Ассортиментная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение ассортиментной политики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность ассортиментной политики и торгового ассортимента, методы анализа ассортимента и алгоритм его формирования, рассмотреть важность правильной ассортиментной политики для конкурентоспособности предприятия в целом.

Содержание

Введение4

1. Ассортиментная политика торговых предприятий 5

1.1 Сущность ассортиментной политики5

1.2 Торговый ассортимент8

1.3 Методы анализа ассортимента11

1.3.1 ABC анализ11

1.3.2 Анализ по адаптированной матрице BCG 13

1.3.3 Анализ по методу Дибба-Симкина 15

1.4 Алгоритм формирования товарного ассортимента 17

1.5 Ассортиментная политика как фактор конкурентоспособности предприятия 19

2. Особенности формирования аптечного ассортимента 21

Заключение27

Список литературы28

Работа состоит из  1 файл

Курсовик Ассортимент.docx

— 53.32 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Сибирская  государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» 
 
 

Кафедра «Менеджмент» 
 
 
 

Ассортиментная  политика предприятий  торговли и повышение  их конкурентоспособности

Пояснительная записка к курсовой работе

по дисциплине «Коммерческая деятельность»

КР-02068982-080111-16.ПЗ 
 
 
 
 

                                                      Руководитель проекта

                                                            Шестакова Е.В.  
 

                                                      Проект выполнила

                                                      Студентка  группы МК-07Э1

                                                      Шнайдер Е.С.

                                                                              
 
 
 

ОМСК-2010

Аннотация

     Темой данной курсовой работы является ассортиментная политика торговых предприятий и повышение их конкурентоспособности. Работа состоит из введения, заключения и двух глав. Во введении обоснована актуальность темы, поставлены цель и задачи, определены объект и предмет исследования. В первой главе объясняется сущность ассортиментной политики и торгового ассортимента, описываются методы анализа ассортимента и алгоритм его формирования, рассматривается важность правильной ассортиментной политики для конкурентоспособности предприятия в целом. Во второй главе рассматриваются особенности и проблемы формирования торгового ассортимента в аптеках. В заключении содержатся основные выводы по работе.

     Работа  содержит 28 страниц. При написании использовано 11 источников, в том числе и Интернет-ресурсы. 

 

Содержание

Введение4

   1. Ассортиментная политика торговых предприятий 5

      1.1 Сущность  ассортиментной политики5

      1.2 Торговый  ассортимент8

      1.3 Методы  анализа ассортимента11

        1.3.1 ABC анализ11

        1.3.2 Анализ по адаптированной матрице BCG 13

        1.3.3 Анализ  по методу Дибба-Симкина 15

      1.4 Алгоритм формирования товарного ассортимента 17

    1.5 Ассортиментная политика как фактор конкурентоспособности предприятия 19

   2. Особенности формирования аптечного ассортимента 21

Заключение27

Список литературы28

 

Введение

     В современных рыночных условиях потребители  диктуют участникам рынка правила  игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат  компании необходимый уровень конкурентоспособности. Потребитель предъявляет всё  новые, более изысканные требования к товарам. Торговые организации  вынуждены удовлетворять постоянно  возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

     Оптимально  подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет  управлять долей маржинального  дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При  несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных  потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается  снижение экономической устойчивости предприятия. Как свидетельствует  мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен  в ассортиментной политике, владеет  методами её реализации и может максимально  эффективно ею управлять.

           Предметом исследования является  ассортиментная политика торговых предприятий, объектом исследования является влияние ее успешного формирования на деятельность предприятия в целом и на уровень его конкурентоспособности в частности.

      Целью данной курсовой работы  является изучение ассортиментной политики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность ассортиментной политики и торгового ассортимента, методы анализа ассортимента и алгоритм его формирования, рассмотреть важность правильной ассортиментной политики для конкурентоспособности предприятия в целом. 

 

1 Ассортиментная политика торговых предприятий

      1.1 Сущность ассортиментной  политики

     Ассортиментная  политика - формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия  и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели.

     Ассортиментная  политика - одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента продаваемой продукции может  иметь различные решения в  зависимости от целого комплекса  конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

     Однако  общие правила и зависимости  могут и должны быть определены и  сформулированы на основании анализа  состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы)

     Выбор той или иной ассортиментной стратегии  должен основываться на оценке изменений  денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в  перспективе.

     Любое расширение ассортимента неизбежно  влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в  будущем, а могут и не иметь  вообще.

