Аудит стратегического управления ассортиментом торгово-закупочной компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование стратегического управления ассортиментом торгово-закупочной компании. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить товарный ассортимент, как инструмент удовлетворения покупателей;
- рассмотреть формирование и управление ассортиментом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… ...3
ГЛАВА I. ТеорЕтИческая основа стратегического управления ассортимента предприятия………………..………..5
1.1. Товарный ассортимент как инструмент удовлетворения потребностей покупателей……………………………………………………….5
1.2. Формирование и управление ассортиментом ……………………...12
ГЛАВА II. Обзор И АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «SEVEN»......………………………………………….18
2.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Seven»…………...18
2.2. Анализ ассортимента торгового предприятия ООО «Seven»…....20
2.3. Разработка стратегии формирования ассортиментной политики торгового предприятия………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 56.37 Кб (Скачать документ)

     Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

     – для определенной области применения (бытовая техника);

     – для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);

     – для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и так далее;

     – для определенной категории потребителей (детская одежда).

     Товарный  ассортимент может быть:

     – замкнутым (товары одного производителя);

     – насыщенным (аналогичные товары многих производителей);

     – широким (несколько видов связанных между собой товаров: искусственная новогодняя елка, игрушки и тому подобное);

     – смешанным (разнообразные, не связанные между собой товары).

     В целом, сущность планирования и формирования товарного ассортимента заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям  определенных категорий покупателей.

     В качестве основных характеристик товарного  ассортимента выделяют:

     • глубину и широту ассортимента;

     • принцип формирования ассортимента;

     • структуру;

     • поведение товара на рынке.

     Глубина и широта ассортимента важны для  формирования и распределения степени  риска. Широкий ассортимент основан  на количестве предлагаемых ассортиментных групп; глубокий ассортимент – на количестве позиций в каждой ассортиментной группе. Сбалансированный ассортимент базируется на соотношении между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен.

     Принцип формирования товарного ассортимента может быть следующим:

     – функциональным (офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары);

     – потребительским (детские товары, военные товары);

     – сбытовым (товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке);

     – ценовым (дешевые товары, товары класса «люкс»).

     Первостепенной  целью формирования ассортимента является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса, который в свою очередь является важным элементом рыночного механизма. В спросе концентрируются общественные отношения по проблемам производства, товародвижения, реализации продуктов общественного труда. Спрос определяет емкость рынка.

     Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую  деятельность, фирма должна постоянно  развивать товарный ассортимент. Необходимо выполнять и учитывать ряд факторов, основными из которых являются:

     – изменение спроса на отдельные товары;

     – появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии;

     – изменения в товарном ассортименте конкурентов.

     Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:

     – целесообразность использования свободных мощностей;

     – желание покупателей закупать товары широкого ассортимента;

     – целесообразность использования побочных продуктов производства.

     Задача  высшего руководства фирмы и  состоит в том, чтобы с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается благодаря управлению товарным ассортиментом, главной целью  которого является его оптимизация.

     Очень важна возрастная структура товарного  ассортимента между старыми и  новыми товарами должно быть гармоничное  равновесие. Если ассортимент устарел, он будет находить все меньше покупателей. Если он слишком нов, то потребуется  длительное время для достижения достаточного спроса, и издержки по производству и продаже товаров  будут перекрывать прибыль.

     В процессе оптимизации управленческие воздействие направляется на главные  характеристики ассортимента: широту, насыщенность, глубину, гармоничность.

     Широта  ассортимента – это сумма составляющих ее ассортиментных групп. Если фирма  продает ювелирные изделия, косметические  товары и хозяйственные принадлежности, то широта равна трем. Фирма может  развивать ассортимент за счет реализации товаров новых товарных групп.

     Насыщенность  ассортимента – это общее количество всех продаваемых товаров. Фирма может развивать ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций.

     Глубина ассортимента характеризует степень  дифференциации каждого изделия  или каждой разновидности товара, поскольку дифференциации могут  подвергаться такие пищевые товары, как молоко, а также некоторые  сырьевые товары, например железные руды. Фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в одних  ассортиментных группах и уменьшить  их в других.

     Гармоничность характеризует степень однородности ассортимента по отношению к предпочтениям  конечного потребителя, торгового  посредника, характеру производственного  процесса и другое.

     Оптимизация ассортимента – это непрерывный процесс реализации товарной политики, а ассортимент не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы на рынке. Фирма может гибко реагировать на переход товара от одной стадии жизненного цикла к другой. На первой стадии внедрения на рынок предлагают обычно наиболее популярные модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста расширяют ассортимент и параметрический ряд выпускаемых изделий, и к стадии зрелости вводят на рынок полный набор изделий всего параметрического ряда. В стадии спада на рынке оставляют только одну-две наиболее ходовые модели из всего ряда, которые обеспечивают запасными частями снимаемые с производства изделия.

     Ассортиментная  политика определяет оптимальное соотношение  набора изделий, разных по стадиям жизненного цикла товара, одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать фирме относительно стабильные условия или некий баланс обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.

     В принципе, каких-либо универсальных  и стандартных рекомендаций не существует, какое количество видов продукции  и ее модификаций фирма должна одновременно производить и продавать  на рынке, точно так же, как нет  единых оптимальных наборов одновременно обращаемых на рынке товаров фирмы  в зависимости от их стадий жизненного цикла. Выделяют следующие товарные группы, которые рекомендуется предлагать на рынок одновременно:

     – основную – товары, приносящие фирме основную прибыль и находящиеся на стадии роста;

     – поддерживающую – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;

     – стратегическую – товары, призванные обеспечить будущую прибыль предприятия;

     – тактическую – товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости.

     Хотя  на рынке и не присутствует группа разрабатываемых товаров, она также  должна учитываться в ассортиментной политике фирмы, поскольку постепенно готовится к выходу на рынок.

     Таким образом, формирование ассортимента является одним из средств или методов управления ассортиментом: формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные позиции товаров, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением. 

     1.2 Формирование и управление ассортиментом

     Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли  требованиям определенных категорий  покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

     Номенклатура, или товарный ассортимент, — это  вся совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными  особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые  образуют низшую ступень классификации.

     Формирование  ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения  соотношений между "старыми" и "новыми" товарами, товарами единичного и серийного производства, "наукоемкими" и "обычными" товарами, и "ноу-хау". При формировании ассортимента возникают  проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально  новых видов продуктов или  вынужден следовать за другими изготовителями.

     Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с  одной стороны, потребительские  требования определенных групп (сегментов  рынка), а с другой, — необходимость  обеспечить наиболее эффективное использование  предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с  низкими издержками.

     Ассортиментная  концепция выражается в виде системы  показателей, характеризующих возможности  оптимального развития производственного  ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся:

     - разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей);

     - уровень и частота обновления ассортимента;

     - уровень и соотношения цен на товары данного вида и др.

     Цель  ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и  разнообразию спроса конкретных покупателей.

     Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

     Система формирования ассортимента включает следующие  основные моменты:

     1. Определение текущих и перспективных  потребностей покупателей, анализ  способов использования данной  продукции и особенностей покупательского  поведения на соответствующих  рынках.

     2. Оценка существующих аналогов  конкурентов по тем же направлениям.

     3. Критическая оценка выпускаемых  предприятием изделий в том  же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.

     4. Решение вопросов, какие продукты  следует добавить в ассортимент,  а какие исключить из него  из-за изменений в уровне конкурентоспособности;  следует ли диверсифицировать  продукцию за счет других направлений  производства предприятия, выходящих  за рамки его сложившегося  профиля.

     5. Рассмотрение предложений о создании  новых продуктов, усовершенствование  существующих, а также о новых  способах и областях применения  товаров.

     6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.

Информация о работе Аудит стратегического управления ассортиментом торгово-закупочной компании