст] / И.В. Розмаинский // Вопросы экономики. -2011.- № 10.- С.133-131.
  13. Руткевич, М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России . [Текст] / М.Н. Руткевич// Социс. -2005.-№10
  14. Рыбаковский, Л. Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы . [Текст] / Л.Л. Рыбаковский// Социс.- 2009.-№7
  15. Федотова, В. Г. Глобализация и модернизация. [Текст] /  В.Г. Федотова // Глобалистика. Энциклопедия. /  М. : ЦНПП «Диалог» ; ОАО «Изд-во Радуга».  2009.-№3
  16. Федотова, В. Г., Хорошее общество. [Текст] /  В.Г. Федотова.- М. : Прогресс-Традиция, 2005.-544 с.

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Таблица 1

Рейтинги стран по индексу развития человеческого потенциала41

 

Страна

Рейтинги по годам

 

1998

1999

2000

2009

2010

2011

2012

Канада

1

1

3

4

6

4

6

США

4

3

6

8

8

13

4

Япония

8

4

9

9

7

10

12

Великобритания

14

10

13

12

18

21

28

Франция

2

11

12

16

16

8

20

Германия

19

14

17

19

21

22

9

Италия

21

19

20

21

17

18

24

Россия

72

71

60

57

65

71

66


 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

Таблица 2

Подушевые расходы на здравоохранение в разных странах за 2007 г.42

 

Страна

Общие расходы на здравоохранение на душу населения, в  долл. по ППС

Государственные расходы на здравоохранение на душу населения, в долл. по ППС

Государственные   расходы к общим расходам на здравоохранение на душу населения в %

Государственные расходы на здравоохранение к государственным расходам в США на душу населения в %

Россия

797

512

64.2

15.4

США

7285

3317

45.5

100

Франция

3709

2930

78.9

88.3

Великобритания

2992

2446

81.7

73.7

Германия

3588

2758

76.8

83.1

Швеция

3323

2716

81.7

81.8

Япония

2696

2193

81.3

66.1

Австралия

3357

2266

67.5

68.3

Описание
Цель определяет задачи исследования. Задачи, которые ждут своего решения в вышеочерченном направлении исследования, могут быть сведены к следующим:
Изучить теоретико-методологические аспекты социально-экономических процессов, выявить их сущность и специфику;
Исследовать социально-экономическую модернизацию в Российской Федерации;
Охарактеризовать социально-экономические процессы на современном этапе;
Содержание
содержание отсутствует