     Политика  изменения ассортимента может базироваться на трех подходах:

     1. Вертикальное изменение. Данный  процесс является составной частью  вертикальной диверсификации деятельности  компании и направлен на расширение  или сужение продаваемой продукции,  связанное с самостоятельным  выпуском тех товаров, которые  ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.

     2. Горизонтальное изменение. Одна  из составляющих политики горизонтальной  диверсификации. Представляет собой  изменение ассортимента в рамках  уже проводимой деятельности  либо в аналогичных направлениях  или выход на новые рынки  без перехода на смежные уровни  в рамках кооперации.

     3. Комплексное изменение. Диверсификация  в обоих направлениях.

     Оценка  эффективности того или иного  подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в  первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (DПр), полученного  в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.

     DПр = DД - DР (1), где DПр - изменение  прибыли, DД - изменение дохода, DР  - изменение расходов, вызванные  расширением/сужением ассортимента.

     Так как в данном случае речь идет о  будущих событиях то и количественная оценка не может быть абсолютно точной, поэтому менеджеры должны рассматривать  и оценивать возможный прирост  доходов с точки зрения его  вероятности, а расчет необходимо проводить  по двум сценариям – минимальному и максимальному.

     Окончательное решение должно приниматься исходя из среднего показателя, с учетом коэффициента ковариации. При этом в случае равенства  полученных средних величин, предпочтение должно отдаваться сценарию с наименьшей вариацией (разбросом значений).

     Если  определение экономических выгод  от введения новых (сокращения старых) видов продукции в будущем  связано с рядом трудностей, вызванных  необходимостью апеллировать "мягкими" величинами и неточными, вероятностными оценками, то определение целесообразности изменения ассортимента за прошедший  период представляет собой менее  сложную, хотя и весьма трудоемкую задачу. Несмотря на это, необходимость проведения таких вычислений, с целью выявления финансовых результатов от избранной ассортиментной политики, не вызывает сомнений. [3]

     Решением  этих задач занимается управленческий учет: исчисление рентабельности по видам  деятельности, группам товаров, отдельным  единицам продукции (центрам рентабельности). При этом могут использоваться те же подходы, которые использовались в целях прогнозирования. Сопоставление  ожидаемых результатов с фактическими показателями может послужить не только для оценки правильности ранее  принятых решений, но также и для  определения степени адекватности тех допущений, которые были положены в основу прогноза.

     При условии успешного продвижения  на рынке нескольких товарных групп (стратегия диверсификации ассортимента), широта ассортимента может рассматриваться  как способ увеличения устойчивости объекта (бизнеса, организации и  т. д.).

     Если  компания развивает более одного направления в рамках однородной товарной группы (например, разлив пива в бутылки, жестяные банки, ПЭТ-бутылки, бочки и т. д.), то конкуренты, занятые  продвижением аналогичной товарной позиции могут отставать в  производстве тех же видов и методов  расфасовки. Это связано, во-первых, с привлечением дополнительного  финансирования, а во-вторых, с необходимостью изыскания (копирования) аналогичных  ноу-хау.

     В данном случае относительная устойчивость компании с более широким ассортиментом  может быть определена с точки  зрения вероятности повторения (воспроизведения) конкурентами адекватных позиций. Так, например, вероятность повторения конкурентами - производителями пива разнообразных  форм упаковки может оцениваться  следующим образом: бутылки "улучшенной" формы - 0,9; ПЭТ-бутылки - 0,8; жестяные банки - 0,5. В нашем примере общий коэффициент  вероятности повторения полного  ассортимента упаковки будет равен 0,36 (0,9*0,8*0,5). Это значит, что возможность вторжения на рынок нового конкурента с воссозданием всех трех позиций составляет 36 шансов из 100. Если же компания, имеющая конкурентные преимущества по ассортименту, разработает еще одну, эксклюзивную позицию, скажем твердое или быстрорастворимое пиво с оценкой вероятности повторения в 0,01, то потенциальные возможности новых конкурентов упадут соответственно до 36 шансов из 10000 (0,9*0,8*0,5*0,01).

     Все эти расчеты могут оставаться верными при условии тождества  потребительских качеств новых  ассортиментных позиций и запросов покупателей (маркетинговая целесообразность). Если потребителю новые продукты (упаковка) не нужны, то конкурентоспособность  компании может быть оценена в  обратном порядке.

     1.2 Торговый ассортимент

     Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых  многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные  и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары? объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

     В зависимости от однородности сырья  и материалов, из которых изготовлены  товары, их подразделяют на изделия  из металла, кожи, стекла и т.д.

     По  потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т.п.

     Важным  признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости  создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.

     С учетом сложности ассортимента различают  товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию  по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам  сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия