Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношениях, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов………..………5
1.2. Земельный налог…………………………………………………………...7
1.3. Налог на имущество физических лиц…………………………………….9

Глава 2. Роль местных налогов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации и значение в формировании функций современных государственных финансов.
2.1. Роль местных налогов в формировании бюджетов органов местного самоуправления………………………………………………………………….13
2.2. Значение местных налогов в формировании функций современных государственных финансов……………………………………………………..16
2.3. Совершенствование процедуры уплаты местных налогов……………18

Глава 3. Динамика формирования местных налогов в Российской Федерации, начиная с 1991 года по настоящее время
3.1. Этапы становления налоговой системы………………………………...24
3.2. Современный этап реформирования налоговой системы……………..30
3.3. Динамика исполнения федерального бюджета по итогам 2011года….37

Заключение……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по Региональные и местные налоги и сборы с организаций.docx

— 87.58 Кб (Скачать документ)

Вместе с этим Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок регулирования  вопросов местного значения федеральными законами и определен исчерпывающий  перечень условий, при которых такое  регулирование возможно (п. 4 ст. 57).

Российская Федерация вправе регулировать правоотношения, отнесенные Конституцией РФ и данным федеральным законом  к ведению муниципальных образований, только путем установления федеральным  законом временных норм, которые  действуют лишь в том в случае, если указанные правоотношения не урегулированы  уставами муниципальных образований  и принятыми нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

Законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Федеральным законом РФ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ" (п. 1 ст. 7) также  определено, что федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции РФ и  настоящему Федеральному закону, ограничивать установленные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ и настоящего федерального закона, применяются положения Конституции  РФ и настоящего федерального закона (п. 3 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ"). 
 Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления все-таки имеют право "самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы".

В то же время, Налоговым Кодексом РФ (федеральным законодательным  актом) установлено (абз. 3 п. 4 ст. 12), что  представительные органы местного самоуправления, при установлении местных налогов, определяют лишь налоговые ставки (в  пределах, установленных Налоговым  Кодексом), налоговые льготы, порядок  и сроки уплаты. Все остальные  элементы налогообложения устанавливаются  Налоговым Кодексом (федеральным  законом).

Иными словами, Налоговый Кодекс РФ не предусматривает каких-либо налогов  и сборов, устанавливаемых органами местного самоуправления самостоятельно, то есть действительно местных налогов  и сборов.

Одним из основных факторов "федерализации" налоговой системы являлся довод  о "налоговом беспределе" на местном  уровне и о многочисленных и разнообразных налоговых поборах, установленных органами местного самоуправления.

С 1993 года, после вступления в силу Закона РФ "Об основах налоговой  системы в РФ" во многих муниципальных  образованиях были установлены многочисленные и разнообразные местные налоги. Появление этих местных налогов  было обусловлено желанием местных  Советов решить проблемы местных  бюджетов. Однако, в силу объективных  причин, налоги устанавливались далеко не всегда обоснованно и грамотно и, мягко говоря, не особенно профессионально.

При очередных выборах представительных органов местного самоуправления, начиная  с 1994, стала существенно возрастать роль предпринимательских структур. Очевидно, что крупные налогоплательщики  и их "лоббисты" (в хорошем  смысле) стали активно участвовать  в выборах, в том числе и  с целью оптимизации местного налогообложения.

При этом на местном уровне эффективность  обратной связи по вопросам налогообложения  и учета интересов налогоплательщиков гораздо выше, чем на областном  или федеральном уровнях. Кроме  того, установление налогов и сборов является одной из форм реализации представительным органом власти своих  властных полномочий путем принятия налоговых решений. А орган власти, принимающий любое решение, по определению  имеет право на ошибки, в том  числе, и при установлении налогов, за которые он же и отвечает. В  следующий раз не выберут. В настоящее  время практически во всех представительных органах местного самоуправления количество представителей бизнеса составляет не менее 50 % от общего числа депутатов. Столь высокий уровень представительства  вполне обеспечивает баланс интересов  власти и налогоплательщиков, а также  является необходимым и достаточным  препятствием для налогового произвола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Значение местных налогов  в формировании функций современных  государственных финансов.

 

Государственный бюджет страны, представляя  собой, основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, состоит  из доходной и расходной части. 
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня. 
 Классификация доходов бюджета. Mногообрaзие видов и групп доходов бюджетов предполагает их классификацию по различным критериям:

1. По социально-экономическому  признаку доходы бюджетов подразделяются на:

• доходы от юридических лиц различной  формы собственности; 
• доходы от государственных угодий и имущества; 
• доходы от государственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; 
 2. В зависимости от права собственности доходы бюджетов классифицируются на:

• собственные  — закрепленные в установленном  порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов, отчисления, полученные в бюджеты по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами государственной власти или  органами местного самоуправления; 
• заемные, которые используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. K ним относятся ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; выпущенные государственные или местные займы на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты.

3. В  зависимости от степени обязательности  бюджетные доходы подразделяются  на:

• налоговые  — предусмотренные законодательством  налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушение налогового законодательства; 
• неналоговые — доходы от использования государственного и муниципального имущества, от платных услуг, оказываемых государственными, муниципальными органами и бюджетными учреждениями; средства, получаемые вследствие применения мер финансовой, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и компенсации, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней и иные неналоговые доходы. 
 Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер. 
Налоговые доходы поступают в соответствии с уровнями бюджетной системы: федеральный, региональный и местный.

К федеральным налогам  и сборам относят: НДС, налог на прибыль, акцизы, таможенные пошлины, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц. 
 К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес. 
 К местным налогам и сборам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение.

4. В зависимости  от государственного устройства  страны различают:

  • доходы центрального (государственного) бюджета;
  • доходы местных бюджетов;
  • доходы бюджетов членов федерации (в федеративном (союзном) государстве).

Доходная  часть местных бюджетов формируется  не только за счет закрепленных за ними местных налогов, но и предоставленной  части федеральных налогов и  части налогов субъектов Федерации. Что касается доходной части бюджетов субъектов Федерации, то она складывается за счет закрепленных за ними региональных налогов и предоставляемой части  федеральных налогов. В отличие  от региональных и местных налогов  федеральные налоги обязательны  к уплате на всей территории страны. 
  В практике российской бюджетной деятельности закрепление доходов осуществляется различными методами. Доходы за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами могут закрепляться в полном объеме или в части. Так, все виды неналоговых доходов без каких-либо изъятий зачисляются в бюджеты субъектов Федерации, а, например, единый налог на вмененный доход только в размере 50 % остается в региональном бюджете. Частичное закрепление доходов бюджета осуществляется методом квотирования ставок или методом присоединения ставок. Суть первого из них в том, что доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого он получен. Второй метод заключается в наличии у субъектов Федерации бюджетной компенсации относительно введения надбавок к федеральным налогам, размеры которых (надбавок) ограничены законодательством. Так, например, распределение налога на прибыль предприятия осуществляется методом присоединения ставок: федеральным законодательством устанавливается максимальная ставка взимания и фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет. В оставшихся пределах налог закрепляется за бюджетами субъектов Федерации.

2.3. Совершенствование процедуры  уплаты местных налогов.

 

Принцип расщепления налоговых  поступлений обеспечивает выравнивание вертикальных дисбалансов и позволяет  сократить дотационность нижестоящих  бюджетов. Однако он имеет ряд существенных недостатков: отсутствие на местном  уровне взаимосвязи между объемом  предоставляемых бюджетных услуг  и уровнем налогообложения, заинтересованности органов власти местного самоуправления в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и  предпринимательского климата, ограничение  возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, размывание ответственности за состояние  бюджетной сферы. В наибольшей степени  эти недостатки проявляются в  отношении регулирующих доходных источников (налогов) с ежегодно устанавливаемыми нормативами отчислений в бюджеты  разных уровней.

Для устранения этих недостатков  необходимо:

1) расширить налоговые полномочия  органов власти местного самоуправления  при одновременном предотвращении  недобросовестной налоговой конкуренции  и обеспечении единого налогового  пространства;

2) законодательно закрепить основные  доходные источники (собственные  налоги, отчисления от налоговых  поступлений) за местными бюджетами  на постоянной (долгосрочной) основе  в соответствии с установленным  разграничением расходных полномочий  и обязательств;

3) сократить масштабы расщепления  налоговых поступлений между  уровнями бюджетной системы, предусматривая  при прочих равных условиях  зачисление 100 процентов поступлений  по определенным видам налогов  и сборов за бюджетом одного  уровня;

4) отказаться от практики централизации  поступлений по местным налогам  в вышестоящие бюджеты;

5) обеспечить уплату налогов,  поступающих местные бюджеты,  по месту фактической деятельности  предприятий, ввести правовые  и финансовые механизмы по  противодействию недобросовестной  налоговой конкуренции.

Разграничение налогов (налоговых полномочий) и доходных источников между органами власти разных уровней должно базироваться на следующих  принципах:

а) стабильность разделения доходов  между уровнями бюджетной системы  на основе единых принципов и подходов, обеспечивающего заинтересованность органов власти местного самоуправления в формировании благоприятных условий  для экономического развития и наращивания  налогового потенциала соответствующих  территорий;

б) собственные доходы бюджетов каждого  уровня должны стать основным ресурсом для эффективной реализации закрепленных за ними расходных полномочий, включая выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

в) налоговые полномочия органов  власти местного самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие муниципальные  образования;

г) разграничение налоговых полномочий и доходных источников должно в основном ориентироваться на вертикальное (между  уровнями бюджетной системы), а не горизонтальное (между регионами  и муниципальными образованиями) бюджетное  выравнивание;

д) каждому муниципальному образованию  должен быть гарантирован минимальный  норматив (в зависимости от типа или уровня муниципального образования) отчислений от налогов, поступления  от которых подлежат в соответствии с федеральным законодательством  разделению между региональными  и местными бюджетами соответствующего уровня (при одновременном упорядочивании бюджетного устройства субъектов Российской Федерации и механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных  образований);

Информация о работе Местные налоги:эволюция и тенденции развития,их виды и классификация